• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выпускник ОП "Журналистика данных" Алексей Смагин попал в список 35 финалистов премии Открытой России "Профессия - журналист"

Инструменты журналистики данных могут помочь нам разобраться в житейских ситуациях и не очень. Одним из таких примеров, где мы можем прибегнуть к помощи данных, анализу и аналитике – это рассмотрение уголовных дел, в которых судебные решения могут быть полностью идентичными при условии, что люди и обстоятельства совершенно разные.

Выпускник ОП "Журналистика данных" Алексей Смагин попал в список 35 финалистов премии Открытой России "Профессия - журналист"

Выпускник ОП «Журналистика данных» Алексей Смагин в составе команды дата-отдела «Новой Газеты» со своим коллегой, Андреем Заякиным, со-основателем вольного сетевого сообщества «Диссернет», провели такое расследование, которое было опубликовано в качестве статьи «Судьи держат нас за болванку» в марте этого года в 30-ом номере российской общественно-политическая газеты «Новая Газета».  

Благодаря подготовленному материалу, Алексей и Андрей, по мнению экспертного совета премии Открытой России «Профессия — журналист», попали в список 35 финалистов в номинации «Публицистика+аналитика». 

О чем были уголовные дела, что им удалось установить, как долго это заняло времени и с чего все началось – читайте ниже в интервью с Алексеем.

- Алексей, добрый день! Расскажи нам немного о себе: чем сейчас занимаешься, кем работаешь после выпуска из университета. Соответствует ли работа сфере, выбранной в магистратуре?

-  Я сейчас работаю дата-аналитиком в Студии Инфографики МИА «Россия Сегодня». Работаю над историями, основанными на данных: придумываю их, ищу, обрабатываю, анализирую. Иногда пишу тексты и делаю прототипы инфографики.

- Давно равно работаешь там? Еще с университетских времен или позже?

- В РИА я пришёл как раз после выпуска из университета. Во время учебы в магистратуре я работал в «Новой газете» и стажировался в РБК.

- Какие были последние истории, по которым ты делал дата-исследования?

- В школьные годы я увлекался мобильными телефонами, и уже когда начал заниматься дата-журналистикой, то захотел сделать какую-нибудь историю про них. Однако идею смог осуществить только в этом году – выпустили к презентации новых айфонов. За время работы в РИА получилось сделать ещё 3 истории: «Портрет российской семьи», «100 дней Владимира Зеленского» и ещё проект про российское кино – его актёров, режиссёров и жанры. Иногда помогал коллегам из оперативной группы, но это не в счёт.

- Говоря о статье-расследовании «Судьи держат нас за болванку», которая была опубликована 20 марта, что стало причиной написания материалов про "копипастные" заключения приговоров судей? Какие были для этого предпосылки?

- Автор идеи – мой коллега, Андрей Заякин. Он со-основатель «Диссернета» – это организация, которая выявляет плагиат в диссертациях. Для них сравнивать тексты – привычное дело. Ещё когда был приговор братьям Навальным по Ив Роше [ уголовное дело против российского политика Алексея Навального и его брата Олега, начатое Следственным комитетом РФ по заявлению генерального директора компании «Ив Роше Восток» (российского филиала Yves Rocher) в 2012 году ], Андрей сравнивал тексты обвинительного заключения и приговора – их пишут разные люди: первое – прокурор, второе – судья. Андрей обнаружил, что судья списал у своего коллеги абсолютное большинство текста вместе со всеми опечатками. Такой же анализ «Диссернет» проводил для некоторых других, чуть менее резонансных дел. В 2016 году пленум Верховного суда запретил «списывать» приговоры из обвинительных заключений. Сами приговоры между собой раньше никто не сравнивал.

- Повлияло ли на выбор темы расследования какое-то определенное дело, или это была случайная выборка? Имею в виду конкретно «Дела «Маковые», поскольку ему посвящена отдельная графа в статье.

- Относительно «маковых дел». Было одно – явно несправедливое – которое длилось долгие годы и закончилось победой здравого смысла лишь в начале этого года – всех его фигурантов оправдали. Предприниматель Сергей Шилов провозил очень крупную партию мака, и к нему решили придраться – мол, у вас на несколько тонн мака найдётся неплохая доза наркотического вещества. Предприниматель обратился в НИИ [ Пензенский НИИ сельского хозяйства ], чтобы получить заключение, что мак нельзя сильнее очистить от опиатов. Его дала сотрудница НИИ – Ольга Зеленина. Хэппи-энда не случилось: Шилова и его партнёров не оправдали, а Зелениной приписали пособничество преступному сообществу. Начались длительные суды, которые поломали судьбы всем участникам этого дела и их родным. «Новая газета» это дело активно освещала, и мы просто присоединились к инфоповоду.

- Сколько времени ушло на статью, в частности, на сбор материала?

- Материал мы делали примерно полгода. Долго не могли понять, как подступиться и что лучше сравнивать. Думали запустить машинное обучение, чтобы отделять в судебных решениях фабулу [ описание событий преступлений ] и выдержки из закона – для этого волонтёры разметили больше тысячи судебных решений. Самую тяжёлую задачу по аналитике взяла на себя Лаборатория Александра Кукушкина. Именно они занимались сравнением огромной базы текстов. 

С полным текстом статьи дата-отдела «Новой Газеты», Алексея Смагина и Андрея Заякина, можно ознакомиться здесь: https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/03/20/79929-sudi-derzhat-nas-za-bolvanku 

Согласно сайту премии «Профессия — журналист», церемония награждения и объявление лауреата специального приза премии за 2019 год пройдет 16 ноября в столице Германии Берлине в дни конференции «Россия для граждан».

Фото для обложки статьи взято с сайта премии: https://journalist.name/short-list-2019/