• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
10
Декабрь

О программе

Магистерская программа «Трансмедийное производство в цифровых индустриях»  готовит креативных цифровых продюсеров, обладающих творческими,  технологическими и предпринимательскими навыками, необходимыми для управления медиапроектами в цифровой среде. По итогам обучения выпускники должны не только заниматься продюсированием отдельных мобильных приложений, мультимедийных книг, видеоигр, онлайн-курсов, веб-сериалов и т.д., но и управлять сложными трансмедийными проектами, предполагающими многоплатформенность и использование цифровых возможностей современного сторителлинга.  

В чем преимущества программы?

 Мы будем с самого начала обучения ориентировать студентов на трансмедийные проекты, так как это позволит  формировать универсальных специалистов, обладающих нелинейным творческим и управленческим мышлением, которое не замкнуто на определенной технологической цепочке конкретной медиаплатформы, а ориентировано на использование различных медиаплатформ как дополняющих друг друга инструментов «рассказывания истории».В настоящее время на рынке образовательных услуг в сфере продюсерства не существует образовательных программ, ориентированных на подготовку универсальных продюсеров для различных медиаплатформ. В таких вузах, как ГИТР или ВГИК учат «узких» продюсеров в конкретных предметных сферах (продюсеры в сфере кино или продюсеры в сфере ТВ), что не позволяет им получить навыки для работы сразу на нескольких медиаплатформах. На зарубежных образовательных рынках данное направление только начинает возникать на базе программ в области цифровой анимации, кинопродюсерства и т.п. Следовательно, открытие программы в НИУ ВШЭ позволит лучше следовать за временем и конкурировать за студентов на мировых рынках.

Кто меня будет учить?

Руководить проектной составляющей программы будет Александр Николаевич Архангельский, ординарный профессор ВШЭ, писатель, телевизионный ведущий, автор большого количества цифровых проектов, от электронных книг и онлайн-образовательных курсов до документального кино.  Преподавателями программы будут практики, люди из индустрии. У нас уже есть опыт работы с Фёклой Толстой и музеем Льва Толстого, с малыми музеями Третьяковской галереи (этим большим музейным проектом руководит профессор нашего департамента Анна Григорьевна  Качкаева), с издательской платформой Ridero, с каналами «Цифрового Телесемейства» («Первый канал. Всемирная сеть»). Все сложившиеся в рамках прежних программ проекты мы предполагаем развивать дальше.

 Уже несколько лет на департаменте медиа НИУ ВШЭ работает Ренира Рампаццо Гамбарато  – она занимается исследованиями в сфере трансмедийного сторителлинга и, конечно, будет одним из главных преподавателей программы. Кроме того, мы будем приглашать других иностранных преподавателей, но не теоретиков преимущественно, а тех, кто ориентирован проектную работу, тех, кто расскажет, как работают в этой сфере в других странах. У нас уже есть проверенные контакты с университетами и медиа школами Канады, Франции, США, и контакты эти планируется расширять.  

Что я буду изучать?

 Важной частью программы будет развитие навыков трансмедийного сторителлинга, так как при опережающем развитии цифровых технологий главной проблемой становится придумывание интересных историй и умение их рассказать с использованием тех возможностей, которые предоставляют новые цифровые среды.
В основе  обучения - набор  компетенций, необходимых для производства мультимедийного контента для любых сред, включающие в себя базовые программистские и дизайнерские компетенции; знания в области стратегического, проектного менеджмента в цифровых средах, бизнес-моделирования, сетевого маркетинга, специфических подходов к монетизации, правовому регулированию.
Мы не видим прямой необходимости учить студентов программированию (для этого существуют соответствующие образовательные направления), однако они должны понимать основы алгоритмирования и создания ПО для того, чтобы быть способными ставить задачи профессиональным программистам.
Мы полагаем, что при подготовке магистров с таким кругом компетенций наиболее эффективным будет проектный подход к обучению.За два года студент должен будет подготовить 6 проектов,  предполагающих несколько «расширений» на разных медиаплатформах.

Тот, кто хочет сейчас добиться успеха в медиа бизнесе, должен не просто уметь хорошо рассказать историю, но сразу продумать, как она будет жить на разных платформах. Конечно, можно идти и традиционным путём: создать «ядерный» проект, а потом думать, как он будет развиваться – на сайте, на «втором экране», в мобильном приложении и т.д.  Но у трансмедийного сторителлинга есть определённые законы, выполнимость которых нужно сразу закладывать в стержневой проект: это имеет отношение и к драматургии, и к производственному процессу, и к бизнесу.

Первый блок компетенций  – творческий.

Магистранты будут заниматься разработкой сюжетов, проектированием форматов,  изучать принципы трансмедийного сторителлинга, искать способы  взаимодействия форматов внутри единого «куста проектов». (При этом важно, чтобы отдельная история, со своими художественными приемами и технологическими возможностями, а не только работала как промо «ядерного» проекта, но имела собственную коммуникативную и эстетическую ценность.) 

Второй блок компетенций – управленческий.

Сложность продюсирования трансмедийных проектов в том, что вокруг ядерного проекта сразу должны сформироваться несколько дочерних, с отдельными продюсерскими командами. Чтобы они работали друг на друга, нужен человек со специфическим «сферическим» мышлением, который будет гарантом сохранения единства всей истории. Это не значит, что он будет делать всё за всех - но он будет понимать, как живет и развивается «куст проектов», ставить перед разными командами стратегические цели. Иначе, даже если ты придумал проект как единый, он сразу окажется под воздействием центробежной силы частных интересов, индивидуальных творческих амбиций, краткосрочной выгоды и т.д.

Третий блок компетенций – технологический.

Сегодня традиционные навыки видеосъемки и монтажа неотделимы от хотя бы элементарных навыков цифрового дизайна. Поэтому один из базовых курсов будет посвящен коммуникационному дизайну. При этом важно отметить, что мы не стремимся сделать магистрантов профессиональными  дизайнерами, но они должны понимать, какой дизайн хороший, а какой нет, должны уметь давать дизайнеру технические задания, понимать, принципы работы.

Отдельная задача – навыки коммуникации с  программистам. Мы будем учить студентов разговаривать с программистами так, чтобы они понимали нас, а мы их. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Программисты привыкли мыслить несколько иначе, чем гуманитарии. Чтобы общаться с ними, к сожалению, надо научиться хотя бы азам программирования. Не попробовав это сам, ты не поймешь проблемы, которые стоят перед программистом при работе над проектом.

 

Где я буду работать?

Наших выпускников ждут:
- диджитал подразделения крупных медиа холдингов и традиционных медиа компаний, в том числе объединенные редакции медиапорталов, специализирующиеся на мультимедийной и трансмедийной периодике;
- социальные медиа и интернет-компании, как ориентированные на создание собственного контента, так и оказывающие услуги по продвижению и маркетингу;
- компании, специализирующиеся на киберразвлечениях и трансмедийных проектах, связанных с продвижением брендов и производством контента поставщиками медиа и их потребителями;
- веб-студии рекламных агентств;
- компании, создающие контент для кабельного телевидения, для корпоративных, нишевых и других специализированных каналов;
- компании, специализирующиеся на производстве развлекательного контента в цифровых средах;
- издательства,  музеи, университеты, библиотеки, заинтересованные в адаптации традиционного искусства к вызовам цифровой культуры.