• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Журналистика данных: качественная информация в интересах общества

Пионер дата-журналистики в Европе – Николя Кайзер-Бриль – станет партнером новой магистерской программы  факультета коммуникаций, медиа и дизайна «Журналистика данных».

Журналистика данных: качественная информация в интересах общества

Пионер дата-журналистики в Европе – Николя Кайзер-Бриль – станет партнером новой магистерской программы  факультета коммуникаций, медиа и дизайна «Журналистика данных». Николя – соучредитель и генеральный директор дата-журналистикого агентства «Journalism++». Призер конкурса Data Journalism Awards 2014, это агентство известно разработкой веб-приложений для работы с данными, созданием визуализаций и международными проектами в расследовательской журналистике.

Николя также проводит семинары и тренинги по дата-журналистике. В апреле 2015 года он выступал в Высшей Школе Экономики с докладом «Трансформация коммуникационных процессов» и лекцией на тему «Журналистика данных в европейском контексте». В интервью для магистерской программы «Журналистика данных» он рассуждает об особенностях профессии в цифровую эпоху и дает советы тем, кто хочет стать дата-журналистом.

- До того как открыть свое агентство, Вы были главой отдела дата-журналистики на портале OWNI  и одним из первых, если не самым первым, дата-журналистом во Франции. Как Вам удалось развить журналистику данных и привлечь к ней внимание профессионального сообщества и публики?

- Самый яркий и самый успешный пример -  проект Afghan War Logs. В июле 2010 года Wikileaks опубликовали так называемые «Дневники войны в Афганистане» совместно с тремя крупными изданиями: The New York Times, The Guardian и Der Spiegel. Но во Франции об этой публикации никто не слышал. Мы в OWNI увидели это в воскресенье вечером, и проработали всю ночь и весь следующий день, чтобы как можно скорее создать приложение на французском языке. Благодаря этому приложению французская публика узнала о документах афганской войны и смогла получить к ним доступ. Проект имел большой успех и повлиял на отношение к нашей специальности, доказав, что умение работать с данными очень важно и полезно для журналистики в принципе.

- Обрабатывать данные журналисты начали уже давно, и в разное время называли этот вид работы по-разному, например, «computer-assistedreporting». Визуализация и инфографика тоже существуют не первый год. Есть ли что-то уникальное для журналистики данных, с которой мы имеем дело сейчас?

-Да, верно, что компьютерами журналисты пользуются уже очень давно, и не первый день делают визуализации, но новым – особенно в Европе – стало то, что журналисты поняли, что им нужно самим вспомнить математику. Ведь до этого, когда нужно было сделать исследование на компьютере, журналисты обращались к специалистам по статистике, выкладывали значительные суммы за использование специальных компьютеров, и так далее. Сегодня такой же анализ можно сделать за несколько часов и ноль евро при наличии знаний. Это сильно меняет подход к делу. И еще один аспект: есть же еще термин «онлайн-журналистика», но его авторитет сильно подорвали те, кто занимаются «копипастной» журналистикой. Поэтому сегодня дата-журналистика в моде: она, в общем, означает такую онлайн-журналистику, которая была невозможна 10 лет назад.

- Получается, что журналистам нужны все новые навыки. Как это влияет на саму профессию?

-На эту тему мы можем говорить долго. В доцифровую эпоху журналистом являлся тот, у кого был доступ к средству передачи информации. То есть и ведущая на российском телевидении, которая читает официальный текст, и расследовательский репортер в New York Times – все были журналистами, потому что у них был доступ к общению с аудиторией. А теперь эта концепция просто не работает. Сегодня опубликовать что-то может любой. Главное -  это добавление качественной информации в интересах общества. Я определяю журналистику не по профессии, а по цели. Если вы работаете на полную ставку в редакции или читаете новости по телевизору, я бы это назвал не журналистикой, а профессиональным информационным обслуживанием населения. А настоящей журналистикой – для блага общества – может заниматься каждый.

