• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Толстой рулит» и «Тиндер для Маяковского»: студенты Вышки представили проекты для литературных музеев Москвы

В конце ноября в Доме Гоголя студенты Вышки представили свои проекты, посвященные развитию литературных музеев столицы.

Презентованные концепции стали результатом работы в рамках сотрудничества МОСГОРТУРа и Высшей школы экономики. На протяжении трех месяцев студенты магистерской программы «Медиапроизводство в креативных индустриях» изучали как работают столичные литературные музеи, и подготовили собственные трансмедийные проекты для расширения представительства реальных музеев в цифровой среде.

 

Проекты 

Всего на презентации в Доме Гоголя студенты представили 11 музейных медиапроектов: девять связаны с литературными музеями столицы, два - с малыми музеями Третьяковской галереи и музеями Коломенского посада.

Студенческие проекты  были подготовлены в тесном сотрудничестве с музеями и наставниками – ведущими преподавателями Вышки. Мы расскажем о некоторых из них.


Музей Маяковского 

Студенты Вышки решили, что Маяковский как чрезвычайно современный поэт может легко «взаимодействовать» с молодежью digital-среде.  Целевой аудиторией виртуального музея должны быть молодые люди, которые в перспективе могут быть посетителями музея реального, который сейчас находится на реконструкции. Таким образом, о жизни и творчестве Маяковского будут рассказывать Telegram-канал, бот с цитатами, активные профили в соцсетях и приложение для знакомств «Тиндер».



Лавка Сытина

Сейчас имя Ивана Дмитриевича Сытина не на слуху, а в свое время, в конце XIX – начале XXвв., издатель и просветитель был заметной фигурой. Для того, чтобы рассказать о жизни медиамагната с тремя классами образования и обратить внимание на музей, который только готовится к открытию, студенты подготовили проект портала «Лавка Сытина». Его посетители смогут узнать о жизни «русского Форда», доходах издателя по курсу 2017 года, пройти тест на знание дореволюционной и современной медиатусовки, познакомиться с окружением издателя, его семьей, уникальными архивами. Финальная версия сайта будет готова весной 2018 года и защищена как магистерский творческий проект.

 

Музей И.С. Тургенева

Дом на Остоженке откроется после реконструкции только осенью 2018 года, но благодаря интерактивному лонгриду, узнать о его известных жителях можно будет уже весной: финальная версия сайта «Тайны тургеневского дома» будет защищена как магистерский творческий проект. В этом доме жила мать Тургенева, состоятельная и властная помещица, прототип барыни из «Муму». Ее отношения с сыновьями были не безоблачными, о деталях этой драматической истории рассказано в популярном сегодня формате «карточек». Также городскую усадьбу в разное время занимали митрополит Серафим, причисленный к лику святых, и «русский американец» Федор Толстой. Толстой был участников кругосветных экспедиций, дружил с Жуковским, Грибоедовым, Баратынским, Пушкиным и Гоголем. Таймлайны и интерактивные карты наглядно расскажут об обитателях одного из старейших домов Москвы.

Музей М.А. Булгакова 

Для «нехорошей квартиры» студенты предложили создать иммерсивный аудиогид на основе произведений и дневников Михаила Булгакова, воспоминаний его современников, аудиоспектакля и архивных аудиозаписей. То есть если кот «починяет примус», то вы слышите и кота, и примус, и огонь, и голоса на кухне. Квартира оживает. Аудиогид будет состоять из 12 звуковых историй, которые тематически разделены на четыре помещения: комната Булгакова, кухня, гостиная, синий кабинет. Для того, чтобы привлечь в музей иностранцев, аудиогид переведет на английский и другие языки.

 

Музей К.Г. Паустовского

Музей советского писателя начинался как школьная экспозиция, но быстро завоевал любовь московских поклонников творчества Паустовского. Музею передали памятник деревянной архитектуры XVIII века в Кузьминках. Сам Константин Георгиевич здесь никогда не жил, но ему бы точно понравился большой парк. Видимо, об этом же подумали студенты и разработали проект мобильного приложения-квеста «Тропа Паустовского 2.0». Маршрут прогулки проложен как раз по парку Кузьминки и включает ряд заданий, связанных с произведениями Паустовского.

 
Дом Н.В. Гоголя

Для этого музея студенты разработали проект интерактивного колледжа «Гоголедж». Проект направлен на школьников, которые одинаково любят и мистику Гоголя, и магию Хогвартса. На специальном сайте можно пройти тест, который распределит участников на один из трех факультетов – чертовщины, душеисследовательский или ревизорский. Для того, чтобы завершить обучение и получить сертификат одного из факультетов, школьникам будет нужно заглянуть в реальный музей. Финальная версия "Гоголеджа" будет готова весной 2018 года и защищена как магистерский творческий проект.

