• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Описание программы "Прикладная культурология"

 

 Презентация программы (PPT, 241 Кб)

Основная цель магистерской программы – обеспечить овладение современными социально-культурными и информационными технологиями индустрии культуры магистрантами, планирующими связать свою карьеру с предпринимательской деятельностью, государственной или муниципальной службой. Особое внимание уделяется изучению отечественных и зарубежных культурных политик и управленческих практик. Приобретённые компетенции позволят выпускникам в проектном режиме, с помощью вышеуказанных технологий, решать задачи регионального, социального и культурного развития, а также принимать участие в организации международных культурных проектах и стать востребованными профессионалами на глобальном рынке.

 

Целевой аудиторией программы являются студенты, имеющие культурологическое, искусствоведческое или музеологическое образование, например, закончившие бакалавриат по культурологии или истории искусства. Программа нацелена как на овладение бизнес-компетенциями, так и на выработку предметной (культурологической) ориентации у контингента с гуманитарным, но не специальным культурологическим образованием.

 

Задача программы - подготовка выпускников двух типов: магистра-практика и магистра-исследователя. Обе составляющие предполагают подготовку обучающихся к выполнению профессиональных задач повышенной сложности и исследованиям в избранной сфере. При этом акцент делается на академическом изучении функционирования учреждений и организаций культуры, рынков, аудиторий и культурных практик, которое сочетается с развитием прикладных  профессиональных навыков управления и организации в сфере культуры.

Школа культурологии работает в тесном контакте с профессионалами музейной отрасли. А потому у студентов появляется возможность уже в процессе обучения вступить в тесный контакт со специалистами и создавать возможности для своего карьерного роста.

 

Основные курсы:

 

  • Современные проблемы культурологии
  • История и методы исследования культуры
  • Креативная экономика
  • Кураторство в современной культуре
  • Менеджмент культуры и реализации культурных проектов
  • Современная музыка
  • Современные городские политики
  • Современная социальная теория

Дисциплины специализаций:

  • Культурная память и историческое сознание
  • Музейное дело
  • Кураторство в современной культуре
  • Прикладные исследования в культуре.

 

Функцию адаптивных курсов, предназначенных для людей, не получивших специальной культурологической подготовки, выполняет ряд предметных спецкурсов, а также курсы «Современные проблемы культурологии», «История и методология культурологии».

Концепция магистерской программы

 

Краткое описание программы 

 Концепция программы (DOC, 73 Кб)

Магистерская программа «Прикладная культурология» разработана в соответствии с «Положением о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации» и «Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Направление 51.04.01 «Культурология» (магистерская программа «Прикладная культурология»).

Подготовка в магистратуре в рамках комплекса специальных дисциплин и курсов по выбору осуществляется по предусмотренному государственным образовательным стандартом профилю по культурологии «культурное консультирование, менеджмент культуры и проектная деятельность в сфере культуры».. Особое внимание уделяется в программе подготовке магистров прикладной ориентации — осмыслению возможностей моделирования и управления социокультурными процессами; овладению практическими аспектами культурологического знания (культурное консультирование, менеджмент культуры, проектная деятельность, включая реализацию научно-исследовательских проектов).

Присваиваемая академическая степень: «Магистр культурологии».

 

Основная цель магистерской программы – обеспечить овладение современными социально-культурными и информационными технологиями индустрии культуры магистрантами, планирующими связать свою карьеру с предпринимательской деятельностью, государственной или муниципальной службой. Особое внимание уделяется изучению отечественных и зарубежных культурных политик и управленческих практик. Приобретённые компетенции позволят выпускникам в проектном режиме, с помощью вышеуказанных технологий, решать задачи регионального, социального и культурного развития, а также принимать участие в организации международных культурных проектах и стать востребованными профессионалами на глобальном рынке.

Целевой аудиторией программы являются студенты, имеющие культурологическое, искусствоведческое или музеологическое образование, например, закончившие бакалавриат по культурологии или истории искусства. Программа нацелена как на овладение бизнес-компетенциями, так и на выработку предметной (культурологической) ориентации у контингента с гуманитарным, но не специальным культурологическим образованием.

Задача программы - подготовка выпускников двух типов: магистра-практика и магистра-исследователя. Обе составляющие предполагают подготовку обучающихся к выполнению профессиональных задач повышенной сложности и исследованиям в избранной сфере. При этом акцент делается на академическом изучении функционирования учреждений и организаций культуры, рынков, аудиторий и культурных практик, которое сочетается с развитием прикладных  профессиональных навыков управления и организации в сфере культуры.

 

Обучение по программе  «Прикладная культурология» позволяет соединить экономические, менеджериальные и культурные практики, дает возможность системного и универсального подхода к менеджменту и предпринимательству в областях, основой которых является творческая составляющая.

