• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Красивой обертки недостаточно

Магистерская программа «Цифровая трансформация образования» только начала работу, но ее уже можно поздравить: несмотря на то, что набор проводился впервые, конкурс на бюджетное отделение составил почти три человека на место. Многие из тех, кто поступил, уже работали над проектами для вузов и школ, но поняли, что им «чего-то не хватает». Они рассказали – чего именно, и в чём, по их мнению, нуждается наша образовательная система.

Красивой обертки недостаточно

Атмосфера на потоке – это студенты


Ольга Максименкова, академический руководитель программы «Цифровая трансформация образования»

 «Главный компонент успешного запуска проекта — любовь. Мы чувствуем, сколько положительных эмоций вложено в программу ЦТО»: так мне в поздравительной открытке написали свежеиспеченные студенты.

 Они у нас удивительные, у них горят глаза! Очень приятно было на очном модуле входить в аудиторию и погружаться в интересные дискуссии. Атмосфера на потоке – это, прежде всего, студенты. За две недели они сплотились с замечательный коллектив единомышленников.

Максименкова Ольга Вениаминовна
Академический руководитель программы "Цифровая трансформация образования"

 

Было приятно, что оценили усилия нашей большой команды, которая запускала совсем новую для России магистратуру. Замечательные «вышкинские» преподаватели: Татьяна Всеволодовна Абанкина, Лада Олеговна Смирнова. Проекты для магистрантов представили: Татьяна Евгеньевна Хавенсон, Иван Александрович Карлов, Фёдор Феликсович Дудырев, Алексей Андреевич Незнанов.

Здорово, что нас поддержали наши партнеры. Проектный семинар «Системный подход к изменениям цифровой образовательной среды» провели научный руководитель и преподаватель Школы системного менеджмента  Анатолий Левенчук и Прапион Медведева.

Что же, старт состоялся, полет нормальный. К новым вершинам!


К нам пришли мотивированные специалисты

Лада Смирнова, преподаватель курса «Образовательные технологии и коммуникация», заместитель академического руководителя программы

Я очень рада, что на программу поступили студенты с установками изменить жизнь вокруг себя к лучшему. Ведь основная задача цифровой трансформации – это развитие образовательных организаций и системы образования в целом. Кто-то из наших студентов собирается сделать платформу онлайн-поддержки учителей, кто-то — создать систему для дистанционной подготовки к поступлению в ведущие вузы детям с ОВЗ, как одно из решений проблемы образовательного неравенства, кто-то — участвовать в создании платформы-агрегатора учебных ресурсов.

 Многие уже вовлечены в процессы цифровой трансформации в образовании или планируют сделать это в скором времени. Когда студенты уже понимают тот контекст, в котором собираются осуществить свой проект, это помогает сделать программу более фокусной. Более того, те системные теоретические знания, которые мы заложили в программу, усваиваются эффективнее, когда человек может их связать со своей профессиональной деятельностью.  

 Мы не сужали программу каким-то одним уровнем образования, но процентов 80 магистрантов планируют проекты с вузами, и пока только двое хотят делать проект в системе школьного образования. Поэтому мы стараемся дать теоретическую базу подходящую для любого направления. Например, описание процессов трансформации через деятельность специалистов, в ней участвующих.

Особенно подходящей для этого может быть теория деятельности, в основании которой лежат труды Выготского и Леонтьева в развитии финского ученого Ирьё Энгестрёма. Элементы системы деятельности — это не совсем простые для понимания концепции, даже для специалистов. Хотя о них можно говорить часами, я попыталась их уложить в полтора часа для наших магистрантов, и была рада что одна студентка сказала после лекции: «Сначала было сложно, но потом — как пробило! Я теперь коммуникации в текущих проектам переведу в рамки треугольника Энгестрёма, потому что это наглядно описывает реальную практику».

 Вот к этому мы стремимся: дать студентам системные знания, которые станут базисом в условиях очень быстрых изменений в образовании. Например, все активнее используются системы искусственного интеллекта, многие говорят о «четвертой технологической революции». Мы надеемся, что тот фундамент, который студенты получат на программе, поможет им смотреть рационально и критически на новшества, выбирать и продвигать живые идеи и заранее экономить время на том, что нежизнеспособно.

