• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Открытые данные в России. О новом направлении подготовки магистров НИУ ВШЭ

В преддверии Дня открытых дверей на Факультете коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ "Открытые данные в России" побеседовали с академическим руководителем магистерской программы «Журналистика данных», доктором филологических наук, профессором Департамента интегрированных коммуникаций, Марией Александровной Пильгун.

О новом направлении подготовки магистров НИУ ВШЭ

 

ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ В РОССИИ·11 МАРТА 2016 Г.

 

В преддверии Дня открытых дверей на Факультете коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ мы побеседовали с академическим руководителем магистерской программы «Журналистика данных», доктором филологических наук, профессором Департамента интегрированных коммуникаций, Марией Александровной Пильгун.

- Мария Александровна, расскажите, пожалуйста, на кого ориентирована программа.

- Мы видим своими абитуриентами людей с самым разным опытом за плечами, поскольку журналистика данных - междисциплинарная область, для успешной работы в которой человек должен обладать несколькими компетенциями и быть готовым совмещать знания из различных сфер. Поэтому мы ожидаем людей как с техническим образованием, так и с гуманитарным и предусмотрели для них два адаптационных курса: «Основы журналистики» и «Основы программирования». Эти компоненты учебной программы позволят первокурсникам влиться в общий учебный процесс, хотя, конечно, специализация студентов останется. Мы видим свою задачу в том, чтобы дать поступившим разнопрофильное образование, помочь выработать несколько навыков, а уж в какой степени они будут развиты – это дело каждого.

- Главным ресурсом дата-журналистских проектов считаются открытые данные, которых, как мы наблюдаем, пока не так много. Это значит, что данные придётся не только обрабатывать, но и добывать самостоятельно. Хватит ли «Основ программирования» тем студентам, которые столкнутся с этой задачей?

- Помимо адаптационного у нас запланирован большой курс по программированию в базовой части программы. Кроме этого, среди дисциплин по выбору будут онлайн-курсы для людей, которые чувствуют, что им чего-то не хватило на предыдущих двух этапах подготовки, и тем самым они смогут «подтянуть» знания, обучаясь при этом в удобном и гибком режиме. Мне также кажется удачным решение ввести в программу серьёзный блок по Social Network Analysis: у нас есть очень сильные специалисты, способные научить студентов обращаться к социальным сетям и оперировать их данными. И, на мой взгляд, заявленных курсов по программированию студентам направления «Журналистика данных» будет более чем достаточно, чтобы овладеть профессией. Посмотрим.

- Понятно, почему люди с гуманитарным образованием могут заинтересоваться обучением на программе, - это новая и перспективная область, в которой они получат возможность реализоваться. А чем «Журналистика данных» может быть полезной выпускникам IT-направления вузов, которых вы также ожидаете у себя?

- Во-первых, среди IT-специалистов очень много людей с тонким художественным вкусом, с особым гуманитарным чутьём – для них программа станет средой, в которой они смогут себя проявить. Обратите внимание, что журналистику данных первыми в России стали развивать «технари» – Иван Бегтин и Ирина Радченко. Во-вторых, многие понимают, что им нужна своеобразная форма «перевода»: они должны овладеть инструментами представления данных, уметь их интерпретировать, чтобы демонстрировать и объяснять результаты своей работы широкой публике или заказчику. В этом программа обязательно поможет.

- Согласны ли вы с тем, что журналистика данных - это будущее всей журналистики? И если да, то почему новые компоненты, связанные с ней, не внедряются в классическую магистерскую программу? В чём необходимость разделения на направления подготовки «Журналистика данных» и просто «Журналистика» внутри магистратуры?

- Сложный вопрос. У нас уже достаточно много журналистов, которые работают именно в этом направлении, например, Роман Шейнов или Роман Анин. Надеемся, что они будут у нас преподавать, руководить проектами и принимать студентов на практику. Но подобные дата-журналистские материалы остаются для России исключительным явлением, в отличие от положения на Западе. Кстати говоря, западных коллег нам также удалось привлечь к участию в программе, например, Николя Кайзер-Бриля – руководителя одного из лучших дата-журналистских агентств «Journalism++», представленного в шести европейских странах. Для нас же журналистика данных всё ещё день завтрашний, далеко не все готовы признать неизбежное усиление технологической составляющей в журналистике.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о практике. Будет ли она обязательной частью учебного процесса?

- Обязательно. Более того, это не просто практика: мы хотим с первого дня предложить студентам возможность присоединиться к реальным проектам индустриальных партнеров программы: средств массовой информации, государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, а также Аналитического центра при Правительстве РФ. Мы не определились окончательно с тем, будут ли они выбирать один проект и вести его всё время или будут менять практическую составляющую обучения, - мы ещё прислушаемся к преподавателям и студентам, но склоняемся всё же к ротации: СМИ, государственные органы, бизнес-структуры, НКО, - пусть студенты оценят плюсы и минусы работы в различных проектах.

- А самостоятельные начинания? Студентам будет позволено присоединиться только к чужой идее?

- В рамках научно-исследовательского семинара - да, ведь чтобы научиться чему-либо, нужно окунуться в реальную работу, тем более, если это успешный проект. Для реализации своих собственных замыслов предусмотрены курсовые и выпускные магистерские работы, которые помимо прочего должны будут обладать и научной ценностью. С этим уже буду помогать я, как руководитель этого направления подготовки.

- Программа ещё не стартовала, а первый хакатон по дата-журналистике в стенах факультета уже прошёл в конце февраля. Станет ли он традицией? Какие у вас впечатления от мероприятия в целом?

- Хакатоном мы все очень довольны. О желании участвовать заявили более 250 человек – уже только по этой цифре мы можем понять, насколько велик интерес к нашей тематике. И потом люди, которые пришли, были очень мотивированными, и работы в итоге получились хорошие, причём победители создали готовый продукт, который будет опубликован в «Новой газете». Мы планируем продолжить эту традицию и, возможно, использовать хакатон как эффективную форму проведения рубежного контроля знаний и навыков студентов. Одновременно с нашей программой аналогичная открывается в сентябре в Швеции, и там хакатоны запланированы как часть учебной работы.

- И последний вопрос: есть ли у вас советы для тех, кто сомневается, идти ли на «Журналистику данных»? На что им следует обратить внимание, какие материалы посмотреть и прочитать, чтобы определиться?

- Во-первых, рекомендую обратить внимание на страницу нашей программы на сайте НИУ ВШЭ, и особенно на раздел «Материалы». Во-вторых, приглашаю всех на День открытых дверей Факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ 13 марта, где можно будет получить подробную информацию о программе.