Музей Л.Н. Толстого 

«Толстой рулит» – именно так назвали студенты велоквест для музея-усадьбы писателя в Хамовниках. Для того, чтобы начать путешествие на велосипеде по Москве Толстого, достаточно запустить чат-бота на платформе Telegram. Если задания квеста покажутся сложными, бот даст подсказку и поможет дойти до финальной точки. Специально для проведения велоквеста музей планирует расширить парковку для велосипедов. 

 

Мнения.

Анна Качкаева, профессор департамента медиа, куратор проекта:

«Показ и обсуждение студенческих проектов - важное событие в нашем взаимодействии. Музеи все больше заинтересованы в выходе в медиасреду и использовании интерактивных форм работы с аудиторией с использованием цифровых и мобильных сервисов. Мы, в свою очередь, хотели, чтобы студенты научились разрабатывать, продюсировать и представлять собственные проекты, уметь деликатно обращаться с первоисточниками, архивами и общаться со специалистами из непривычной для них сферы — музейной. Наше сотрудничество получилось взаимовыгодным, и несколько студенческих проектов будут реализованы для публичной сферы. Совместно с МОСГОРТУРом в будущем мы планируем привлечь и другие культурные площадки, которые будут готовы к творческим экспериментам студентов, способствуя тем самым, подготовке медиа и музейных специалистов».

 

Наталья Лосева, первый заместитель генерального директора МОСГОРТУРа:

«На защите проектов мы снова говорили о том, зачем сегодня нужны музеи. В чем их функция — хранить информацию и артефакты или просвещать посетителей. До сих пор единогласного мнения на этот счет нет даже у профессионалов. Однако при разработке трансмедийных проектов студенты бережно и с уважением отнеслись к первоисточникам и не проигнорировали интересы посетителей, которые сегодня приходят в музеи все-таки за впечатлениями».

 

Фекла Толстая, заведующая отделом развития в московском Государственном музее Л.Н. Толстого, журналист, радио- и телеведущая:

«В прошлом году мы вместе с Третьяковской галереей начали этот проект. И я очень рада, что он развивается, у проекта большие перспективы. Мне кажется, что если музеи хотят видеть среди своих посетителей молодых людей, то не обращать внимание на взгляд представителей этого поколения, как минимум, недальновидно».

 

Александр Архангельский, ординарный профессор НИУ ВШЭ, куратор проекта, литературовед, публицист, телеведущий:

«Для меня совершенно очевидно, что, если в музеи не будет ходить следующее поколение, то «выживание» музеев становится большим вопросом. Музеям важно уже сейчас говорить с посетителями на понятном языке. Другой аспект, какой момент в политике открытых дверей мы имеем в виду, когда музей может утратить свою уникальность. Мы можем это понять только методом проб и ошибок. Некоторые из проектов совершенно точно приживутся в музейном пространстве. Некоторые проекты хорошо будут реализованы в городской среде и межмузейном пространстве – например, велоквест «Толстой рулит». По опыту прошлого года сотрудничества с малыми музеями Третьяковской галереи, могу сказать, что многие проекты были выполнены на высоком профессиональном уровне. У проектов большие перспективы, они будут «жить» в музейном пространстве».

 

Петр Мансилья-Круз, директор Музея Булгакова:

«Нашим предложением было включение студентов в какой-то долгосрочный проект, и этим проектом стал аудиогид. На самом деле, создание аудиогида – это действительно непростая задача. К тому же, у нашего музея весьма завышенные требования – в работе необходимо использовать подлинные архивные материалы, фрагменты текста, написанные Булгаковым. Кроме того, плюс к успеху любого аудиогида – зрительная и звуковая информация, то есть то, что есть в музее и содержится в тексте.

Задача для студентов была сложной. Нужно было погрузиться в материал, разобрать большое количество информации. При этом нужно было сделать короткий, лаконичный текст, а это сделать гораздо сложнее, чем длинное описание. Студенты восприняли работу очень серьезно. Мы провели около десятка встреч, создали несколько версий аудиогида, проводили пробы звука, записывали голос несколько раз. Мы оценили серьезность подхода студентов, умение строить работу. Мы хотим сделать аудиогид необычным и хорошим, чтобы он был отдельным, интересным и волнующим приключением для посетителей. Уверен, что наша работа будет продолжена, так как студенты разделяют наш перфекционистский подход».

 

-
Фото: mosgortur.ru
Ссылка на оригинальную новость


Справка:

В августе 2017 года МОСГОРТУР был объединен с Московским центром музейного развития. Одна из задач объединенной организации — повышение туристической привлекательности и конкурентоспособности московских музеев.