• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Коммуникационный и цифровой дизайн»

История и теория искусств

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Кто читает:
Школа дизайна
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «История и теория искусства» являются структурирование представлений студентов об истории и теории различных областей искусства и дизайна, совершенствование навыков анализа произведений художественной культуры и тенденций ее развития, овладение профессиональной терминологией. Знание истории и теории искусства и дизайна является фундаментом, необходимым специалисту-практику для решения его творческих и проектных задач на высоком уровне
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История и теория искусства» являются структурирование представлений студентов об истории и теории различных областей искусства и дизайна, совершенствование навыков анализа произведений художественной культуры и тенденций ее развития, овладение профессиональной терминологией. Знание истории и теории искусства и дизайна является фундаментом, необходимым специалисту-практику для решения его творческих и проектных задач на высоком уровне
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студенты получают системное представление об эволюции массовой культуры
  • студенты получают фундаментальные представления об истории графического дизайна, об основных школах и ведущих авторах
  • студенты учатся системно анализировать произведения графического дизайна
  • студенты узнают об истории книги, о различных форматах изданий и их особенностях, о книжном дизайне
  • студенты учатся пониманию и анализу книги как художественного образа
  • студенты изучают различные технологии создания визуальных эффектов в кино и их роль в создании художественного образа фильма
  • студенты учатся анализировать эстетику спецэффектов в кинематографе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История костюма (до 1910-х годов) (часть 1)
    В рамках лекционного курса студенты изучают эволюцию костюма и моды с древних цивилизаций до начала XX века, формируют представление о смене модных тенденций в рамках культурно-исторического и социального контекста. Студенты познакомятся с концепциями исторического костюма, получат представление о влиянии истории культуры на формирование модных силуэтов, изучат стилистическое своеобразие моды в процессе ее исторического становления. Первая часть курса охватывает темы, связанные с эволюцией моды от Древнего Египта и Античности до барочной эстетики в одежде XVII века.
  • Современное искусство (для магистров) (часть 1)
    В рамках курса студенты изучают ключевые этапы развития мировой истории современного искусства, знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также стилистическими направлениями искусства. Студенты могут получить комплексное представление об эволюции искусства XX-XXI веков, начиная с возникновения первых авангардных направлений до актуального искусства сегодняшнего дня. Первая часть курса охватывает темы, связанные с историей направлений первой половины XX века (фовизм, немецкий экспрессионизм, кубизм, русский авангард, футуризм, дада, новая вещественность, прецизионизм и др.).
  • Консультации по визуальным исследованиям (этап 1)
    Семинарская программа предполагает коллективное осмысление тем и структур визуальных исследований, а также индивидуальные консультации студентов по выбранному направлению работы.
  • Дизайн. Психология визуального восприятия и рекламного воздействия (часть 1)
    Дизайн и реклама создаются людьми для воздействия на людей. И творчество рекламщиков, и восприятие рекламы потребителями, и требования заказчиков не являются произвольными и случайными – они обусловлены структурой и алгоритмами психики, возникшими в процессе эволюции человека и общества. Задачей курса является применение рациональных знаний и фактов о принципах работы психики, накопленных психологией, этологией и меметикой к практическим задачам визуальных коммуникаций. Использование достижений наук о мозге и поведении даёт возможность объективно и предварительно (до запуска) оценивать качество рекламного дизайна. Кроме того, эти же методы могут быть использованы для синтеза эффективных дизайнерских решений. Первая часть курса охватывает темы, связанные с изучением базовой модели психики и её применения для разработки коммуникаций, а также основными закономерностями зрительного восприятия в дизайне.
  • Современное искусство (для магистров) (часть 2)
    В рамках курса студенты изучают ключевые этапы развития мировой истории современного искусства, знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также стилистическими направлениями искусства. Студенты могут получить комплексное представление об эволюции искусства XX-XXI веков, начиная с возникновения первых авангардных направлений до актуального искусства сегодняшнего дня. Вторая часть курса охватывает темы, связанные с такими направлениями в современном искусстве, как абстрактный экспрессионизм, поп-арт, ташизм, новый реализм, кинетизм, минимализм, концептуализм и другие.
