• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
15
Август

Теория и история культуры

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предполагает знакомство слушателей с основными понятиями, направлениями и периодизацией искусства XX и XXI века. Основные блоки курса: • Концепция современности от модернизма до наших дней. • Промышленная революция, научно-технический прогресс, массовое общество и колониальная глобализация как условия рождения Современности (Modernity). • Критика модернизма и пост-современность как продукт постиндустриального общества, медиа-революции и постколониального мира. • Периодизация современного искусства (modern и contemporary), основные явления и «-измы»:
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представления о предпосылках возникновения, периодизации и об основных исторических этапах сложения и развития искусства XX-XXI вв.
  • Выработка умения раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественного процесса XX-XXI вв. в контексте трансформации политической и социокультурной сфер и философской мысли
  • Ознакомление с наиболее значимыми трудами и концепциями в области истории и теории искусства XX-XXI вв.
  • Формирование представления о месте русского современного искусства в контексте мировых художественных практик и процессов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объясняет историю сложения современной художественной системы (ее основные институции и институты, роль и статус художника в модерном обществе, а также стереотипы его восприятия)
  • Сравнивает изменение художественного и образного языка и соотношение этого процесса с развитием западноевропейской философской мысли и эволюцией социокультурного контекста
  • Называет основные персоналии истории искусства ХХ-ХХI вв., основные принципы творческих методов и положения теоретических концепций;
  • Называет и уметь объяснять основные концепции, теории и методологические подходы в искусстве ХХ века с точки зрения их исторического и современного восприятия
  • Называет основные институции и объединения, значимые в контексте сложения и развития современных культуры и искусства
  • Выявляет основные закономерности процессов в искусстве ХХ-XXI вв. в их соотношениями с процессами трансформации общества и власти указанного периода
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Возникновение современной культуры в эпоху модерна, сложение современной художественной системы.
    Возникновение современной культуры в эпоху модерна и сложение современной художественной системы (ее основные институции и институты, роль и статус художника в модерном обществе, а также стереотипы его восприятия). Дискуссии об истоках современного искусства, проблемы периодизации и соотношения локального и глобального в мировой культуре XX-XXI вв. Понятие «искусство» в контексте современной теории и философии культуры.
  • Общая проблематика искусства рубежа XIX–XX веков: изменение художественного языка.
    Общая проблематика искусства рубежа XIX–XX веков: изменение художественного и образного языка и соотношение этого процесса с развитием западноевропейской философской мысли и эволюцией социокультурного контекста (урбанизация, индустриализация и т.д.), появление новаторских форм и роль перцепции неевропейских культур в этом процессе. Проблема терминологии: «модернизм» и «авангард». Кризис живописи после изобретения фотографии в XIX столетии и выход из него (кубизм). Политизация и политические амбиции искусства.
  • Беспредметное искусство 1910-1920-х годов.
    Беспредметное искусство 1910-1920-х годов: его истоки (символизм и немецкий экспрессионизм: группа «Мост», «Новое выставочное объединение» в Мюнхене, «Синий всадник»), сходства и различия в философских воззрениях и творческих подходах пионеров европейской абстракции (Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан). Международный диалог и влияние русского авангарда на мировой контекст (Эль Лисицкий, Владимир Татлин, Александра Родченко). Влиянием абстракции на другие виды искусств: абстрактная анимация (Ханс Рихтер и Викинг Эггелинг), кино-опыты Фернана Леже и Роберта Делоне. Рождение кинетического искусства (Наум Габо и Марсель Дюшан).
  • Антиэстетика и антиискуство
    Антиэстетика и антиискуство: дадаизм. Рождение дадаизма как ответ на машину массового уничтожения Первой мировой войны. «Кабаре Вольтер» в Цюрихе (Хуго Балль, Тристан Тцара, Ханс Арп). Дадаизм как пример одного из первых синтетических проектов в искусстве XX века (акции дадаистов, ярмарки-дада, печатная продукция). Распространение дадаистских стратегий в искусстве послевоенной Европы (дадаизм во Франции и Германии, Париж, Ганновер, Кельн) и в США (галерея «291» Альфреда Стиглица в Нью-Йорке). Фотомонтаж. «Реформа» Марселя Дюшана и его концепция реди-мейда.
  • Сюрреалистическое движение.
    Сюрреалистическое движение. Манифесты сюрреалистов. Сюрреалистические игры и концепция сюрреалистического объекта (Мерет Оппенгейм, Ман Рей, Альберто Джакометти, Сальвадор Дали). Политические взгляды сюрреалистов. Коммерциализация и массовая перцепция сюрреалистической эстетики в дизайне и моде.
