• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар направлен на актуализацию знаний о методологии научного исследования и формирование навыков работы с цифровыми инструментами современного исследователя через погружение в исследовательскую деятельность в цифровой среде.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель – актуализация знаний о методологии научного исследования и формирование навыков работы с цифровыми инструментами современного исследователя через погружение в исследовательскую деятельность в цифровой среде
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет создавать поле исследования в виде карты
  • Умеет связывать таблицы и карты, модифицировать, объединять и фильтровать карты и диаграммы
  • Умеет связывать карты и таблицы.
  • Умеет выявлять сходные элементы, представляющие поле исследования.
  • Умеет предлагать основания для кластеризации элементов
  • Умеет анализировать и интерпретировать кластеры элементов и конструктов.
  • Умеет вести электронный лабораторный журнал.
  • Умеет объединять в журнале различные форматы – тексты, код, данные.
  • Умеет делиться частями своего журнала
  • Умеет использовать готовые модели.
  • Умеет создавать искусственное сообщество агентов и ставить в нём эксперименты
  • Умеет собирать, сохранять и анализировать экспериментальные данные.
  • Умеет искать, собирать, улучшать, использовать и анализировать тексты и данные.
  • Умеет представлять результаты научного исследования в виде сконструированного научного текста
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Представление поля научного исследования
    Карта как покорение и открытие. Визуализация сложных систем как возможность, которая появилась в 21 веке, благодаря развитию информационных систем. Ключевые работы – акторно-сетевая теория (Б. Латур, Дж. Ло). Сетевая наука (Л. Барабаши, Д. Уотс). Макроскопический подход к социальным исследованиям (Ж. Росне, К. Бёрнер). Мышление при помощи карт и диаграмм. Способы представления информации. Карта как текст - многослойность, фильтрация, объединения. Программные средства, позволяющие представлять и редактировать карты и диаграммы - возможность выделения слоев, слияние карт. VUE - Visual Understanding Environment https://vue.tufts.edu/ GraphViz https://www.graphviz.org/ https://dreampuf.github.io/GraphvizOnline/
  • Представление результатов исследования в научном тексте
    Совместное создание и редактирование текстов. Понятие гипертекста. Работы Нельсона, Энгельбарта, Тима Бернерса-Ли. Wiki как коллективный гипертекст. Wikipedia как сеть взаимосвязанных текстов. Примеры организационных решений – вики (энциклопедия знаний внутри организаций). WikiHow – как сделать? StackOverflow – для программистов. Сервисы анализа, редактирования и видоизменения текстов. Электронные библиотеки и их внутренние сервисы. Библиографические списки и цитирование. Особенности работы с базами научного цитирования и агрегаторами: РИНЦ, Web of Science, Scopus и т.д. Работа с облачными сервисами Microsoft и Google. Персональные и коллективные библиографические сервисы. Подготовка списка литературы в библиографическом менеджере (BibTeX, JabRef, Mendeley, Zotero и др.).Работа по результатам научной дискуссии. Рецензирование и работа над замечаниями рецензентов. Написание рецензий на научные тексты.
  • Цифровые инструменты персональной исследовательской деятельности
    Исследование как естественная деятельность каждого человека. Циклы исследования - Дьюи, Келли и другие. Расширение возможностей исследовательской деятельности с использованием информационных технологий. Проведение социо-когнитивного исследования на базе WebGrid - http://webgrid.uvic.ca/
  • Генеративная наука. Создание искусственных сообществ
    Понятия «Модель», «агент», «многоагентная модель», «модель организации». Организационное поведение, как результат взаимодействия простых паттернов поведения множества агентов. Возможности объяснения и понимания через выращивание феноменов в компьютерной среде. Управление организацией через различные формы компьютерного и живого агентного моделирования. Моделирование (выращивание) сложных систем. Работы T. Schelling, T. Axelrod, J. Epstein и др. Искусственное сообщество агентов как исследовательская лаборатория. Выдвижение гипотез, выбор независимых и зависимых переменных, постановка экспериментов, экспорт данных. Приведение данных в опрятный вид.