  • Консультации по визуальным исследованиям (этап 2)
    Семинарская программа предполагает коллективное осмысление тем и структур визуальных исследований, а также индивидуальные консультации студентов по выбранному направлению работы. Преподаватели: Старусева-Першеева А. Д.
  • Дизайн. Психология визуального восприятия и рекламного воздействия (часть 2)
    Дизайн и реклама создаются людьми для воздействия на людей. И творчество рекламщиков, и восприятие рекламы потребителями, и требования заказчиков не являются произвольными и случайными – они обусловлены структурой и алгоритмами психики, возникшими в процессе эволюции человека и общества. Задачей курса является применение рациональных знаний и фактов о принципах работы психики, накопленных психологией, этологией и меметикой к практическим задачам визуальных коммуникаций. Использование достижений наук о мозге и поведении даёт возможность объективно и предварительно (до запуска) оценивать качество рекламного дизайна. Кроме того, эти же методы могут быть использованы для синтеза эффективных дизайнерских решений. Вторая часть курса охватывает темы, связанные с изучением особенностей восприятия искусственной реальности (изображений), а также рекламы как механизма трансляции смыслов, анализу и синтезу визуальных конструкций.
  • Консультации по визуальным исследованиям (этап 2)
    Семинарская программа предполагает коллективное осмысление тем и структур визуальных исследований, а также индивидуальные консультации студентов по выбранному направлению работы. Преподаватели: Старусева-Першеева А. Д.
  • Дизайн. Психология визуального восприятия и рекламного воздействия (часть 2)
    Дизайн и реклама создаются людьми для воздействия на людей. И творчество рекламщиков, и восприятие рекламы потребителями, и требования заказчиков не являются произвольными и случайными – они обусловлены структурой и алгоритмами психики, возникшими в процессе эволюции человека и общества. Задачей курса является применение рациональных знаний и фактов о принципах работы психики, накопленных психологией, этологией и меметикой к практическим задачам визуальных коммуникаций. Использование достижений наук о мозге и поведении даёт возможность объективно и предварительно (до запуска) оценивать качество рекламного дизайна. Кроме того, эти же методы могут быть использованы для синтеза эффективных дизайнерских решений. Вторая часть курса охватывает темы, связанные с изучением особенностей восприятия искусственной реальности (изображений), а также рекламы как механизма трансляции смыслов, анализу и синтезу визуальных конструкций.
  • Массовая культура (этап 1)
    В фокусе внимания находятся феномены массовой культуры с 1900-х до 1930-х годов
  • Массовая культура (этап 2)
    В фокусе внимания находится массовая культура с 1940-х по 1980-е годы
  • Массовая культура (этап 3)
    Студенты изучают феномены массовой культуры 1990-х-2000-х годов
  • Массовая культура (этап 4)
    Студенты изучают феномены современной массовой культуры и тренды последних лет
  • История графического дизайна (часть 1)
    Студенты изучают историю графического дизайна от конца 19 века до середины 20 века
  • История графического дизайна (этап 2)
    В фокусе внимания находятся школы и авторы произведений графического дизайна второй половины 20 века и современные феномены
  • История книги (этап 1)
    Студенты изучают историю книги от времен Древнего мира и до Нового времени
  • История книги (этап 2)
    Студенты изучают историю книги от Нового времени до современности
  • История спецэффектов (часть 1)
    Курс состоит из двух типов лекций: исторические и технологические. На технологических мы изучаем особенности той или иной технологии, на исторических – смотрим на общее развитие индустрии и отдельных ее деятелей. Есть лекции, в которых скомбинировано и то и другое. Курс дает представление об эволюции технологий спецэффектов в истории кино, влиянии этих технологий на киноизображение и даже язык кино, проблемах перехода индустрии на цифровое производство и результатах этого перехода. Первая половина лекций: введение, что такое спецэффекты и зачем они нужны в кино, начало кинематографа, кинотрюк, спецэффекты немого кино. Признание кинематографистами индустрии спецэффектов. Полноразмерные механические эффекты, макетная съемка и ее особенности, покадровая анимация, грим, рир-проекция.
