• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Функциональные модели в естественном языке

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Функциональные модели в естественном языке» подробно знакомит студентов с исследованиями в области функциональной и когнитивной лингвистики. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: a. «Формальное представление естественного языка»; b. «Компьютерная лингвистика»; c. «Проектно-исследовательский семинар»; d. «Проекты».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются: 1. Ознакомление с современным состоянием исследований в области функциональной и когнитивной лингвистики; 2. Формирование представлений о языке как объекте научного исследования и знакомство с навыками научного анализа лингвистических данных; 3. Углубление знаний о языке как инструменте коммуникации и о месте языка в пространстве когнитивных способностей человека; 4. Изучение актуальных подходов к описанию семантики, структуры дискурса, синтаксиса, морфологии, механизмов порождения и восприятия речи, жестикуляции и мимики, механизмов усвоения языка; 5. Формирование представлений о возможностях применения основных идей функциональной и когнитивной лингвистики в языковом моделировании и построении компьютерных лингвистических систем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знают основные идеи и понятия функциональной и когнитивной лингвистики.
  • Владеют понятиями и методами лингвистической прагматики.
  • Имеют представления о возможностях функционального и когнитивного подходов в описании жестовых языков и сопровождающей жестикуляции.
  • Умеют строить и проверять гипотезы о свойствах языковых средств.
  • Выявляют в языковых данных релевантные факты, подтверждающие или опровергающие гипотезу. Отличают метафорические сдвиги от прямых значений.
  • Имеют представления о методах и основных понятиях социолингвистики. Владеют основными методами анализа социолингвистической вариативности.
  • Знают актуальные подходы к описанию механизмов усвоения языка.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение.
    Функциональная лингвистика. Когнитивная лингвистика. Методы функциональной лингвистики. Функции языка. Функциональный подход в лингвистике. Когнитивный подход к описанию языка: история возникновения и понятийный аппарат. Язык и другие когнитивные системы, лингвистическое отображение пространства.
  • Прагматика.
    Компоненты высказывания: ассерция, следствие, конвенциональная импликатура, конверсациональная импликатура. Речевой акт и его участники. Место и роль говорящего и слушающего. Оценка важности: гипотезы говорящего относительно знаний слушающего. Постулаты Грайса, теория речевых актов. Теория референции.
  • Жестовая лингвистика.
    Жестовые языки в сопоставлении со звучащими. Сопровождающая жестикуляция.
  • Экспрессивы
    Корпусные методы исследования экспрессивной лексики и экспрессивных конструкций
  • Метафора и метонимия. Блендинг.
    Теория концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона. Источник и мишень метафоры: наложение областей. Типология метафоры и лексическая типология.
  • Социолингвистика.
    Лингвистическая вариативность, связанная с социальными макропеременными, переменными, релевантными для социальной группы, и индивидуальными особенностями персоны.
  • Усвоение языка.
    Критика универсальной грамматики Хомского: усвоение языка как часть когнитивных и социально- коммуникативных навыков ребенка. Intention-reading, pattern-finding, entrenchment, grammaticalization. Usage-based model: усвоение слов, ранних синтаксических конструкций и более сложных единиц.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий обсуждения на семинаре
    Получение оценки за обсуждение на семинаре предполагает посещение занятий; чтение литературы, рекомендованной к занятию; участие в обсуждении прочитанного; ответы на предоставленные преподавателем вопросы по литературе; составление собственных вопросов для обсуждения на занятии по прочитанной литературе.
  • неблокирующий презентация
    Презентация предполагает 20 мин. презентацию статьи по одной из тем курса. Презентация должна содержать изложение основных идей статьи, конструктивную критику статьи, вопросы для обсуждения с аудиторией. Презентация может быть подготовлена индивидуально или в парах (в последнем случае, статья должна быть большего объёма и/или содержать несколько экспериментов/анализов). Поскольку обсуждение домашних заданий и презентаций на семинарах невозможно повторить, элементы текущего контроля не пересдаются.
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен представляет собой обсуждение подготовленного заранее индивидуального письменного проекта. Проект предполагает написание 4—6 страничных тезисов (например, в формате конференции CogSci).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * обсуждения на семинаре + 0.25 * презентация + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dąbrowska, E., & Divjak, D. (2015). Handbook of Cognitive Linguistics. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1000461

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Evans, V. Cognitive Linguistics: An Introduction / Vyvyan Evans, Melanie Green. - Edinburgh: Edinburgh University Press, 2006. – 830 p. – ISBN 9780748618323. – Текст: электронный // DB Proquest Ebook Central (ebrary) [сайт]. - URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-