  • Организация исследовательской лаборатории и лабораторного журнала
    Лаборатория как организационная структура исследовательской деятельности. Лабораторный журнал и совместное ведение лабораторного журнала. Сообщество практики, граничные объекты. Инструменты поддержки стадий научного исследования: работа с данными, планирование и управление работой научной группы, совместная подготовка артефактов. Обмен артефактами внутри лабораторного журнала. Обмен книгами, статьями и страницами – OneNote, Wiki, Google Doc, DropBox
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание в форме создания собственной агентной модели
    Демонстрация результатов в Zoom или отдельный скринкаст
  • неблокирующий Лабораторная работа - создание карты
    Скринкаст или обсуждение в Zoom
  • неблокирующий Лабораторная работа - создание лабораторного журнала
    Скринкаст или обсуждение в Zoom
  • неблокирующий Домашнее задание в проведения персонального исследования
    Правильная форма представления - скринкаст, в котором магиситрант представляет собственное исследование
  • неблокирующий Контрольная работа
    Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится в среде MS-Teams в канале команды НИС ЦТО https://teams.microsoft.com/l/channel/19%3a5fdaed5a9f444c47b52303f5d709404f%40thread.tacv2/%25D0%259E%25D0%25B1%25D1%2589%25D0%25B8%25D0%25B9?groupId=8c5739b0-25ff-468e-9f4e-03516b0ad698&tenantId=21f26c24-0793-4b07-a73d-563cd2ec235f - поскольку у всех студентов есть оттестированный доступ к этому каналу, то мы уверены в том, что ваши компьютеры удовлетворяют необходимым требованиям. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар фотографию, включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться любыми внешними источниками информации. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи и подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.07 * Домашнее задание в проведения персонального исследования + 0.28 * Домашнее задание в форме создания собственной агентной модели + 0.3 * Контрольная работа + 0.21 * Лабораторная работа - создание карты + 0.14 * Лабораторная работа - создание лабораторного журнала
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • D. Kachan A., & Д. Качан А. (2018). Open Data: Analysis of Trends ; Открытые Данные: Анализ Тенденций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5271C977
  • Deveci, T. (2019). Sentence Openers in Academic Writing: A Comparison between Seminar Texts and Students’ Reflective Writing Papers. Journal of Language and Linguistic Studies, 15(1), 247–261. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1212073
  • Hartley, J. (2008). Academic Writing and Publishing : A Practical Handbook. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=224109
  • Producing, analyzing and sharing Open Data in Digital Humanities: some good practices ; Produire, analyser et partager des données ouvertes en Humanités Numériques : quelques bonnes pratiques. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DB923C58
  • Puckett, J. (2011). Zotero : A Guide for Librarians, Researchers, and Educators. Chicago: Association of College and Research Libraries. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=452121
  • Puckett, J. (2017). Zotero : A Guide for Librarians, Researchers and Educators (Vol. Second edition). Chicago, Illinois: Association of College and Research Libraries. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1561980
  • Карабутова, Е. А. (2007). Дискуссия как способ формирования коммуникативной культуры студентов вуза. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AFF18C51

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Dudley-Evans, T., & Hewings, M. (2001). Academic Writing in Context : Implications and Applications. Birmingham: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=226902
  • Pecorari, D. (2015). Academic Writing and Plagiarism : A Linguistic Analysis (Vol. Bloomsbury classics in linguistics edition). London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=993909
  • Научные работы: Методика подготовки и оформления, , 2000
  • После "Структуры научных революций", Кун, Т., 2014
  • Профессионально ориентированные риторика, дискуссия и общение: Учебное пособие / Яновская И.В. - Волгоград:Волгоградский государственный аграрный университет, 2018. - 88 с.: ISBN - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1007917