  • История спецэффектов (часть 2)
    Курс состоит из двух типов лекций: исторические и технологические. На технологических мы изучаем особенности той или иной технологии, на исторических – смотрим на общее развитие индустрии и отдельных ее деятелей. Есть лекции, в которых скомбинировано и то и другое. Курс дает представление об эволюции технологий спецэффектов в истории кино, влиянии этих технологий на киноизображение и даже язык кино, проблемах перехода индустрии на цифровое производство и результатах этого перехода. Первая половина лекций: введение, что такое спецэффекты и зачем они нужны в кино, начало кинематографа, кинотрюк, спецэффекты немого кино. Признание кинематографистами индустрии спецэффектов. Полноразмерные механические эффекты, макетная съемка и ее особенности, покадровая анимация, грим, рир-проекция.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий тест
  • неблокирующий активность на занятиях
  • неблокирующий письменное задание
    Для экзаменов без прокторинга: Дисциплины по направлению “История и теория дизайна” в Школе дизайна оцениваются по кумулятивной схеме, и на экзамен направляются лишь те студенты, кумулятивная оценка которых оказывается меньше 4 баллов. Экзамен проводится в устной форме — беседа с преподавателем по материалам курса, ответы на вопросы в свободной форме. В Школе дизайна экзамен проводится на нескольких платформах в зависимости от потребностей преподавателя и студентов. Возможные платформы для проведения экзамена по проектным дисциплинам: ZOOM (https://zoom.us/) Skype (https://www.skype.com/ru/) MS Teams (https://www.microsoft.com/ru-ru/microsoft-365/microsoft-teams/group-chat-software) Discord (https://discord.com/) К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Возможность тестирования платформы остаётся на усмотрение студентов и преподавателей и не является обязательным условием для проведения экзамена Компьютер и/или иной гаджет студента должен удовлетворять следующему требованию — наличие работающего микрофона. Возможность демонстрации экрана и работающая камера остаются на усмотрение студента и преподавателя. Отсутствие работающей камеры и невозможность демонстрации экрана не является препятствием к сдаче экзамена. Настоятельно рекомендуется, при подключении к просмотру корректно указывать свои фамилию и имя, а также номер группы. Во время экзамена студентам запрещено перебивать отвечающего и участвовать в комментировании не своего ответа. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент переходит в конец очереди отвечающих. Если студент не сумел переподключиться до конца экзамена, он отправляется на пересдачу.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    По стандартной схеме накопительная оценка за отдельный предметный блок в рамках дисциплины «История и теория дизайна» выводится по следующей шкале: 100% итоговой оценки = =25% (оценка за первый промежуточный тест) + +25% (оценка за второй промежуточный тест) + +25% (оценка за домашнюю работу) + +25% (оценка за посещаемость). Пример: (оценка за 1ый тест*0,25)+(оценка за 2ой тест*0,25)+(оценка за домашнюю работу*0,25)+(оценка за посещаемость*0,25)=100% По практико-ориентированной схеме накопительная оценка за отдельный предметный блок в рамках дисциплины «История и теория искусства дизайна» выводится по следующей шкале: 100% итоговой оценки = =70% (оценка за домашнюю работу) + 30% (оценка за посещаемость). Пример: (оценка за домашнюю работу*0,7)+(оценка за посещаемость*0,3)=100%
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Оценка за каждый промежуточный проект влияет на оценку за итоговый проект IV модуля, в соответствии с формулой оценки за IV модуль: 0,2 х (п1+п2+п3+п4+п5), где: п1, п2, п3, п4 — промежуточные просмотры IV модуля; п5 — финальный сессионный просмотр IV модуля; 0,2 — коэффициент.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Барабанщиков В. А. - ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 184с. - ISBN: 978-5-534-07433-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obschaya-psihologiya-psihologiya-vospriyatiya-423081
  • Гуревич, П.С. Психология рекламы: Учебник для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017- 271 с. - (Серия «Учебники профессора П.С. Гуревича») - ISBN 978-5-238-00936-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028564
  • Ермилова Д. Ю. - ИСТОРИЯ КОСТЮМА. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 392с. - ISBN: 978-5-534-11481-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-kostyuma-445350
  • ЕРШОВА ЭЛЬВИРА БОРИСОВНА, & ВЕСЕЛОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ. (2015). Русский Авангард В Первой Четверти Хх Века. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.414F51BA
