• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Демографы изучают фундамент, на котором строится и экономика, и политика, и общество в целом»

11 апреля 2015 года прошел день открытых дверей Института демографии НИУ ВШЭ, на котором представлены образовательные программы по демографии. Почему эту науку изучают именно в магистратуре, какая подготовка нужна будущим демографам и чем заниматься после окончания обучения, рассказывает академический руководитель программы «Демография» Михаил Денисенко.



Как демография стала «магистерской» наукой

Первые профессиональные демографы у нас в стране появились в конце XIX века, рассказывает академический руководитель программы Михаил Денисенко. 1920-е годы были периодом расцвета отечественной демографии. Так, в Киеве и Ленинграде сложились два научных института, уровень исследований которых не уступал лучшим образцам зарубежных демографических школ. Тогда проводились многочисленные социально-демографические обследования в разных частях страны. Но демография стала одной из первых наук, которая в СССР подверглась репрессиям. Те прогнозы и оценки, которые демографы давали в период индустриализации, коллективизации и голода, не совпадали с мнением вождей. Институты были расформированы, а многие демографы и статистики — репрессированы. «После переписи 1937 года, которую правительство объявило неудачной, была проведена «правильными методами» перепись 1939 года. Но демографические исследования в СССР были надолго прекращены властью, которая боялась, что они покажут реальную цену «социалистического строительства», — говорит Денисенко. — Следующая перепись населения была проведена только в 1959 году».

Дипломы наши выпускники получают не по направлению «Экономика», а по «Социологии». И этот выбор не был случайным: поведение — важная составляющая демографических процессов

Возрождение демографии началось в конце пятидесятых. Помимо практической потребности в демографических оценках для народнохозяйственного планирования этому, в частности, способствовало то, что в ООН была создана комиссия по народонаселению, демографические вопросы стали обсуждаться на самом высоком международном уровне, и Советский Союз не мог стоять в стороне от этих дискуссий. В середине 1960-х годов был создан сектор демографии в только что образованном НИИ ЦСУ СССР. В конце 1960-х годов в МГУ на экономическом факультете был открыт научно-образовательный центр, одной из задач которого стала подготовка профессиональных демографов.

С начала 1990-х годов подготовка демографических кадров практически прекратилась. Попытка возродить эту подготовку — с помощью нового образовательного института магистерских программ — на экономическом факультете МГУ оказалась не совсем удачной. Демографическая специализация растворилась в рамках широкого направления — «экономика общественного сектора, труда и народонаселения». Но в целом вектор подготовки — через магистратуру — был задан правильно, поскольку специализированных факультетов демографии в мире нет. Исторически сложилось, что демографов готовят в магистратурах.

«Мы в отличие от МГУ создали магистерскую программу именно по демографии, — подчеркивает Михаил Денисенко, — два года у нас изучаются прежде всего демографические дисциплины. Дипломы наши выпускники получают не по направлению «Экономика», а по «Социологии». И этот выбор не был случайным: поведение — важная составляющая демографических процессов, а современные методы демографического анализа тесно связаны с социологическими. К тому же изменение направления позволило расширить круг абитуриентов — на экономику порой боятся поступать, например, историки, которые близко соприкасаются и с социологией, и с демографией, изучая социальную историю».

Кого ждут на программе

Исторически демографами становились самые разные люди. Задачи демографического характера решали великие математики, физики, астрономы XVII-XIX веков (среди них Бернулли, Лаплас, Эйлер, Галлей, Кетле), а также экономисты и социологи (Мальтус, Маршалл, Спенсер, Ковалевский). Исследованиями по демографическим истории и прогнозам занимался великий химик Менделеев. Последняя книга физика Сергея Петровича Капицы также была посвящена демографии.

Демографические проблемы всегда с нами. Мы все интересуемся тем, где и кто живет, рождается в стране больше или меньше детей, почему сокращается численность населения, что будет с нашим регионом, если коренное население уменьшится и увеличится число мигрантов 

И сейчас в магистратуру по демографии приходят из самых разных областей — экономики, математики, истории, географии, медицины, геологии и пр. «Специфика демографии в том, что она волей-неволей вторгается на территорию других наук (и наоборот), входит с ними в тесное соприкосновение, — отмечает Михаил Денисенко. — Демографические проблемы всегда с нами. Мы все интересуемся тем, где и кто живет, рождается в стране больше или меньше детей, почему сокращается численность населения, что будет с нашим регионом, если коренное население уменьшится и увеличится число мигрантов. Почти все науки и повседневная практика связаны с населением, в этом плане демографам принадлежит приоритет — они изучают фундамент, на котором строится и экономика, и политика, и общество в целом».

Программа, которая примирит гуманитария и математика

Программа «Демография» является фундаментальной, исследовательской. На ней готовят профессиональных демографов, которые будут уметь анализировать демографическую ситуацию, изучать тенденции и факторы демографических изменений, делать демографические прогнозы. Но областей для приложения знаний о населении очень много.

