• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
15
Август

Современная критика

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 2-4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предполагает изучение студентами теоретических основ современной критики, формирование понимания роли современной критики в сфере современного искусства, а также получение опыта на практических занятиях, формирующих навыки интерпретации и анализа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение навыков работы с текстами о современном искусстве
  • Приобретение базовых навыков в области критики в сфере современного искусства
  • Формирование понимания роли современной критики в сфере современного искусства
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет различные подходы к четким определениям искусства
  • Распознает существующие в письме формы повествования об искусстве
  • Определяет возвышенное у Канта как опыт и эстетическое ощущение
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Искусство в двух словах
    Искусство – вещь. Искусство – деятельность. Искусство – понятие. Искусство – недавнее изобретение. Не вещь, не деятельность, не понятие: другие подходы к четким определениям искусства.
  • Зачем писать об искусстве?
    Сьюзен Зонтаг против интерпретации. Ответ первый, социологический: циркуляция символического капитала. Зритель как пирамида привилегий. Ответ второй, академический: визуальная грамотность. Ответ третий, философский: эстетика и онтология. Условия существования суждений об искусстве. Ответ четвертый, урбанистический: критика в поле городских медиа. Ответ пятый, психоделический: интерпретация и интоксикация. Критик как режиссер: формы повествования в письме об искусстве.
  • «Дорогой Тео»: письмо художника
    Письма Винсента Ван Гога: микроистория искусства. Александр Бенуа: пленник красоты и рынка. Казимир Малевич: литература сверхновой. Роберт Смитсон: минимализм и скука как прием. Дневник Понтормо и меланхолия неудачи. Илья Кабаков и Виктор Пивоваров: андеграунд изнутри.
  • Искусство в пространстве (анти)утопий
    «Государство» Платона: художник как плохой гражданин. «Gesamtkunstwerk Stalin» Бориса Гройса: диктатор как главный художник. Справедливость и чувственность. «4338-й год» В. Ф. Одоевского: поэтократия. «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» А. Чаянова: Рембрандты экологичного социализма. Маркс и Энгельс: лишение художника исключительности. Фаланстеры и коммуны (Роберт Оуэн, Шарль Фурье, Уильям Моррис). Художник в обществе.
  • Геометрия и справедливость
    «Шарократия» у Платона. Геометрия и симметрия в трактатах эпохи Аббасидов. Тексты конструктивизма и супрематизма: общество как прозрачная структура. Александр Богданов: всеобщая организация труда и Пролеткульт. Концепция модернистской решетки у Розалинд Краусс. Возможна ли свобода от символизации?
  • Идеал и империя
    Джорджо Вазари и конфликт Востока и Запада. Петер Пауль Рубенс как дилер и критик на службе у императора. Иоганн Винкельман и идеализация Древней Греции. «Ориентализм» Эдварда Саида: пространства исключения. «Much Maligned Monsters» Партхи Миттара: ненависть к чудесному. Краткая история обожествления белых.
  • Эпоха Просвещения: рождение понятия современности
    «Спор древних и новых»: альтернативы классицизму как универсальной родословной Европы. «Салоны» Дени Дидро – в поисках этических оснований искусства. «Читать мораль»: дидактические задачи искусства в эпоху появления автономного субъекта.
  • «Критика способности суждения» Иммануила Канта
    Возвышенное у Канта как опыт и эстетическое ощущение. Категория вкуса у Канта. Дальнейшая судьба «Критики способности суждения».
  • (Ложная) исключительность: стратегии романтизма
    Фридрих Шеллинг. «Дух становится художником»: эстетика Гегеля. «Царь горы»: Каспар-Давид Фридрих и абсолютный дух.
  • «Спор диких и буржуазных»: авангард и смех
    Авангард в фельетонах Аркадия Аверченко. Публичные диспуты и эпатаж: Алексей Крученых, Владимир Маяковский, Илья Зданевич. Брендинг как осознанный комизм: выставки «Ослиный хвост», «Бубновый валет», «Мишень», манифесты футуризма. Эпатаж сегодня: работа перформеров со СМИ. Современное искусство в кино: «Untitled» и «Velvet Buzzsaw». Что смешного в искусстве?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Письменная работа (этикетка)
    Письменное задание. Работа отправляется в письме преподавателю посредством электронной почты.
  • неблокирующий Интервью
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.2 * Интервью + 0.5 * Письменная работа (этикетка)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Кант И. — Критика способности суждения (Пер.Н. М. Соколова) - Издательство "Лань" - 2013 - ISBN: 978-5-507-11692-8 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/5921
  • Бурдье, П. (2010). Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste ; Различение: социальная критика суждения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F560260F
  • Гегель Г. ; Пер. Столпнер Б. Г.-ЛЕКЦИИ ПО ЭСТЕТИКЕ-М.:Издательство Юрайт,2019-550-Антология мысли-978-5-534-07107-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/lekcii-po-estetike-442243
  • Ницше Ф. В.-ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА. РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЛИ ЭЛЛИНСТВО И ПЕССИМИЗМ-М.:Издательство Юрайт,2019-314-Антология мысли-978-5-534-05538-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/tak-govoril-zaratustra-rozhdenie-tragedii-ili-ellinstvo-i-pessimizm-441624

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Балаш Александра Николаевна. (n.d.). «Голоса безмолвия» Андре Мальро и проблема подлинности произведения искусства. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fgolosa-bezmolviya-andre-malro-i-problema-podlinnosti-proizvedeniya-iskusstva