• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Функциональные модели в естественном языке

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Функциональные модели в естественном языке» подробно знакомит студентов с исследованиями в области функциональной и когнитивной лингвистики. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: a. «Формальное представление естественного языка»; b. «Компьютерная лингвистика»; c. «Проектно-исследовательский семинар»; d. «Проекты».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются: 1. Ознакомление с современным состоянием исследований в области функциональной и когнитивной лингвистики; 2. Формирование представлений о языке как объекте научного исследования и знакомство с навыками научного анализа лингвистических данных; 3. Углубление знаний о языке как инструменте коммуникации и о месте языка в пространстве когнитивных способностей человека; 4. Изучение актуальных подходов к описанию семантики, структуры дискурса, синтаксиса, морфологии, механизмов порождения и восприятия речи, жестикуляции и мимики, механизмов усвоения языка; 5. Формирование представлений о возможностях применения основных идей функциональной и когнитивной лингвистики в языковом моделировании и построении компьютерных лингвистических систем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеют понятиями и методами лингвистической прагматики.
  • Выявляют в языковых данных релевантные факты, подтверждающие или опровергающие гипотезу. Отличают метафорические сдвиги от прямых значений.
  • Знают актуальные подходы к описанию механизмов усвоения языка.
  • Знают основные идеи и понятия функциональной и когнитивной лингвистики.
  • Имеют представления о возможностях функционального и когнитивного подходов в описании жестовых языков и сопровождающей жестикуляции.
  • Имеют представления о методах и основных понятиях социолингвистики. Владеют основными методами анализа социолингвистической вариативности.
  • Умеют строить и проверять гипотезы о свойствах языковых средств.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение.
  • Прагматика.
  • Жестовая лингвистика.
  • Экспрессивы
  • Метафора и метонимия. Блендинг.
  • Социолингвистика.
  • Усвоение языка.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание 1
  • неблокирующий домашнее задание 4
  • неблокирующий презентация
    Презентация предполагает 20 мин. презентацию статьи по одной из тем курса. Презентация должна содержать изложение основных идей статьи, конструктивную критику статьи, вопросы для обсуждения с аудиторией. Презентация может быть подготовлена индивидуально или в парах (в последнем случае, статья должна быть большего объёма и/или содержать несколько экспериментов/анализов). Поскольку обсуждение домашних заданий и презентаций на семинарах невозможно повторить, элементы текущего контроля не пересдаются.
  • неблокирующий домашнее задание 2
  • неблокирующий домашнее задание 3
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.2 * домашнее задание 3 + 0.2 * презентация + 0.2 * домашнее задание 4 + 0.2 * домашнее задание 2 + 0.2 * домашнее задание 1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dąbrowska, E., & Divjak, D. (2015). Handbook of Cognitive Linguistics. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1000461

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Evans, V. Cognitive Linguistics: An Introduction / Vyvyan Evans, Melanie Green. - Edinburgh: Edinburgh University Press, 2006. – 830 p. – ISBN 9780748618323. – Текст: электронный // DB Proquest Ebook Central (ebrary) [сайт]. - URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-