Зачем магистрантам «онбординг»?
Большую часть сентября студенты магистратуры «Практики кураторства в современном искусстве» проводят за пределами аудитории, активно посещая экскурсии, спектакли и дискуссии. Все это происходит в рамках «онбординга». Разбираемся, как он устроен и зачем нужен.
Термин «онбординг» программа позаимствовала из корпоративного мира, где онбордингом называют знакомство пользователя с программой или нового сотрудника с местом работы. Для тех же целей существует онбординг и у магистрантов. В первый месяц учебы студенты узнают, как устроена программа, знакомятся друг с другом, а также с культурной индустрией и ее ключевыми акторами. Именно поэтому большая часть занятий не похожа на обычные лекции и семинары: это встречи с действующими практиками, визиты в институции и знакомства с их командами, посещения выставок и ярмарок современного искусства.
В то же время первокурсники не обходятся без аудиторных занятий: в рамках адаптационного курса директор Музея Москвы и преподаватель Garage Academy Анны Трапковой помогает студентам разобраться в институциональном устройстве художественной системы, посмотреть на культурную индустрию с позиции социальных наук и понять отличия культурной политики разных стран.
Впечатлениями от отнобординга поделилась студентка четвертого набора магистратуры Анастасия Дергоусова:
«Не хочу выделять конкретные события, чтобы не помещать их в поле сравнения, поделюсь общими ощущениями.
Я бы сказала, что онбординг — это welcome on board не только магистратуры, но и профессиональной деятельности в целом. Теперь твоя жизнь помимо учебы и (опционально) работы должна включать постоянное посещение мероприятий, знакомство с коллегами по цеху и много-много чтения: от специализированных новостей до книг из списка литературы к каждому курсу. Конечно, ты делал это и раньше, но нужно учитывать контекст: мы приехали из регионов с разной насыщенностью культурной жизни. В Тобольске, например, я без труда обойду все мероприятия недели (некоторые из них сама организую), а в Москве это объективно невозможно. Поэтому приходится не только оптимизировать свое время, но и разбираться со страхом пропустить что-то важное и интересное (а иногда с переизбытком впечатлений и тем, что не успеваешь их “переварить”).
Изменился тип потребления информации. Приятно вживую смотреть спектакли театра «Практика», о которых раньше читал в телеграм-каналах. То же касается и блока «встреч с вдохновляющими людьми»: трансфер из онлайн-интервью в личное общение — это бесценная возможность задать вопрос. В самом начале учебы у нас спрашивали, кто наши ролевые модели в индустрии. Есть ощущение, что весь следующий месяц мы с этими ролевыми моделями знакомились. К «вдохновляющим людям» я, кстати, отношу и выпускников прошлых наборов, которые приходили к нам рассказывать о своих выставках.
Если смотреть только на фотографии, которыми делятся студенты магистратуры в соцсетях, может показаться, что мы, как пошутил кто-то из ребят, поступили на «продленку»: только и делаем, что ходим в разные классные места и, на первый взгляд, особенно не напрягаемся. Это, конечно, обманчивое впечатление: на лекциях и семинарах Анны Владимировны Трапковой мы старались критически осмыслить опыт и практику старших коллег, поместить все визиты в теоретическую рамку. Вводный курс опять же «выровнял» нас (мы не только из разных регионов, но и из разных профессиональных сфер) в понимании того, как устроена культурная индустрия, и дал общий словарь для ее обсуждения.
Последнее, что хочется отметить — это невероятное количество заботы, которым нас окружила команда магистратуры: от теплого чая и пледов в аудитории до глобального ощущения сообщества и дома. Правда, мне уже намекнули, что это не специфика онбординга и не букетно-конфетный период, а постоянная практика. И это не может не радовать!»
Подробнее узнать о поступления и обучении в программах Garage Academy можно, написав на почту academy@garagemca.org или в соцсетях.