• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Cетевой анализ расскажет о школе больше учителей

Когда люди вместе работают над какими-либо проектами или используют идеи друг друга – остаются цифровые следы. Анализ этих следов открывает массу возможностей в образовании: можно оценивать активность учеников в проектной работе, типологизировать школы, наблюдать за тем, где и как рождаются сообщества педагогов. На открытом семинаре ВШЭ Евгений Патаракин, ведущий эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования ВШЭ, и Светлана Вачкова, директор Института системных проектов МГПУ, рассказали о модели анализа цифровых следов учителей и учеников.

Cетевой анализ расскажет о школе больше учителей

Доказано: чтобы человек лучше учился, нужно вовлечь его в создание продукта, который был бы лично ему интересен. Вовлеченность будет еще большей, если этот объект смогут оценивать и использовать другие люди. На этом строятся вики-технологии в образовании – специальные соцсети, комьюнити, которые возникают вокруг создания школьниками игр, текстов и вообще любого контента. В такие «учебные соцсети», как Scratch, уже вовлечено почти 70 миллионов пользователей. Есть вики-проекты и для учителей и школьников, где участники совместно редактируют статьи, например – http://letopisi.org/. И  есть специализированные платформы, где педагоги обмениваются сценариями уроков. В мировом масштабе самый известный пример – CloudWorks, а с недавних пор в России появился свой аналог. Это «Московская электронная школа», в которую пользователи загрузили уже больше полутора миллионов сценариев уроков.  Каждое из этих комьюнити – от Скретча до МЭШ – может послужить источником данных.

Сетевая наука – это уже не просто карты галактики или метаболизма клетки, она все ближе подходят к людям с их повседневными делами. Футбольное поле уже превратилось в объект сетевого исследования, мы анализируем, как себя ведут игроки. Тот же подход социограмм мы можем переносить в классы.

Патаракин Евгений Дмитриевич
Лаборатория цифровой трансформации образования: Ведущий эксперт

Если несколько человек редактируют, копируют, используют один документ, судить о сообществе можно на основании этой связи, «а не на основании того, что они говорят друг на друге, потому что люди, как правило, врут», – отметил Евгений Патаракин. Социограммы позволяют находить в любом комьюнити лидеров, оценивать сплоченность и устойчивость команд и понимать, что с ними будет, если они окажутся без организаторов. Например, в группе учеников, которые делают проект, можно оценить продуктивность каждого и понять, что получится, если учитель перестанет их опекать и контролировать.

Модель анализа опробовали на МЭШ. По цифровым следам эксперты разделили московских учителей на несколько групп. Среди них есть те, кто только загружает свои оригинальные уроки и не обращает внимания на чужой контент («создатели»), «пользователи» – те, кто ничего не пишет сам, а только использует чужие сценарии, и те, кто работает в парах или группах, обмениваясь сценариями уроков.

Мы увидели в московских школах группировки учителей, связанных друг с другом, но в большинстве школ таких связей нет или они единичны. Учителя, в основном, существуют сами по себе, создавая контент и размещая его, но не взаимодействуя.

Светлана Николаевна Вачкова
Директор Института системных проектов Московского городского педагогического университета

Ожидается, что полного копирования чужих уроков станет меньше – МЭШ введет пороги, когда сценарий, если он вообще не изменен, не будет допущен до модерации. По словам Евгения Патаракина, «культура ремиксов», на которых построены подобные сети, вообще приживается в сфере образования трудно: процветает или принцип «брать чужое плохо», или полное копирование. Разумна золотая середина с осмысленным использованием чужих разработок, потому что «хорошо бы не думать одну и ту же мысль дважды».

Роль качественной коммуникации в образовании будет только расти. Понятно, что выпускник не может быть успешен, если не умеет взаимодействовать с другими людьми, работать в команде. Но если этой культурой не владеют учителя, то вряд ли они смогут его этому научить.

Борис Борисович Ярмахов
Научный руководитель Центра анализа данных Института цифрового образования МГПУ

На перспективы сетевого анализа повлияла «постковидная реальность»: благодаря ей в интернете стали активны даже те, кто предпочитал взаимодействовать офлайн. Все больше возможностей строить на основе цифровых следов и административные решения, и исследования. По словам заслуженного профессора ВШЭ Ирины Абанкиной, «без сетевого анализа через какое-то время мы вряд ли будем что-то понимать про образование».

Сообщества бывают естественные и искусственные. МЭШ – объект отчасти искусственный: здесь есть и административный сюжет, и финансовый. Для будущих исследований я бы посоветовал внимательнее взглянуть на те сетевые сообщества учителей и учеников, которые появились естественным путем.

Болотов Виктор Александрович
Центр психометрики и измерений в образовании: Научный руководитель

 

Полную видеозапись семинара смотрите здесь: https://youtu.be/yLkcu_rHbs8

Доклад Евгения Патаракина и Светланы Вачковой «Как сетевые сообщества учителей помогают рождению идей и практик (на основе цифровых следов МЭШ)» (PDF, 4.21 Мб)