• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар о современной российской рэп-культуре

Рэп с момента появления в США был феноменом, объединяющим сообщество. Исполнители и слушатели были выходцами из одной социокультурной среды, имели схожие сложности и опасения по поводу жизненных перспектив. На территории России рэп-культура изначально не была элементом самовыражения каких-либо угнетенных групп и не формировала вокруг себя социально и культурно однородного сообщества. Рабочий семинар Научно-учебной группы «Participatory Culture (культура соучастия): сообщества и практики» 5 апреля был посвящен исследовательскому проекту Евгении Фроловой о современной российской рэп-культуре.

Рэп с момента появления в США был феноменом, объединяющим сообщество. Исполнители и слушатели были выходцами из одной социокультурной среды, имели схожие сложности и опасения по поводу жизненных перспектив. На территории России рэп-культура изначально не была элементом самовыражения каких-либо угнетенных групп и не формировала вокруг себя социально и культурно однородного сообщества.

Сегодня рэп в России представляет собой разнородное (в вопросах стиля и содержания текстов) явление и является одним из наиболее популярных музыкальных направлений среди молодежи. Разговор о рэп-сообществе строится вокруг следующих вопросов:

1. Связь российского рэпа с международной хип-хоп-культурой. История развития и современные международные тренды рэп-музыки, несомненно, отражаются на творчестве российских исполнителей. В то же время, для данного направления важнейшую роль играют локальные контексты: топосы (в терминологии Эрнста Курциуса) уличной жизни и окружения присутствуют в большей части рэп-текстов. Исследование современной российской рэп-музыки предполагает определение формы соединения глобального и локального контекстов.

2. Наличие стиля и особенности самоидентификации сообщества. Для участников рэп-культуры только в 1980–1990-х гг. в США и, иногда, других странах был характерен узнаваемый стиль: широкие штаны, золотые украшения и кепки с прямыми козырьками и так далее. Сегодня некоторые исполнители иронизируют над этим образом, но большинство предпочитает нейтральную по стилю одежду. Рэп-сообщество открыто для новых участников: записать собственный трек и — тем более — обсудить чужое творчество может любой желающий. В качестве основы для самоидентификации членов сообщества скорее используется противопоставление «андеграунд—мейнстрим», нежели «свой—чужой».

3. Баттлы как перформативный элемент рэп-культуры. Словесные состязания (или баттлы) сегодня являются популярными среди широкой аудитории мероприятиями рэп-сообщества. Во время таких баталий оппоненты доказывают свое мастерство через использование интересных рифм, нетривиальных оскорблений противника и оригинальную саморепрезентацию. В современном российском рэп-сообществе баттл является сценой, отражающей ценности исполнителей и слушателей, а также особенности их коммуникации.

Исследование, которое проводит Евгения, не только очертит основные особенности современной российской рэп-культуры, но и рассмотрит роль рэпа в актуальном социокультурном контексте.

На что важно обратить внимание при просмотре баттла? В этой подборке указаны наиболее значимые для рэп-состязаний элементы. Предупреждаем, что рэп-баттлы содержат ненормативную лексику.

  • Задача каждого участника баттла — оскорбить оппонента, используя наиболее изящные рифмы. В состязании Oxxxymiron VS Johnyboy соперники используют факты из жизни друг друга и не скрывают личной неприязни.
  • Баттл — это сцена, на которой исполнители демонстрируют, в том числе, свои творческие способности. Одно из самых ярких шоу среди русских рэп-баттлов — состязание Басота VS Drago.
  • Оскорбления, к которым прибегают рэперы, могут касаться личности оппонента, его творчества, его близких и так далее. Одним из самых неожиданных в плане выбора темы для шуток и унижений стал поединок Rickey F VS Sin.
  • Вопрос о границах и запрещенных темах на рэп-баттлах был актуален всегда: некоторых исполнителей оскорбляют шутки о родственниках, а иногда рэп-сообщество заявляет о неуместности строчек, посвященных известным деятелям культуры, политики и так далее. Баттл Эрнесто Заткнитесь VS Гнойный показал, что есть конкретные имена и темы, которые организаторы будут цензурировать.  
  • Юмор — важная составляющая выступлений на рэп-баттлах: он помогает привлечь внимание аудитории и сделать текст более ярким. Сохранение серьезности важно, чтобы создать ощущение искренности, однако часто рэперы предпочитают юмор всем остальным способам проявить свое мастерство. WahaBeat VS 13/47.
  • Несмотря на то, что и на зарубежной, и на российской сцене всегда были рэперы-женщины, в большинстве рэп-текстов проявляется мизогиния. Оскорбления оппонентов часто направлены в сторону матери или девушки противника, сравнение исполнителя с женщиной также является унизительным. В современном российском контексте участниками баттлов являются, в первую очередь, мужчины. Однако некоторое время назад начала проявляться тенденция к большей открытости баттлов в этом отношении: первым состязанием с участием женщины стал поединок Марина Кацуба VS Drago, яркое состязание двух женщин-рэперов — Маша Hima VS Юля Kiwi.