Смирнова Лада Олеговна
Заместитель академического руководителя программы "Цифровая трансформация образования"

 

Знаний только «фичей» не достаточно для успеха IT-проекта

Я занимаюсь акселерацией технологических бизнес-проектов в компании, которая выросла на базе МФТИ. Считаю себя довольно «подкованным» в том, как работает система образования, был опыт работы в профильном министерстве, плюс состою в общественных комитетах. Но сейчас мне требуется прагматика: база для того, чтобы делать экспертизу проектов самостоятельно. 

Мне приходится много работать со корпоративными стартапами. Так вот многие команды уже научились делать красивую обертку. А что внутри, какая методология — не всегда понятно. И ждет ли ее успех?  Мне нужно детально понимать, какие законы глубинные работают, как будет развиваться проект. Тогда я смогу давать более экспертную и релевантную обратную связь командам проекта.

Глобально у меня есть идея создать свой проект в виде цифровой экосистемы. Таких было много, но эти платформы запускаются и схлопываются, видимо от того, что нет фундаментального понимания образовательных процессов.  Берут модные штучки-фичи, их внедряют, но это идет в разрез с поведенческой моделью человека. А работает-то все именно в связке!

Виктор Степанов
предприниматель, общественный деятель

 

Нужно учиться использовать широкие возможности образования

Я работаю тьютором, занимаюсь со старшеклассниками разработкой индивидуальных образовательных траекторий. То есть, не ограничиваясь стенами школы, университета, мы отбираем лучшие варианты для моих учеников, стремясь делать это максимально осознанно. Ведь можно учиться не только на уроках, вокруг масса возможностей, которыми надо уметь пользоваться.

Мой проект, который бы я хотела с помощью знаний, полученных на программе «Цифровая трансформация образования» развить, тоже касается индивидуальных траекторий. Но уже в вузе. Я думаю о цифровой экосистеме, в которой студент-первокурсник, например, мог бы складывать все свои образовательные активности в личный трек. Причем, это могут быть не только семинары и лекции, курсы и программы. Это же и конференции, и отдельные мини-курсы. В общем, из всего разнообразия широкого можно было бы осознанно — это ключевое — собрать нужное. 

Я хочу, чтобы моя система строилась на рефлексии студента — зачем мне тот или иной курс, что мне даст поступление на ту или иную программу. Этот принцип повсеместно используется во многих вузах. В Гарварде, например. Там для поступления на любой курс в рамках бакалавриата или магистратуры обязательно нужно написать мотивационное эссе: для чего мне это обучение, куда меня это приведет, кем я рассчитываю быть по окончании. 

Юлия Петрова
тьютор

 

Наши студенты редко об этом задумываются и в результате многие траектории попросту не замечают. К тому же, если нет стимула, сильно снижается мотивация, сужается горизонт возможностей. 

Так что задумка у меня в теории проработана, а вот за реализацией я и пришла на программу. За практикой цифровых проектов, научным обоснованием, ведь даже чтобы поставить задачу команде мне необходимо понимать, какими современными технологиями можно пользоваться, как они работают.

 Цифровизация сближает профессии 

Честно говоря, я пришла в Вышку, потому что подобной программы просто нигде нет, включая и тот вуз, в котором я работаю. Сложилось все: и требования портфолио, и мой бэкграунд. Да, и к тому же, я считаю, что время от времени нужна перезагрузка, чтобы изучить другой опыт, новые совсем области. 

Я никогда не была напрямую связана с образованием, хотя всегда была «рядом»: окончила филфак педагогического вуза, чтобы быть журналистом, работаю в вузе. Вижу, что в современные образовательные проекты, особенно цифровые, объединяют самые разные профессии. Цифровая платформа помогает найти общий язык и программистам, и преподавателям-предметникам, и журналистам. 

Поскольку для меня такая деятельность в новинку, хочу набраться опыта и знаний. А потом, может быть, уже в следующем году возьмусь за что-то серьезное, что можно было бы реализовать даже и в МГИМО. Конечно, учителем себя не вижу, скорее мне важно понимать образовательный процесс, чтобы быть на одной волне с коллегами, иметь в руках инструменты для эффективного управления.

Александра Райкова
редактор Центра интернет-политики МГИМО