• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономика общественного сектора

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Программа учебной дисциплины "Экономика общественного сектора" нацелена на формирование у студентов знаний, умений и навыков, обращающихся к области пересечения таких явлений как государство, экономика, образование. Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов: представления об эффективных моделях многоканального финансирования и ресурсного обеспечения развития системы образования в соответствии с принципами и приоритетами государственной политики в сфере образования в России, компетенций в вопросах государственно- частного партнерства в образовании, навыков ответственного финансового менеджмента в условиях академической автономии и экономической самостоятельности образовательных организаций; знаний об организации индикативного планирования и его применении в образовании; умений применять эти знания к анализу управленческой практики; опыта применения знаний и умений, составляющих содержание дисциплины, к решению исследовательских и проектных задач.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления об эффективных моделях многоканального финансирования и ресурсного обеспечения развития системы образования в соответствии с принципами и приоритетами государственной политики в сфере образования в России
  • Формирование у студентов компетенций в вопросах государственно- частного партнерства в образовании
  • Формирование у студентов навыков ответственного финансового менеджмента в условиях академической автономии и экономи- ческой самостоятельности образовательных организаций
  • Формирование знаний об организации индикативного планирования и его применении в образовании
  • Формирование умений применять эти знания к анализу управленческой практики
  • Формирование опыта применения знаний и умений, составляющих содержание дисциплины, к решению исследовательских и проектных задач
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Формирование представлений о терминологическом аппарате и основных моделях взаимодействий в области экономических отношений внутри государства, и в образовании в частности
  • уметь обосновать роль государства в экономике
  • приобрести навык работы с терминологическим аппаратом дисциплины
  • Уметь анализировать и структуру глобальной образовательной системы
  • Знать основные теории в области структуры образовательной системы
  • приобрести опыт использования методов сравнительного анализ и приведения данных к сопоставимому виду;
  • Знать различные возможные эффекты образования на разных ступенях
  • Приобрести опыт использования методов сравнительного анализа и приведения данных к сопоставимому виду;
  • уметь выстраивать причинно-следственные связи в области эффективности образования и человеческого капитала
  • Знать основные положения "Закона об образовании в РФ" № 273-ФЗ в части экономических отношений
  • уметь анализировать и сравнивать различные формы и механизмы финансирования образовательных услуг и программ развития образования;
  • приобрести опыт планирования работы с человеческим ресурсом в области экономических отношений в образовании
  • знать экономические основы межбюджетных отношений
  • уметь применять современные методы экономического анализа деятельности на уровнях региональной и муниципальной систем образования и образовательных учреждений;
  • приобрести опыт составления финансовых планов для реализации программ развития образовательных учреждений, отдельных программ и проектов
  • знать экономические основы межбюджетных отношений;
  • уметь оценивать риски и прогнозировать экономические последствия принятых решений
  • уметь анализировать системы оплаты труда в образовании, оплату за качество и результат, нормирование труда и стимулирование в образовании
  • приобрести опыт оценки стоимости результативности инноваций в образовании и образовательных проектов
  • знать тенденции и перспективы развития государственного и негосударственного секторов в образовании, основные модели частно-государственного партнерства в образовании.
  • уметь сравнивать и оценивать различные модели финансирования образования на разных ступенях;
  • приобрести навык организации эффективного взаимодействия государства, бизнеса и семей, общественных организаций в образовании.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Обоснование роли государства в экономике.
    Рынок и государство. «Провалы рынка» и меры государственного вмешательства. «Провалы государства». Экономические отноше- ния в сфере образования. Общественные блага, их свойства. Образование как благо. Двойственная природа образования как общественного и частного блага (Маццола, Блауг, Самуэльсон). Образование как доверительное благо (Аузан, Кузьминов) и мериторное благо (Масгрейв). Опекаемое благо (Львов, Рубинштейн). Внешние эффекты и их интер- нализация. Квази-рынки и контрактация. Проблема безбилетника.
  • Тема 2. Глобальная образовательная система.
    Экономическая природа образовательных услуг. Место России на международном рынке образовательных услуг. Образование как синер- гетический ресурс. Теория сигналов и фильтров. Теория человеческого капитала (Шульц, Беккер, Кузнец, Капелюшников). Теория начального нулевого наделения (Сабуров). Креативная экономика. Международная конкурентоспособность российского образования: результаты международных исследований результатов учащихся; международные рейтинги и ранкинги образовательных организаций.