  • Искусство как агент утопии прогрессивного социального порядка.
    Искусство как агент утопии прогрессивного социального порядка. Феномен Баухауса Вальтера Гропиуса в Европе 1920-х годов и на Ближнем Востоке 1930-х годов. Миссия школы, ее структура и атмосфера. Теория и практика Баухауса: педагогика Иоганнеса Иттена, системы преподавания Василия Кандинского и Пауля Клее. Пролеткульт и Производственное искусство в СССР.
  • Реализм и «реализмы»: европейская фигуративная живопись конца 1910-х-1920-х годов.
    Реализм и «реализмы»: европейская фигуративная живопись конца 1910-х-1920-х годов. «Призыв к порядку» во Франции и Новеченто в Италии. Недостаток эмпатии — «Новая вещественность» в Германии.
  • Искусство на службе у идеологии.
    Часть 1. Институциональное своеобразие тоталитарной художественной системы (на примере советской художественной системы): От художественного плюрализма 1920-х годов к сталинской «культурной революции». Корпоративная организация советских художников, иерархии и социальный статус художника в СССР, система оценки и репрезентации, система госзаказа. Трансформация советских художественных институтов в постсоветское время, гибридная структура современной российской художественной системы. Часть 2. Антимодернисткие тенденции в довоенном искусстве: кампания против и формализма и формалистов в Советском союзе и искоренение «дегенеративного искусства» в нацистской Германии. Феномен социалистический реализма: проблемы стиля и метода. Часть 3. Политически ангажированное искусство Западной Европы и Латинской Америки (от Пабло Пикассо до мексиканских муралистов) в довоенный период.
  • Американское искусство первой половины XX века.
    Американское искусство первой половины XX века: перцепция модернистской эстетики американскими художниками в довоенный период. Реджионализм. Художественная и интеллектуальная эмиграция в Соединенные штаты в период Второй мировой войны. Влияние сюрреализма на сложение абстрактного экспрессионизма. Абстрактный экспрессионизм (художники, работы, техника и метод). Интерпретации абстрактного экспрессионизма в критике Клемента Гринберга и Гарольда Розенберга. Постживописная абстракция.
  • Перцепция идей и методов авангарда в послевоенное американском и европейском искусстве.
    Перцепция идей и методов авангарда в послевоенное американском и европейском искусстве. Кинетическое искусство и оптические иллюзии, Марсель Дюшан и его влияние на сложение неодадаизма в Америке (Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс) и «Нового реализма» во Франции (критическая деятельность Пьера Рестани, деятельность Армана, Сезара, Кристо, Жана Тэнгли). Марсель Бротарс и Йозеф Бойс.
  • Расширение границ искусства в 1960-х годах.
    Расширение границ искусства в 1960-х годах: деятельность группы Fluxus. Перформативный поворот в искусстве второй половины XX века: от художественного перформанса к политическому акционизму и групповой арт-терапии. Новая телесность и новое тело.
  • Массовая культура общества потребления и pop-арт
    Массовая культура общества потребления и pop-арт. Идеи «промышленного производства» в искусстве (проблема «мюльтипля») и серийности против ценности «оригинала» и «раритета». Интерпретация приемов и методов поп-арта в СССР (Михаил Рогинский, Борис Турецкий, Виталий Комар и Александр Меламид и соц-арт).
  • Дихотомия официального и неофициального в художественной культуре послевоенного СССР
    Дихотомия официального и неофициального в художественной культуре послевоенного СССР: сталинский соцреализм против абстракционизма и «сурового стиля». Формирование оппозиции официального и неофициального в искусстве в конце 1950-х — начале 1960-х годов, феномен нонконформисткого искусства и мировоззрение художника-нонконформиста. Влияние философии экзистенциализма на сложение художественного языка 1960-х-1970-х годов и отторжение экзистенциализма (метапозиция Дмитрия Пригова и Бориса Орлова). Расширение идеологических и стилистических рамок официального в 1970-е и частичная легитимизация художников-нонконформистов.
  • Социалистическая альтернатива: искусство стран Варшавского договора.
    Социалистическая альтернатива: искусство стран Варшавского договора (от польской послевоенной абстракции и концептуализм до Лейпцигской школы в ГДР). Влияние восточноевропейского искусства на советскую культурную жизнь.
  • Неоэкспрессионизм в послевоенном искусстве.
