• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Октябрь

Руслан Хестанов: «Вместе с Политехническим музеем собираемся почти с нуля создать новую профессию»


  Презентация программы Прикладная культурология (PPT, 216 Кб)

 Концепция программы Прикладная культурология (DOC, 72 Кб)

 

Для магистерской программы «Прикладная культурология» с 2014 года основным направлением подготовки на ней стало музейное дело. Партнером программы является Политехнический музей, но руководитель программы Руслан Хестанов уверен, что спрос на выпускников предъявят и другие учреждения культуры.

Партнерская программа Высшей школы экономики и Политехнического музея, осуществляемая при поддержке Фонда Владимира Потанина, действует с 2014 года.

Основная задача проекта — профессиональная подготовка музейных специалистов международного уровня.

В программу 2015–2016 учебного года входят 7 курсов — «Музейное дело», «Менеджмент культурных институций и музеев», «Музейный проект», «Кураторство в современном музее», «Музей в цифровую эпоху», «Исследование аудитории музея» и «Доступный музей».

В качестве преподавателей в программе участвуют ведущие мировые эксперты в сфере музейного развития, такие какУве Брюкнер (Германия), Юко Хасегава (Япония), Хорхе Вагенсберг (Испания), Марк О’Нилл (Великобритания) и другие. Программа была разработана совместно с Академией Рейнвард / Reinwardt Academie (Амстердам, Нидерланды).

Подробнее о программе: museology.polymus.ru

Необходимость перестройки магистерской программы Руслан Хестанов объясняет прежде всего желанием обеспечить выпускникам «исключительные возможности трудоустройства по специальности». «Культурные индустрии находятся в состоянии радикальной перестройки, а потому важно прогнозировать намечающиеся тренды и, общаясь с потенциальными работодателями, реагировать на возникающий спрос», — отмечает он.

Программа изначально создавалась в партнерстве с Политехническим музеем, который известен своей новаторской деятельностью, но, как и другие культурные учреждения, испытывает дефицит специалистов нового профиля. Тех «музейщиков», кто, во-первых, представляет, как устроены менеджмент и предпринимательство в сфере культуры, во-вторых, знает, как организовать выставку, концерт или фестиваль, в-третьих, имеет навыки работы с современными медиа.

Наша совместная программа, с одной стороны, исходит из нового взгляда на музей. С другой — мы попытались вспомнить о той миссии, которую приписывали музею реформаторы в середине XIX века, когда его называли «машиной прогресса».

Хестанов Руслан Заурбекович
руководитель магистерской программы «Прикладная культурология»

«Наша совместная программа, с одной стороны, исходит из нового взгляда на музей, — рассказывает профессор Хестанов. — С другой — мы попытались вспомнить о той миссии, которую приписывали музею реформаторы в середине XIX века, когда его называли «машиной прогресса». Для нас музей — это не только место памяти, консервации ушедшего или медитаций о прошлом. Мы делаем акцент не столько на памяти, сколько на творчестве и воображении. Современные городские идентичности формируются скорее в пространстве креативных практик, а не нормативности традиции. И эту стратегию или, если хотите, идеологию мы разделяем с Политехом».

Над обновлением магистерской программы ее авторы работали не только с коллегами из Политехнического музея, но и с зарубежными экспертами, в частности, из Reinwardt Academie (Нидерланды) и Школы музейных исследований Университета Лестера (Великобритания). «Мы решили ориентироваться сразу на мировые стандарты, на самые продвинутые технологии музеев, — поясняет Руслан Хестанов. — Поэтому приглашаем на программу ведущих специалистов в области современного музейного дела — теоретиков и практиков. Это профессионалы мирового класса, чьи проекты оказались успешными в таких музеях, как Tate в Лондоне, Rijksmuseum в Амстердаме или Музей Шопена в Варшаве. Авторы этих и подобных проектов будут проводить у нас мастер-классы».

Например, курс по современному музейному делу будет преподавать Рубен Смит из Reinwardt Academie. Он долгое время работал в Ассоциации музеев Нидерландов и голландском Институте культурного наследия, а в последнее время курирует проект «Вдохновляющее обучение для всех». Другим преподавателем станет Герди Борхус — специалист по малоизвестной в России специальности «Информационный менеджмент музеев». Он также является партнером Европейского института музейной информации и членом комитета документации Международного совета музеев. Свой курс на программе будет вести и профессор Питер Дэвис из Университета Ньюкасла (Великобритания), автор известной книги об экомузеях «Ecomuseums — a sense of place».

На магистерскую программу ее разработчики хотят привлечь «нетривиально мыслящих, владеющих иностранными языками, открытых миру и будущему» абитуриентов. «Ведь мы вместе с коллегами из Политеха собираемся практически с нуля создать новую профессию, — говорит Руслан Хестанов. — Пусть потребность в ней ощущают сейчас далеко не все учреждения культуры, но, посмотрите, как быстро развивается Москва и меняются культурные практики населения. Мы рассчитываем на наших выпускников — они должны показать, на что способны. Тогда и потребность в них будет осознана».