• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современная критика

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предполагает изучение студентами теоретических основ современной критики, формирование понимания роли современной критики в сфере современного искусства, а также получение опыта на практических занятиях, формирующих навыки интерпретации и анализа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение навыков работы с текстами о современном искусстве
  • Приобретение базовых навыков в области критики в сфере современного искусства
  • Формирование понимания роли современной критики в сфере современного искусства
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует основные тезисы о прогрессивном значении авангарда сегодня
  • Описывает использование патологии как стратегии в искусстве
  • Называет примеры использования телесности как документа и материала
  • Называет основных авторов институциональной критики в России и в мире
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Авангард и социальный прогресс
    «Абстракция и эмпатия» Вильгельма Воррингера: гуманизм орнамента. «Орнамент и преступление» Адольфа Лооса: украшательство как варварство. «Авангард и китч» Клемента Гринберга: абстракция против тоталитаризма. О прогрессивном значении авангарда сегодня.
  • Критик-денди и критик-фланер
    «Поэт современной жизни» Шарля Бодлера. «Желтая кофта» Владимира Маяковского. «Пассажи» Вальтера Беньямина. «Общество спектакля» Ги Дебора. Рене Рикар и Нью-Йорк 1980-х. Эстетический шоппинг: прогулки по вернисажам.
  • Норма и визуальность безумия
    Ван Гог по версии Антонена Арто: «самоубитый обществом». «История безумия в классическую эпоху» Мишеля Фуко: институции-предшественники музеев современного искусства. «Раколотое Я» Р. Д. Лэнга: норма под вопросом. «Капитализм и шизофрения» Жиля Делеза и Феликса Гваттари: система, порождающая безумие. Вне нормы: патология как стратегия в искусстве и его интерпретации.
  • Репродукция как революция
    Аби Варбург и «Атлас «Мнемозина»: история как непрерывный орнамент после Google Images. Воображаемый музей Андре Мальро: «фрагмент важнее целого». «Произведение искусства в эпоху его технологической воспроизводимости» Вальтера Беньямина: понятие ауры. От атласа к мудборду.
  • Уликовая парадигма
    Джованни Морелли и поиск автора по физиологическим особенностям. «Микеланджело» и «Леонардо да Винчи» Зигмунда Фрейда: психологические мотивации эстетического выбора. Лео Стайнберг об «Авиньонских девицах» Пикассо: кто и когда был в комнате? “Иван Грозный и сын его Иван” Ильи Репина: преступление на полотне и преступления против полотна.
  • Портрет и faciality
    Лев Кулешов и Крис Маркер: киномонтаж и мимика. Категория «лица» и Другой в философии Эммануэля Левинаса. Форма и функция портретных галерей. Faciality Феликса Гваттари. Исчезновение лица в медиа-ландшафте у Бернадетт Вегенштайн. Лицо и идентичность в эпоху AI.
  • Искусство и ритуал: письмо антрополога
    «Искусство и агентность» Артура Гелла: искусство в пространстве ритуала. Уильям Питц о фетишизме старом и новом. Выставочные стратегии этнографических и художественных музеев: точки пересечения.
  • Телесность как документ и материал
    «Тело как архив» Алана Секулы: фотография – инструмент репрессий. «Московский акционизм» Андрея Ковалева: перформанс и фигура наблюдателя. «Некрополитика» Акилле Мбембе и тела угнетенных в «On Blackness and Being» Кристины Шарп. Художник в реальном времени.
  • «Выход из белого куба»: пространства искусства и их критика
    «Сжечь музей»: мобилизационная критика прошлого у футуристов. Брайан О’Догерти и теория возникновения «белого куба». Музейная телесность в «Museum Bodies» Хелен Риз Лихи. Институциональная критика: Андреа Фрейзер, Дуглас Кримп, Бенджамин Бухло. «Museums In Late Democracies» Дипеша Чакраборти: возвращение искусства в жизнь сообществ. Институциональная критика в России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Оценка промежуточного контроля за 1ый курс
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Оценка промежуточного контроля за 1ый курс + 0.6 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Chakrabarty, D. (2015). Museums in Late Democracies. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.799A188
  • Levinas, E. (2015). Totality and Infinity. [Place of publication not identified]: The Hebrew university Magnes press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1242831
  • Mbembe, A., & Corcoran, S. (2019). Necropolitics. Durham: Duke University Press Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2285026
  • Wegenstein, B. (2006). Getting Under the Skin : Body and Media Theory. Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=156926

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Sharpe, C. E. (2016). In the Wake : On Blackness and Being. Durham: Duke University Press Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1369592