Студент, успешно защитивший магистерскую диссертацию и получивший рекомендацию в аспирантуру, может продолжить обучение в аспирантуре по специальности 09.00.13 «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры»  Национального исследовательского  университета — Высшей школы экономики или другого профильного вуза.

 

Программа ориентирована на подготовку выпускников, способных:

 

  • Применять знание теории и практики для экспертного и организационного участия в деятельности различных организаций культуры, российских и зарубежных организаций, чья деятельность связана с современным рынком художественных ценностей;
  • Разрабатывать, организовывать и проводить различные по сложности и содержанию, количественные и качественные экспертные исследования с использованием разных методов и источников информации; организовывать и проводить мозговые штурмы и ситуационные анализы;
  • Пользоваться современными компьютерными технологиями поиска и анализа информации, работать с внутрироссийскими и зарубежными электронными базами данных;
  • Разрабатывать краткосрочные и долгосрочные маркетинговые прогнозы, оценивать экономические риски тех или иных стратегий и акций;
  • Готовить качественные аналитические и иные документы.
  • Осуществлять общий менеджмент разными типами учреждений культуры.
  • Организовать взаимодействие с аудиторией не только в формате музея, но с помощью фестивалей, выставок, социальных сетей и новых цифровых технологий

 

 

 

Актуальность программы

 

Проблема использования культурного наследия и культуры в целом, как важного и даже определяющего ресурса территориального и регионального развития является в настоящее время одним из ключевых направлений деятельности в сфере отечественной культуры. Помимо прямых бюджетных ассигнований со стороны органов государственной власти различных уровней музеям, театрам, оркестрам, киностудиям, туристическим фирмам и др. организациям культуры необходимо уметь привлекать негосударственные средства и распоряжаться ими. Вышеуказанные тенденции требуют разработок новых управленческой стратегии и тактики, многоуровневого подхода к регуляции социокультурных процессов в России. Все это свидетельствует о значении современного менеджмента в управлении процессами стратегического, тактического и оперативного развития интеллектуально-творческой и культурно-просветительской деятельности. А также о необходимости формирования у выпускников профильных заведений компетенций, позволяющих использовать культурный ресурс для интенсификации развития территория и поселений РФ в рамках комплекса подходов, определяемых как «культурные индустрии» и «креативная экономика».

Вместе с тем в Российской Федерации существует серьезная проблема с менеджментом в сфере культуры. В целом индустрия культуры испытывает дефицит профессионалов, чей опыт и эмпирическая база подтверждались бы релевантными дипломами и сертификатами. Подготовка культурологов в отечественной системе высшего образования ориентирована преимущественно историко-искусствоведчески и теоретически, выпускает специалистов, не владеющих необходимыми практическими навыками для работы на рынке, равно как и с отсутствием систематического понимания характера современного культурного процесса.

Ситуация усугубляется отсутствием специально подготовленных учебников и учебных пособий, направленных на формирование системных научных знаний и практических навыков по управлению организациями культуры и искусства, т.к. динамичное изменение внешней среды индустрии культуры и ее бизнес-проявлений привело к хроническому отставанию научных исследований в этой области и практически полному отсутствию учебно-методической литературы, отражающей экономические и политические реалии нашего времени. Программа восполняет эти недостатки за счет практического профиля подготовки магистров, а также содержательном акценте на современность в рамках академического профиля магистерской программы.

Школа культурологии работает в тесном контакте с профессионалами музейной отрасли. А потому у студентов появляется возможность уже в процессе обучения вступить в тесный контакт со специалистами и создавать возможности для своего карьерного роста.

 

 

Предметные области программы

Предлагаемая магистерская программа ориентирована на фундаментальную подготовку выпускников в следующих предметных областях:

  • менеджмент в сфере культуры,
  • культурология и эстетика,
  • история и современное состояние предметных областей культуры,
  • теории медиа, философия искусства, теории архитектуры, музыки и др.

 

 

Общая характеристика содержания программы и учебного плана

 

Основными формами обучения в магистерской программе являются:

  • Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические положения и понятия соответствующих курсов, дается аналитический обзор важнейших исследований в сфере культурных индустрий;
  • Мастер-классы по прикладным аспектам управления культурными институциями;
  • Семинарские занятия, на которых обсуждаются и анализируются сложные и дискуссионные аспекты изучаемого материала, проводятся презентации домашних заданий, а также работ по индивидуальным и групповым проектам (как исследовательским, так и прикладным);
  • Подготовка самостоятельных работ письменных научно-исследовательских работ:
  • Практические занятия «в поле», вырабатывающие базовые навыки и умения;
  • Домашние задания, организующие самостоятельную работу по проработке и углубленному изучению отдельных аспектов учебного материала;
  • Консультации преподавателей и специалистов для оказания помощи студентам в усвоении теоретического и практического учебного материала.