    Экспрессионизм и экспрессионизмы во второй половине XX века.
  • Дематериализация искусства.
    Дематериализация искусства и кризис ортодоксального модернизма. Невидимое и нематериальное искусство.
  • Концептуальное искусство и его локальные трактовки.
    Концептуальное искусство и его локальные трактовки. Критика основ модернистского искусства и критика субъективизма, стирание границ между теоретическими и художественными практиками. Основополагающие тексты концептуализма — «Параграфы концептуальном искусстве» Сола Левитта (1967) и «Искусство после философии» Джозефа Кошута. Перцепция идей американских концептуалистов в европейском искусстве: группа Art & Language (Терри Аткинсон, Дэвид Бейнбридж, Майкл Болдуин и Гарольд Харрел). Концептуальное искусство в СССР. Влияние французского структурализма и русского формализма на советских художников и их практики. Термин «Московский романтический концептуализм» Бориса Гройса и его перцепция в художественной среде 1970-х годов. Постконцептуальное состояние искусства по Питеру Осборну.
  • Сайт-специфичное искусство.
    Сайт-специфичное искусство: между модернисткой скульптурой и концептуальным искусством.
  • Развитие технологий, технофилия, их творческая апроприация, использование и интерпретация.
    Послевоенная технофилия и развитие технологий, их творческая апроприация, использование и интерпретация. Рождение видео-арт и трансформация искусства фотографии (включая стратегии работы и взаимодействия с ней). Влияние технологий и новых видов искусства на художественный контекст и массовую эстетику. Институционализация новых видов искусства.
  • Искусство за пределами «Первого мира». Глобализация постколониального искусства и поиск нового художественного языка.
    Искусство за пределами «Первого мира». Постколониальная идентичность и движение за гражданские права. Деколонизация Африки: искусство против апартеида. Глобализация постколониального искусства и поиск нового художественного языка. Новая география и локальные художественные сцены.
  • Критическое искусство и искусство как политического протеста.
    Критическое искусство, искусство как часть политического протеста и движения за равные права и равную политическую и культурную репрезентацию. Феминистский поворот в искусстве. Теория и практика. Политика идентичности: движение за права сексуальных меньшинств и квир-эстетика. Медиа-активизм. Художественная среда и политика институций: против исключения.
  • Социальный поворот в искусстве 1990-х годов.
    Социальный поворот в искусстве 1990-х годов. От «реляционной эстетики» Николя Бурио к парципаторному искусству в интерпретации Клер Бишоп. Искусство и современная этика.
  • Технологический поворот в искусстве.
    Цифровая революция, технологический поворот в искусстве и реакция на него: от нет-арта до искусства пост-интернета. Художественная футурология.
  • Искусство парафикции: фикции и фиктивность в современном искусстве.
    Искусство парафикции: фикции и фиктивность в современном искусстве. Документальность и вымысел в современном искусстве, манипулирование медиа, институциональный авторитет и другие составляющие создания правдоподобия.
  • Глобальный архив изображений.
    Вместо заключения. Глобальный архив изображений: роль репродукции в распространении искусства, образовании художника, музейном деле. Распространение: от камеры Ворк Штайхена с фотографиями Марселя Дюшана до цифрового репродуцирования. Образование: от репродукции и открытки (и их роли в распространении знания о современном искусстве при тоталитарных режимах) до искусства апроприации (на примере творчества Элен Стёртеван и Авдея Тер-Оганьяна). Музейное дело: от идей Андре Мальро к практикам Роберта Раушенберга и Джона Балдессари (а также Кати Новичковой, Сесиль Б Эванс, Хито Штейрль и др).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Письменная контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Аудиторная работа + 0.5 * Письменная контрольная работа
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.1 * Письменная контрольная работа + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hauser, A. (1999). The Social History of Art (Vol. 3rd ed). London: Taylor & Francis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=491557
  • Lambert-Beatty, C. (2009). Make-Believe: Parafiction and Plausibility. https://doi.org/10.1162/octo.2009.129.1.51
  • Paul, C. (2016). A Companion to Digital Art. Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1198087
  • Pollock, G. (2003). Vision and Difference : Feminism, Femininity and Histories of Art. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=495201

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bishop, C. (2018). Against Digital Art History. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9EFDA252
  • Danto, A. C. (2001). Art. Nation, 273(9), 32–37. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=5382249
  • Wekselman, K. (2015). New Objectivity: Modern German Art in the Weimar Republic 1919–1933. Library Journal, 140(19), 81. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=110786664