  • Тема 3. Эффекты от образования по уровням образовательной системы.
    Измерение отдачи от человеческого капитал: общий и специфический человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал. Изношенность человеческого ресурса. Образование и рынок труда: баланс спроса и предложения. Востребованные профессии. Смена профессий: послевузовское образование, непрерывное образование. Профессии будущего: навыки и компетенции вместо профессий?
  • Тема 4. Бюджетный федерализм. Экономические отношения в «Законе об образовании в РФ» № 273-ФЗ.
    Распределение полномочий по уровням бюджетной системы. Структура расходов в сфере образования по уровням бюджетной системы. Спрос на общественные блага и бюджетная децентрализация. Бюджетирование, ориентированное на результат. Нормативно-подушевое финансирование. Образовательные ваучеры. Гранты учащимся. Образовательные кредиты. Налоговые льготы для организаций и учащихся.
  • Тема 5. Переход от управления затратами к управлению результатами в системе образования.
    Информационная асимметрия при переходе от управления затратами к управлению результатами. Изменение экономического поведения основных стейкхолдеров в образовании в условиях информационной асимметрии. Оценка рисков. Экономическая самостоя- тельность и академическая автономия образовательных организаций. Сравнительные характеристики казенных, бюджетных и автономных учреждений. Финансирование в форме субсидии. Соглашение с учредителем. Критерии и показатели качества услуг (работ).
  • Тема 6. Экономическая эффективность и социальная справедливость в сфере образования.
    Обеспечение доступности качественного образования. Организация сетей образовательных организаций: баланс социальной справедливости и эффективности использования ресурсов. Модели и стратегии интеграции и кооперации учреждений образования разных уров- ней, культуры и спорта. Результаты федерального эксперимента по реструктуризации сети образовательных организаций, расположенных в сельской местности. Результаты между- народного исследования образовательных, карьерных и миграционных траекторий сельских школьников: Россия, Китай, Казахстан.
  • Тема 7. Результаты и эффекты образования.
    Эффективность использования ресурсов в сфере об- разования. Экономическая эффективность и экономическая результативность. Методики оценки эффективности расходов в образовании. Новая система оплаты труда в образовании. Принципы оплаты за качество и результат, нормирование труда и стимулирование в образовании. Анализ результатов перехода на новую систему оплаты труда в регионах России.
  • Тема 8. Тенденции и перспективы развития государственного и негосударственного секторов в образовании.
    Основные модели частно-государственного партнерства в образовании. Концессии, управляющие компании, целевой капитал, частноправовые договоры, догово- ры простого товарищества, аутсорсинг в образовании. Инвестиции в образование. Методы финансирования развития – программное и проектное финансирование. Бюджетные инвестиции. Результаты реализации Приоритетного Национального проекта «Образование».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Групповая работа студентов (неблокирующий)
    6
  • Экзамен (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * Групповая работа студентов + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бюджетная система Российской Федерации : учеб. пособие, Селезнев А. З., 2011
  • Высшее образование в России. N.8-9, , 2019
  • Высшее образование в цифровую эпоху, Боуэн, У. У., Лэк, К. Э., 2018
  • Государство и экономика: опыт экономических реформ, Мау, В. А., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Влияние неформальной занятости на российский рынок труда : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05, Михайлов А. Ю., 2016
  • Высшее профессиональное и дополнительное образование. (2018). Ukraine, Europe: Уральский государственный педагогический университет. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D8DB8F7B
  • Каторгина Ольга Владимировна, Katorgina Olga Vladimirovna, Ржанникова Татьяна Николаевна, & Rzhannikova Tatiana Nikolaevna. (2019). Роль образования в экономике и воздействие экономики на образование. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E30E45DD
  • Менеджмент, маркетинг и экономика образования : учеб. пособие, Егоршин А. П., Кручинин В. А., 2001
  • Образование как социальный институт: что мешает повышению актуальности образования ; Obrazovanie kak sotsial’nyi institut: chto meshaet povysheniiu aktual’nosti obrazovaniia. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D9B6C347
  • Образовательная система России : Высшая школа: Монография, Татур Ю. Г., 1999