Помимо освоения учебных дисциплин, большое значение придается выработке у студентов навыков самостоятельных научных исследований. Научная работа магистрантов будет реализована в рамках индивидуальных и групповых исследовательских проектов, нацеленных на научную разработку конкретных проблем, конференций, стендовых докладов, научно-исследовательских семинаров с презентацией результатов исследовательских проектов, курсовых и других самостоятельных работ. В целом, в зависимости от выбранной специализации, студентам отводится более 900 часов на научно-исследовательскую работу в семестре.

Основные и специальные дисциплины, читаемые в рамках магистерской программы, являются логическим продолжением и углублением знаний в области культурологии, полученных в бакалавриате, и представляют собой второй уровень двухуровневой системы обучения.

 

Для магистрантов будут читаться следующие основные курсы:

  • Современные проблемы культурологии
  • История и методы исследования культуры
  • Креативная экономика
  • Кураторство в современной культуре
  • Менеджмент культуры и реализации культурных проектов
  • Современная музыка
  • Современные городские политики
  • Современная социальная теория

Дисциплины специализаций:

  • Contemporary Theories of Cultural Spaces (курс на английском)
  • Современная международная культурная политика
  • Культурная память и историческое сознание
  • Музейное дело
  • Кураторство в современной культуре
  • Культурное наследие в цифровую эпоху
  • Культурная политика в России
  • Прикладные исследования в культуре.

 

Функцию адаптивных курсов, предназначенных для людей, не получивших специальной культурологической подготовки, выполняет ряд предметных спецкурсов, а также курсы «Современные проблемы культурологии», «История и методология культурологии».

 

Требования к выпускникам магистерской программы

Реализация магистерской программы " Прикладная культурология " предполагает подготовку специалистов, которые:

  • обладают глубокими знаниями в области проблем современной культуры;
  • обладают глубокими знаниями в истории и современном состоянии культурологии;
  • обладают глубокими знаниями в области менеджмента культуры;
  • владеют навыками организации проектов в сфере культуры;
  • владеют навыками проведения фундаментальных исследований в области культурологии;
  • владеют навыками аналитической работы в группе;
  • умеют вести поиск необходимой информации, используя как традиционные, так и новейшие информационные технологии;
  • умеют обрабатывать и анализировать разнородные источники информации;
  • умеют представлять итоги проведенной работы в виде отчетов, аналитических записок, тезисов, рефератов, статей, электронных презентаций, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями с привлечением современных средств редактирования и печати;
  • способны к самостоятельному профессиональному развитию и совершенствованию в профильных направлениях.

 

Кадровая база магистратуры

 

Магистерская программа будет реализовываться по преимуществу преподавателями Школы культурологии факультета гуманиатрных наук, а также в тесном сотрудничестве с другими профильными образовательными и научно-образовательными подразделениями НИУ ВШЭ.

 

 

Дополнительно предполагается привлечение к преподаванию в рамках отдельных спецкурсов и мастер-классов специалистов из прикладных сфер:

 

  • Критиков ведущих и профильных печатных и интернет-изданий (Colta, «Эксперт», «Русский репортер», «Киноведческие записки», «Арт-Хроника», «Художественный журнал» и др.);
  • Кураторов художественных и культурных мероприятий из галерей Москвы и Петербурга, центрального офиса ГЦСИ, Московской биеннале современного искусства и т д;
  • Менеджеров государственных учреждений культуры (музеи, библиотеки, академические театры)
  • Издателей, продюсеров и др.

 

Объекты профессиональной деятельности выпускников магистратуры

 

Школа культурологии работает в тесном контакте с профессионалами разных отраслей культуры. А потому у студентов появляется возможность уже в процессе обучения вступить в тесный контакт со специалистами и создавать возможности для своего карьерного роста.       

 

Возможные места трудоустройства выпускников настоящей магистерской программы и сфера применения знаний и умений, полученных по магистерской программе, включают следующие организации и государственные органы:

  • Министерство культуры Российской Федерации
  • Министерство регионального развития Российской Федерации
  • Культурологические, философские и социологические факультеты вузов
  • Исследовательские и академические институты
  • Организации некоммерческого сектора
  • Музеи, галереи, театры, издательства, интернет-порталы, клубы, книжные магазины и т.д.
  • Аукционные дома (российские и зарубежные)
  • Аналитические и консалтинговые центры
  • Инвестиционные фонды, благотворительные фонды, арт-фонды
  • Средства массовой информации и издательские дома
  • РR-агентства
  • Предприятия культурных индустрий.

 

Соответствие должностям в вышеуказанных структурах предполагает владение набором компетенций (менеджериальной, маркетинговой, креативной, исследовательской и т.д.), в комплексе образующих главную, «стержневую» проектную компетенцию. Приобретенная в рамках обучения по данной магистерской программе «проектная компетентность» позволит ее выпускнику выбирать сферу профессиональных занятий в самом широком диапазоне от менеджмента классических организаций до креативных индустрий, от локальных проектов до системных программ регионального и городского развития.