Закономерные неожиданности: чем живет доказательное образование в России
Евгений Дмитриевич Патаракин, доктор педагогических наук, профессор, ведущий эксперт, академический руководитель образовательной программы «Цифровая трансформация образования» Института образования принял участие в вечерней панельной дискуссии, которая была организована образовательной платформой «Юрайт». Дискуссия была посвящена теме «Закономерные неожиданности: чем живет доказательное образование в России». Евгений Дмитриевич рассказал о самом интересном, что происходит в цифровом мире, о том, как можно использовать доказательное образование, и о микромирах, где ученики могут сами создавать цифровой контент.
В рамках дискуссии эксперты обсуждали такие вопросы, как:
- Каковы ближайшие горизонты исследований в доказательном образовании?
- На что имеет смысл обращать внимание в море данных?
- Готово ли академическое сообщество к цифровой открытости?
- Что показывают данные по мировой конкурентоспособности российского образования?
- Как доказательное образование ведет к экономическим результатам?
Вы можете посмотреть запись дискуссии ниже. Главные тезисы Е.Д. Патаракина:
«Важный вопрос — кто хозяин в мире данных. Он обращает нас к старому вопросу об использовании компьютеров».
«Симур Паперт заявил о том, что интересно создавать не системы управления детьми, а системы, которыми дети могли бы управлять. Передача локуса контроля привела к тому, что появились микромиры, где ученики создают цифровой контент».
«Если бы у мячика был датчик, который говорил бы, кто и с какой стороны его пнул, мы могли бы по этим данным восстановить структуру всего футбольного поля в момент игры».
«Свобода использования данных и коллективной рефлексии, когда группа смотрит, как данные развивались, какие кластеры между ними организовались, — и есть самое интересное, что сейчас происходит в цифровом мире. Это цифровые дневники, направленные на поддержку, а не на контроль пользователей».
«Сейчас мы переходим к тому моменту, когда наши слова могут быть дополнены теми технологиями, которые мы создаем, — и это очень позитивно!»
В панельной дискуссии также приняли участие эксперты и руководители других образовательных учреждений:
- Фадеев Александр Сергеевич, кандидат технических наук, проректор по цифровизации, директор Центра цифровых образовательных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета,
- Комиссаров Андрей Александрович, руководитель дирекции сервисов «Развитие на основе данных» Университета 2035,
- Лопатин Алексей Александрович, проректор по образовательной деятельности и воспитательной работе Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева,
- Назаров Михаил, кандидат философских наук, доцент, руководитель и соавтор сетевой образовательной программы магистратуры «Управление образованием»,
- Шолина Ирина Ивановна, директор Центра развития инженерного образования Уральского федерального университета, эксперт рабочей группы по развитию профессионального образования и обучения в национальной системе квалификаций Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.