• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистры «Медиапроизводства в креативных индустриях» и «Мультимедийной журналистики» издали семь цифровых книг

В ходе курса по выбору «Цифровое книгоиздание» студенты магистерских программ подготовили и издали электронные книги на платформе Ridero. Одна из них, про мультимедийное продюсирование, вошла в топ-5 продаж Ridero за март. Рассказываем о работе над этим проектом.

Завершилась вторая в этом учебном году часть учебно-издательского проекта в рамках курса по выбору «Цифровое книгоиздание». Руководит им Александр Архангельский, ординарный профессор Вышки, а занимаются со студентами директор Института книги, сооснователь издательской платформы Ridero Александр Гаврилов, исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов и доктор культурологии, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Вышки Анна Новикова.

В рамках курса магистры познакомились с теорией и историей цифрового книгоиздания, подготовили книги к публикации в программе Adobe Digital Publishing System и представили маркетинговые стратегии для их продвижения.  Всего опубликовано семь книг, большая часть из них – это сборники статей популярных публицистов, журналистов, арт-критиков, оформленные студентами в единое издание.

Темы очень разные: есть путеводитель в мир малых музеев Москвы от Григория Ревзина, есть конспект идей современных экономических гуру от журналиста Бориса Грозовского, есть сборник статей Александра Рубцова «Метафизика власти» об актуальных событиях и проблемах российской политики сквозь призму политической теории и философии власти. В книге заместителя шеф-редактора издательского дома «Коммерсантъ» Дмитрия Бутрина «Скрепленное» анализируются неочевидные механизмы и связи прошлого с настоящим, которые создают нынешнее российское общество, а книга «Важнее, чем политика — 2» вышла под редакцией Дмитрия Бака и собрала беседы студентов и преподавателей Вышки с Максимом Кронгаузом, Мариной Лошак, Константином Райкиным, Александром Архангельским и другими в рамках цикла встреч «Важнее, чем политика».

В этот раз студенты впервые издали и два цифровых учебных пособия. В первом, которое называется «Цифровое книгоиздание», преподаватели курса, в рамках которого вышли в свет все эти сборники, подробно рассказали о создании и продвижении электронных книг. Они объяснили, какие сложности и перспективы есть у авторов, издателей и книжной культуры в целом.

Вторая такая книга — «Как это делается: продюсирование в креативных индустриях» — издана под редакцией профессора факультета коммуникаций, медиа и дизайна Вышки Анны Качкаевой. Она состоит из расшифровок  мастер-классов, лекций и интервью, проходивших на магистерской программе «Медиапроизводство в креативных индустриях». Здесь есть и историко-теоретический раздел, и практические рекомендации известных продюсеров студентам. В топе продаж издательской платформы Ridero за март эта книга оказалась на пятом месте.

Нам было очень интересно работать над книгой «Как это делается: продюсирование в креативных индустриях». Мы выбрали именно этот проект сознательно, нам казалось, что это вдвойне полезно: во-первых, мы научимся создавать цифровые книги, а во-вторых, в процессе работы познакомимся с большим количеством статей, ценных для нас в профессиональном плане — мы же сами осваиваем продюсирование. И мы не прогадали.

Книга, над которой мы работали, — это сборник статей около двадцати разных авторов. Работать с ними было не всегда просто, но это бесценный опыт. С каждым нужно было заключить договор, чтобы в дальнейшем не возникло никаких проблем. Лично я занималась работой корректора и редактора. Это очень медленный труд, в нашем случае тексты правились сильно. Кроме того, они были совершенно разными по формату и стилистике. Были и технические накладки, но главное — все удалось, как нам кажется!

Маргарита Васильева
Студентка 1 курса магистерской программы «Медиапроизводство в креативных индустриях» 

Когда запускалась программа «Медиапроизводство в креативных индустриях», было понятно, что мы ступили на тонкий лед знания «по ощущениям». Русскоязычной учебной литературы по теме было очень мало, только десяток сборников, в основном, американских, которые перевели в первое десятилетие XXI века. Все они полезны, но, разумеется, не учитывают особенности развития и существования отечественной медиаиндустрии, да и сама она находится в процессе становления, постоянно меняется. Но для того, чтобы написать традиционный академический учебник, нужно время: понятия должны устояться, да и сам издательский процесс длится долго.

Тем не менее, магистерская программа была успешно открыта, содержание курсов углублялось и уточнялось, профессионалы-практики начали не только вести занятия, но и привлекать студентов к проектам. Росло количество расшифровок лекций, экспертных интервью, презентаций, сценарных «библий», магистерских диссертаций. Стало понятно, что можно сделать «продюсерский пакет» по медиапроизводству — еще не учебник, но набросок с некоторым «взглядом в будущее». И чтобы доступ к материалам получили все, кто в этом заинтересован.

Целевая аудитория сборника — это, прежде всего, сами студенты программы. Но он будет полезен и абитуриентам магистратуры, которые только выбирают программу, и слушателям курсов дополнительного образования, и начинающим практикам, которые работают над стартапом в сфере медиа, и специалистам из других областей, которые хотели бы поменять сферу деятельности. Все-таки материал здесь специальный, хотя он подан и изложен так, что тексты смогут одолеть и те, кто намерен учиться в магистратуре, и те, кто просто любопытен.

Качкаева Анна Григорьевна
Департамент медиа: Профессор

Учиться цифровому книгоизданию полезно — потому что в современном мире спасение утопающего (то есть человека пишущего) дело рук самого утопающего, и только. На рынке остается место для штучных, дизайнерски ярких бумажных и массовых электронных книг. Плюс — чему мы тоже учим — тиражирование с помощью технологии «печать по требованию». А дальше перед издателями электронных книг открывается огромное поле для мультимедиа и креативных индустрий — как продвигать, как адаптировать к новой аудитории, как упаковывать в актуальные оболочки.

Архангельский Александр Николаевич
Ординарный профессор НИУ ВШЭ, руководитель курса «Цифровое книгоиздание»

 

Мне кажется, сегодня, когда производство плодов интеллектуальной деятельности выходит за границы университетов, издательств, научных лабораторий и других социальных институтов, тем, кто хочет заниматься творчеством и просвещением, очень важно научиться использовать новые технологические возможности профессионально, эффективно и ответственно. Надеюсь, эту свободу и ответственность в ходе курса почувствовали не только преподаватели, но и наши студенты.

Новикова Анна Алексеевна
Профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна, академический руководитель магистерской программы «Медиапроизводство в креативных индустриях»