- Что вдохновляет Вас заниматься дата-журналистикой?

- Ощущение безграничных возможностей. Даже в маленькой команде мы можем буквально за несколько дней организовать  сотрудничество с сетью журналистов по всей Европе и вместе создать что-то гораздо большее, чем каждый по отдельности. И этот энтузиазм дает нам заряд на новые проекты.

- У Вас на счету уже несколько таких международных журналистских проектов. Один из них - TheMigrantsFiles – собранная воедино и отсортированная база данных о мигрантах, которые погибли, пытаясь попасть в Европу. Другой - проект BelarusNetworks, который с помощью приложения detective.io раскрывает связи белорусской и европейской элиты. Что отличает расследование в журналистике данных от традиционного журналистского расследования?

- Как и в любом другом расследовании, вам нужно для начала иметь на руках хорошую информацию, проверенные источники и удачную историю, которая привлечет читателей и станет вашим «месседжем». Вы не можете просто представить публике набор данных в качестве результата расследования. Но в отличие от классического расследования, здесь в центре всего будет именно база данных, а не одна или несколько историй или документов.

- Насколько легко или трудно воплощать такие проекты в Европе и сотрудничать с редакциями?

- Внутри редакции такие проекты практически невозможны, потому что, как правило, у журналистов не хватает ресурсов на полноценное расследование. К тому же, не всегда результат получается сразу, если вообще получается. Гораздо более реально осуществлять расследования вне редакций, с привлечением грантов и дотаций.  И под каждый проект подбирается своя международная команда. Это принципиально иной подход к расследованию. Журналисты делятся не просто источниками, а исходными документами, общаются посредством зашифрованных сообщений по электронной почте, передают таким образом информацию в другие страны. Это не заложено в ДНК классической редакции, поэтому мы проводим расследование сами, а к редакторам обращаемся на завершающей стадии, перед публикацией. 

- Как Вы представляете себе будущее журналистики?

- Я думаю, дата-журналистика будет развиваться по двум основным направлениям. С одной стороны, большинство новых приемов и программ станут привычными для каждого журналиста, и это будет уже просто журналистика. С другой стороны, я думаю, появятся новые компании и стартапы в медиа.  У них будет не просто коллекция текстов и видео, а огромная база данных, к которой у них есть доступ и контроль, и из которой будут появляться истории. 

 - Какие, на Ваш взгляд, перспективы у дата-журналистики в России?

-У вас уже есть много агентств и компаний, которые делают профессиональные вещи. Для развития отрасли как таковой, думаю, важно найти хороших разработчиков, которые что-то понимают в журналистике – тогда появятся хорошие идеи. Иначе получится только повторение чужого опыта, а смысл не в этом. Смысл в том, чтобы использовать технологии и благодаря этому развивать профессию. А для этого нужно или найти программиста, или самому им стать.  

- Какие навыки и какие программы наиболее важны для того, кто хочет стать дата-журналистом?

- Самое важное, чтобы заниматься дата-журналистикой – доступ к интернету и умение учиться. Программы меняются постоянно - то, чем я пользовался 5 лет назад, уже не существует, и важно уметь найти лучшее приложение на сегодня, которое будет соответствовать вашим запросам. И я очень советую освоить хотя бы азы программирования. Без этого никуда.

- Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет стать дата-журналистом?

- Совет очень простой: заведите базу данных. Найдите тему, которая Вас интересует. Есть ли по ней исчерпывающая база данных? Если нет – начните ее сами. Тем безграничное множество. Каждый раз, как будет появляться статья по вашей теме, заносите ее в базу данных, в таблицу, с датой, местом, описанием события. И очень скоро, буквально через пару месяцев, у вас будет очень хорошая рабочая база данных, которая может служить источником историй. И если вы будете эту базу данных развивать, то вы в какой-то момент увидите, что у вас в руках - самый лучший источник информации по теме.  И вы можете начать его прямо сейчас.

                                                                                                                                              Анастасия Валеева