• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О программе

Программа продолжает и развивает традицию британских и американских культурных исследований, дополняя характерную для них социально-критическую перспективу новейшими достижениями современных социальных наук и философии. 
Программа включает в себя три траектории: культурная антропология, визуальная культура и социальная эстетика. 

1. Культурная антропология

Основной тематический фокус траектории: исследование различных обществ, вовлеченных в сложные процессы современного мира, такие как миграция, транснациональные практики, глобальные экономические кризисы, постколониальные отношения прошлого и современности. В центре внимания также находится влияние цифровой культуры на формирование культурной и социальной идентичности жителя современного города.

Основные курсы:

  • Введение в культурную антропологию, Цифровая антропология
  • Антропология культурной памяти
  • Антропология Севера и Арктики
  • Дата-антропология
  • Антропология миграции
  • История и антропология эмоций 

2. Визуальная культура

Тематический профиль этой траектории – когнитивные и социальные функции визуальных образов; взаимосвязь визуальности и социальной организации; трансформация визуального опыта в цифровых средах; влияние современной визуальной культуры на сферу искусства; роль визуальных образов в науке, политике, медицине и образовании; этические импликации визуальной коммуникации.

Основные курсы:

  • Визуальность в современной культуре
  • Актуальные проблемы теории медиа
  • Визуальная антропология
  • Теории образа
  • Специализированное зрение: археология, генеалогия, этнография
  • Анализ фильма 

Траектории дополняют друг друга в тематическом отношении, образуя образовательное пространство, содержательно более насыщенное по сравнению с обычным – монотематическим – форматом магистерских программ. Модульная система организации программы позволит индивидуализировать учебные планы студентов, связать учебные курсы с актуальной повесткой культурных исследований, а также оптимально использовать кадровые ресурсы университета. Возможность варьирования траекторий как в количественном, так и в содержательном отношении позволит оперативно реагировать на текущие изменения на рынках труда и в актуальной исследовательский повестке. 

Ключевой элемент учебного плана программы – работа над исследовательским проектом

(магистерской диссертацией), который может быть как индивидуальным, так и коллективным. В роли инфраструктурной поддержки научно-исследовательской деятельности студентов выступает система научно-исследовательских семинаров, на которых обсуждаются текущие проекты студентов, а также наиболее актуальные проблемы и тексты. 

Новая программа – результат объединение двух магистерских программ Школы философии и культурологии: Прикладная культурология и Визуальная культура.

Конкурентные преимущества программы

К конкурентным преимуществам программы следует отнести следующие ее особенности:

  • Программа не только исповедует, но и воплощает принцип междисциплинарности, включая в себя три взаимосвязанных тематических направления: культурная антропология, визуальные исследования и исследования взаимосвязи культуры и чувственности.
  • Это единственная программа в Российской федерации и СНГ по направлению визуальных исследований и вторая в России, предлагающая студентам возможность получения магистерской степени по культурологии с антропологическим профилем.
  • Программа основывает свои учебные планы и содержание курсов на передовых международных исследованиях в сфере современных культурных исследований.
  • Среди преподавателей программы – ведущие специалисты в области культурных и визуальных исследований.
  • Программа эффективно использует развитую инфраструктуру НИУ ВШЭ (доступ к международным базам актуальной научной периодики, университетская библиотека, разветвлённая сеть исследовательских центров и научных лабораторий НИУ ВШЭ), а также культурную инфраструктуру Москвы, позволяющую организовать разноплановую учебную практику для студентов программы.
  • Программа оптимально сочетает в себе прикладную и исследовательскую составляющие, а также предоставляет студентам широкие возможности в формировании индивидуальной образовательной траектории.