• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
10
Декабрь

О программе

Программа рtализуется совместно с основными индустриальными партнерами АНО "Информационная культура" и  "SociaDataHub"  (полный список индустриальных партнеров https://www.hse.ru/ma/datajourn/partners).

В конце ХХ века начались  радикальные преобразования медиаиндустрии,  медиапространства, вызванные технологическим прорывом в информационных технологиях. В частности, распространение программного обеспечения, позволяющего быстро и относительно легко обрабатывать существенные объемы данных, появление в веб-среде  большого количества различных машиночитаемых данных, в том числе, в виде открытых данных  («Open  data»), привело к возникновению междисциплинарной области — журналистики данных («Data journalism»), в рамках которой с помощью  разнообразного инструментария для обработки и визуализации огромных массивов данных стало возможным находить, структурировать и анализировать медиаматериалы нового типа,  создавать сюжеты и визуализировать их для представления широкой читательской аудитории.

Таким образом, сформировалось инновационное направление в журналистике, в основе которого лежит обработка данных и последующее представление полученной из них информации в виде текстовой истории или инфографики.

Журналистика данных стремительно развивается. Во всех ведущих мировых СМИ, информационных агентствах представлены отделы и разделы сайта издания, посвященные проектам в данной области (Guardian Datablog, The New York Times, Reuters, Bloomberg, Washington Post, Wall Street Journal и др.). Обучение журналистике данных включено в образовательные программы в ведущих университетах США и Европы. Уже существуют премии в области журналистики данных (Data Journalism Awards).

Новые технологии, которые до этого использовались в основном в производстве журналистских материалов, за этот период стали катализатором изменений в конфигурации каналов доставки информации, абонентских устройств, при помощи которых потребители получают контент, и, наконец, технологий взаимодействия контента и потребителя (интерактивных технологий). Все это привело к необходимости трансформации традиционной организации труда в журналистских новостных редакциях.

Увеличение количества каналов коммуникации, усиливающаяся коммерциализация медиа, миниатюризация и мобильность абонентских устройств привели к тому, что конкуренция между каналами коммуникации за внимание аудитории резко обострилась. Иные критерии стали определять конкурентную позицию медиа – в первую очередь, критерии, касающиеся внимания потребителя. Потребитель информации все больше реагирует на разнообразие контента, на сочетание различных видов контента (видеоконтент, аудиоконтент, текстовая информация, инфографика), а не только на саму суть информации, в связи с тем, что количество альтернативных путей доставки самой сути выросло. Это привело к возникновению интегрированных (или конвергентных) видов контента, построенных на взаимодействии различных видов коммуникации, то есть мультимедийной информации.

Цель программы: комплексная подготовка специалистов для работы в современном медиапространстве, профессионально владеющих основными технологическими инструментами и журналистскими навыками для работы в редакциях нового типа, способных производить журналистский контент для разных каналов коммуникации и профессионально специализирующихся на определённой тематике. Кроме того, навыки работы с открытыми данными и их интерпретации значительно расширят рамки потенциальной сферы работы выпускников  программы (государственные органы,  образовательные и исследовательские учреждения,  НКО и пр.)

Выпускники программы будут свободно ориентироваться в основных мировых тенденциях развития медиаотрасли, (содержательных и технологических), знать важнейшие инновационные практики в сфере массмедиа, в том числе понимание процессов конвергенции; иметь углубленное знание современной технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в медиапространстве; уметь создавать журналистские материалы в соответствии с принятыми содержательными и технологическими стандартами; подготовлены к  участию в производственно-технологическом процессе выхода медиапродукта в  современных условиях.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач магистерской программы:

1) обеспечение условий обучения прикладным навыкам, максимально приближенное к практике, что достигается за счет партнерства с ведущими  представителями российской и мировой индустрии.

2) предоставить студентам максимальные возможности для тематической журналистской специализации, что достигается за счет разнообразия дисциплин и курсов по выбору.

В этих условиях возникла потребность преодолеть традиционную ориентированность журналистского образования на подготовку узких специалистов, способных работать в  рамках конкретных узких видов СМИ. Принципиальное новшество предлагаемой магистерской программы – в подготовке специалистов, обладающих не только журналистскими навыками, но технологическими навыками, которые позволят свободно ориентироваться в стремительно меняющемся профессиональном ландшафте,  ориентированных на работу в рамках интегрированных (конвергентных) редакций.

Такие  журналисты должны сочетать компетенции в области обработки и производства информации с компетенциями в области работы с новыми технологическими инструментами и технологиями. Таким образом, происходит трансформация традиционной парадигмы журналистской деятельности  в сторону совмещения «творческих компетенций» с «технологическими навыками».

Стремительное развитие медиапространства и профессионального журналистского ландшафта потребовало внести коррективы в образовательный процесс и трансформировать магистерскую программу в соответствии с требованиями  современной медиасреды.