• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как? Зачем? Почему? Статистика для дата-журналистов

Как? Зачем? Почему? Статистика для дата-журналистов

Ольга Мамедова

Почему журналистам необходимы знания статистики, рассказала Екатерина Александровна Стрельцова, старший научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, доцент, кандидат социологических наук.

— Зачем статистика нужна журналистам?

— Я убеждена, что каждому современному журналисту необходимы хотя бы базовые знания в области статистики, потому что статистика, цифры в целом играют большую роль в нашей жизни. Зачастую цифрам мы верим больше, чем словам. Это легко продемонстрировать. Например, рассказывая о популярности сайтов знакомств, мы можем утверждать, что такие сайты становятся сегодня все более типичным местом обретения новых романтических связей. И с этим сложно не согласиться. Но лично у меня такое утверждение не вызывает серьезного отклика. Другое дело, если дополнить его цифрами и сказать, что, например, в США каждый третий житель старше 18-ти лет зарегистрирован на сайте знакомств. Такое утверждение для меня – и для многих других читателей – звучит более убедительно. Уверена, что и сами журналисты это понимают. Недавно в рамках занятий по статистике студенты выполняли небольшое задание: они должны были найти любую публикацию в СМИ, которая так или иначе использует статистические данные. И тематический охват найденных ими публикаций оказался необычайно широким. Образ жизни в период пандемии, спрос на импортную одежду, выборы в США, практики усыновления детей с инвалидностью, эффективность ипотечных льгот, наказания за пикеты – в своих историях по этим и многих другим темам журналисты активно ссылались на статистические (в широком смысле) данные. Возможно, в том числе это сделало их публикации такими интересными и заставило студентов обратить внимание именно на них. 

Таким образом, привлечение статистического арсенала практически любую историю может сделать более аргументированной и запоминающейся. Но использовать этот арсенал, безусловно, необходимо осторожно и умеючи. Обращаясь к помощи статистики, журналист должен понимать, откуда берутся данные, можно ли им доверять, какие показатели стоит использовать для решения конкретных задач, как их правильно интерпретировать и представить так, чтобы не обмануть читателя. Как раз об этом мой курс – не о сложных статистических формулах, а о культуре работы со статистической информацией. 


— Какие книги могут сделать журналиста гуру статистики? 

— Когда я готовилась к этому курсу, я довольно быстро поняла, что классические учебники по статистике здесь не сработают. У журналистов, как мне кажется, особые задачи и потребности в этой области. В одной статье, которую я прочитала в процессе разработки курса, меня поразило следующее. Ее авторы утверждают, что бОльшая часть ошибок, которые допускают журналисты при работе со статистической информацией, - это не математические ошибки в расчетах, потому что действительно сложные формулы и операции им приходится использовать крайне редко. Более типичная причина – некорректная интерпретация имеющихся данных, недостаточно ясное понимание того, что именно скрывается за той или иной цифрой, откуда она взялась, о чем говорит (а о чем – нет). 

Учитывая такую специфику «журналисткой» статистики, я бы рекомендовала студентам и всем интересующимся несколько книг. Лидер моего личного рейтинга – книга Сары Коэн «Numbers in the Newsroom: Using Math and Statistics in News» . В ней приведены все формулы, которые наверняка пригодятся в работе журналиста, поэтому она заслуженно может стать настольной книгой для человека, который планирует использовать цифры в своей работе. При этом в книге много примеров, другой полезной информации, ее интересно читать. Лаконичная, но при этом подробная в важных деталях – абсолютно the must. 

Также мне нравится учебник «The Data Journalism Handbook» под редакцией Джонатана Грея и коллег. В этой книге работе со статистической информацией посвящено несколько глав, но каких! Кроме базовых объяснений, прекрасных в своей простоте, авторы делятся ценными лайфхаками из собственной практики: как оценить надежность данных, как выбрать те цифры, которые действительно стоит использовать, как интегрировать их в историю и подружить с другими видами информации и т.д. Моя особая любовь в этой книге – целый перечень рекомендаций относительно того, как получить доступ к данным, которых нет в открытом доступе. 

И наконец, не могу не посоветовать книгу «Статистика и котики» Владимира Савельева , который талантливо и по-человечески объясняет даже такие страшные слова, как математическая модель, многофакторный дисперсионный анализ и т.д. Это очень увлекательная книга, все статистические понятия и формулы автор объясняет в ней на примере котиков. А как известно, котики делают жизнь приятнее, а статистику – понятнее.