Один из самых распространенных вопросов: насколько хорошо нужно знать математику, чтобы учиться на демографа? «Серьезные математические знания нужны, когда мы говорим о прогнозах и моделях, с чем часто демография ассоциируется, — поясняет руководитель программы. — Но есть и другая демография — которая занимается институциональной проблематикой, изучением демографического поведения. А еще есть историческая демография, есть психология народонаселения — круг исследовательских проблем очень широк. Математика здесь играет вспомогательную роль, а на первое место выдвигаются, помимо самой демографии, знания по социологии, экономике или истории». Программа построена таким образом, что у студентов есть возможность выбора того научно-практического направления, которое им наиболее интересно.

«За два года учебы, сталкиваясь с большим потоком информации и общаясь с новыми и разными по взглядам профессионалами высокого уровня, студенты меняются, — говорит Михаил Денисенко. — Одна из важных вещей, которой они учатся на программе, — это не спешить с оценками событий. Перед тем как что-то сказать или сделать, надо еще раз все продумать и, может быть, выполнить дополнительные расчеты».

Как строится учебный план

Студентам предлагаются базовые курсы, которые формируют демографическое мышление и знание, знакомят с методами анализа и сбора данных. Директор института демографии Анатолий Вишневский разработал уникальный авторский курс «Демографическая история и теория», нигде в стране он не читается. Этот курс будет интересен не только студентам-демографам. Другой базовый курс, который представляет ядро системы демографических знаний — «Методы демографического анализа и прогноза». К нему в дополнение идут курсы по математической статистке и по логике социологических исследований, на которых студенты получают необходимые знания для проведения самостоятельной исследовательской работы.

После освоения базовых курсов студенты могут выбрать дальнейшую траекторию обучения. На первом курсе эти траектории в большей степени соотносятся с демографическими процессами — можно более плотно заняться демографией формирования семьи и рождаемости, смертности и заболеваемости, миграцией и урбанизацией. Затем добавляются другие траектории, связанные с областью приложения демографических знаний — например, этническая демография, прикладная демография или глобальные проблемы населения.

Важной частью учебной программы является научно-исследовательский семинар, на который приглашаются ведущие специалисты в области демографии и смежных наук — этнографы, историки, психологи, экономисты, которые проводят мастер-классы. Студенты привлекаются к работе в научно-учебной лаборатории и к участию в исследовательских проектах, которые выполняют сотрудники Института демографии.

«Но мы не забываем и о досуге студентов, — говорит Михаил Денисенко. — Мы стараемся разрушать возможные формальные перегородки, препятствующие общению между студентами и преподавателями. В институте проводят интересные исследования в условиях очень доброжелательной атмосферы, и это сочетание очень важно для продуктивной работы». Преподаватели и студенты устраивают совместные праздники (новичков ждет, например, посвящение в демографы) и даже организуют спортивные команды.

Образование в мировом контексте

Программа, реализуемая в Вышке, по числу студентов одна из самых крупных программ по демографии в Европе. Во многом это связано с тем, что на нее поступают не только российские студенты, но и выпускники университетов из стран СНГ.

Институт демографии НИУ ВШЭ сравнительно за небольшой срок своего существования стал ведущим научно-образовательным центром Восточной Европы в области подготовки специалистов по вопросам народонаселения. Практически все наши преподаватели активно участвуют в международных исследовательских проектах, многие читали лекции, учились или стажировались в зарубежных университетах. В свою очередь ученые из Сорбонны, Пенсильванского, Чикагского и других университетов читают на программе отдельные лекции и разделы учебных курсов.

Как поступить на программу

С 2015 года отбор на программу ведется только по результатам конкурса портфолио. «Для нас важно отобрать людей мотивированных, — говорит Михаил Денисенко, — поэтому при оценке портфолио мы обращаем внимание на то, в какой степени и как долго абитуриент интересуется проблемами народонаселения. Интерес подтверждается участием в конкурсах, олимпиадах, проектах, в подготовленных статьях. Он может проявляться и в теме выпускной работы в бакалавриате, если она посвящена проблемам народонаселения — будь то анализ демографической динамики с помощью нелинейных уравнений, или оценка последствий старения населения, или история освоения Сибири. Также важно мотивационное письмо — по нему многое становится ясно об абитуриенте».

Программа открыта для студентов и из Москвы, и из регионов. Кстати статистика приема прошлых лет показывает, что три четверти наших студентов как раз из регионов России, а также из стран СНГ (Белоруссии, Казахстана, Молдавии, стран Средней Азии).

Что делать после выпуска

Те выпускники, которые хотят остаться в науке или образовании, обычно идут в аспирантуру — как российскую, так и в зарубежные. Выпускников Института демографии можно встретить на программах PhD в Пенсильванском университете, Университете Саутгемптона, Институте демографических исследований Макса Планка в Ростоке.

Другие выпускники выбирают профессиональные сферы, где востребованы прикладные знания по народонаселению — консалтинговые агентства, аналитические отделы в компаниях, HR, маркетинг, госслужбу (в России принято много госпрограмм, реализация которых невозможна без помощи демографов), работу в международных организациях (Всемирном банке, Фонде ООН в области народонаселения).