• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Теория и история культуры

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель


Кравцова Мария Валерьевна

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предполагает знакомство слушателей с основными понятиями, направлениями и периодизацией искусства XX и XXI века, а также об историческом, социальном и культурном контекстах, в которых происходило сложение и развитие искусства в указанный период.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления о предпосылках возникновения, периодизации и об основных исторических этапах сложения и развития искусства XX-XXI вв.
  • Выработка у студентов умения раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественного процесса XX-XXI вв. в контексте трансформации политической и социокультурной сфер и философской мысли.
  • Ознакомление студентов с наиболее значимыми трудами и концепциями в области истории и теории искусства XX-XXI вв.
  • Формирование у студентов представления о месте визуального искусства в контексте и взаимодействии с другими видами искусств в ХХ-ХХI вв.
  • Формирование у студентов представления о месте русского современного искусства контексте мировых художественных практик и процессов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляет основные закономерности процессов в искусстве ХХ-XXI вв. в их соотношениями с процессами трансформации общества и власти указанного периода
  • Называет и уметь объяснять основные концепции, теории и методологические подходы в искусстве ХХ века с точки зрения их исторического и современного восприятия
  • Называет основные персоналии истории искусства ХХ-ХХI вв., основные принципы творческих методов и положения теоретических концепций;
  • Объясняет историю сложения современной художественной системы (ее основные институции и институты, роль и статус художника в модерном обществе, а также стереотипы его восприятия)
  • Сравнивает изменение художественного и образного языка и соотношение этого процесса с развитием западноевропейской философской мысли и эволюцией социокультурного контекста
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Возникновение современной культуры в эпоху модерна, сложение современной художественной системы.
  • Общая проблематика искусства рубежа XIX–XX веков: изменение художественного языка.
  • Беспредметное искусство 1910-1920-х годов.
  • Антиэстетика и антиискуство
  • Сюрреалистическое движение.
  • Искусство как агент утопии прогрессивного социального порядка.
  • Методологические основы изучения искусства модернизма и современного искусства.
  • Реализм и «реализмы»: европейская фигуративная живопись конца 1910-х-1920-х годов.
  • Искусство на службе у идеологии.
  • Американское искусство первой половины XX века.
  • Перцепция идей и методов авангарда в послевоенное американском и европейском искусстве.
  • Массовая культура общества потребления и pop-арт
  • Расширение границ искусства в 1960-х годах.
  • Социалистическая альтернатива: искусство стран Варшавского договора.
  • Концептуальное искусство и его локальные трактовки.
  • Сайт-специфичное искусство.
  • Послевоенная технофилия и развитие технологий
  • Искусство за пределами «Первого мира». Глобализация постколониального искусства и поиск нового художественного языка.
  • Критическое искусство и искусство как политического протеста.
  • Глобальный архив изображений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Угадайка
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.2 * Активность на семинарах + 0.2 * Угадайка + 0.3 * Доклад + 0.3 * Экзамен
  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    0.5 * Экзамен + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hauser, A. (1999). The Social History of Art (Vol. 3rd ed). London: Taylor & Francis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=491557
  • Pollock, G. (2003). Vision and Difference : Feminism, Femininity and Histories of Art. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=495201

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Danto, A. C. (2001). Art. Nation, 273(9), 32–37. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=5382249
  • Wekselman, K. (2015). New Objectivity: Modern German Art in the Weimar Republic 1919–1933. Library Journal, 140(19), 81. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=110786664