  • Коноваленко М. Ю., Ясин М. И. - ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ И PR. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 393с. - ISBN: 978-5-534-00765-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-reklamy-i-pr-432096
  • Курушин В.Д. - Дизайн и реклама: от теории к практике - Издательство "ДМК Пресс" - 2017 - 308с. - ISBN: 978-5-97060-553-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97360
  • Мариевская Н.Е. - Время в кино - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2015 - 336с. - ISBN: 978-5-89826-439-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/77247
  • Маршалл П. - Контекстная реклама, которая работает. Библия Google AdWords - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 464с. - ISBN: 978-5-00057-116-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62110
  • Учёнова, В.В. История рекламы : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Журналистика», «Реклама», «Связи с общественностью» / В.В. Учёнова, Н.В. Старых. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 495 с. - ISBN 978-5-238-01462-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1025592
  • Чернатони, Л. Брендинг. Как создать мощный бренд : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080111 «Маркетинг», 080300 «Коммерция», 070801 «Реклама» / Лесли де Чернатони, Малькольм МакДональд ; пред. и пер. с англ. Б.Л. Ерёмина. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 559 с. — (Зарубежный учебник). - ISBN 5-238-00894-5. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1039965
  • Эйнштейн, М. Реклама под прикрытием: Нативная реклама, контент-маркетинг и тайный мир продвижения в интернете / М. Эйнштейн ; под редакцией А. Черниковой ; перевод с английского Т. Мамедовой. — Москва : Альпина Паблишер, 2017. — 301 с. — ISBN 978-5-9614-6243-2. — Текст : электронный // Альпина Паблишер — URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/12342

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Барабанщиков В.А. - Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса - ООО "Когито-центр" - 2006 - 240с. - ISBN: 5-89353-194-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109150
  • Курушин В.Д. - Графический дизайн и реклама - Издательство "ДМК Пресс" - 2008 - 272с. - ISBN: 5-94074-087-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/1103
  • Мокшанцев Р. И. Психология рекламы: Учеб. пособие/Науч. ред. Удальцова М. В. - (Серия 'Высшее образование')/Мокшанцев Р. И. ИНФРА-М, 2000. - 230 с., обложка, тираж 6000, 60x88 1/16 ISBN 5-16-000135-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/35547
  • Психология рекламы: Учеб. пособие / Р.И. Мокшанцев; Науч. ред. М.В. Удальцова; НГА экономики и управления. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сиб. согл., 2008. - 230 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-16-000135-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/137016
  • Психология рекламы: Учебное пособие / М.И. Тимофеев. - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 224 с.: 70x100 1/32. - (ВПО: Бакалавриат). (обложка, карм. формат) ISBN 978-5-369-01373-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/472499
  • Романычева Э.Т., Яцюк О.Г. - Дизайн и реклама. Компьютерные технологии: Справочное и практическое руководство - Издательство "ДМК Пресс" - 2006 - 432с. - ISBN: 5-89818-034-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/1102
  • Социальная реклама: конструирование эффективного взаимодействия с целевой аудиторией : монография / С.Б. Калмыков, Н.П. Пашин. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 229 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/23289. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003011
  • Социальная реклама: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама» и «Связи с общественностью» / Л.М. Дмитриева [и др.] ; под ред. Л.М. Дмитриевой. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 271 с. — (Серия «Азбука рекламы»). - ISBN 978-5-238-01544-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028857
  • Ткаченко, Н.В. Креативная реклама. Технологии проектирования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Реклама» / Н.В. Ткаченко, О.Н. Ткаченко ; под ред. Л.М. Дмитриевой. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 335 с. — (Серия «Азбука рекламы»). - ISBN 978-5-238-01568-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028594
  • Философов Д. В. - СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И КОЛОКОЛЬНЯ СВЯТОГО МАРКА. ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 400с. - ISBN: 978-5-534-10867-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennoe-iskusstvo-i-kolokolnya-svyatogo-marka-izbrannye-stati-431700
  • Чумиков А.Н. - Реклама и связи с общественностью: Имидж, репутация, бренд: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2016 - 159с. - ISBN: 978-5-7567-0819-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97267