• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Полидисциплинарные теоретические основания в образовании

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
12
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Полидисциплинарные теоретические основания в образовании" является обязательным для студентов программы "Доказательное развитие образования". В рамках курса студенты знакомятся с базовыми понятиями и концепциями психологии образования, социологии образования, истории и философии образования, а также учатся применять данные понятия и концепции для анализа процессов, происходящих в сфере образования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомиться с основными понятиями и концепциями психологии образования
  • Познакомиться с основными понятиями и концепциями социологии образования
  • Познакомиться с основными понятиями истории и философии образования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • выявлять причинно-следственные связи в основных образовательных процессах с учетом психологических детерминант
  • обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося
  • применять адекватные психологические теории при обсуждении и интерпретации аналитических, исследовательских данных и конкретных кейсов в области образования
  • критически оценивать собственные результаты исследования с учетом достижений современной психологии образования
  • students should be able to clearly understand and critically discuss the past and present explanatory theoretical frameworks of the persistence of social class inequalities in education, particularly those developed by Pierre Bourdieu and succeeding scholars in that tradition.
  • students should be able to clearly understand and critically discuss how and why education is of interest to sociologists and is a prominent topic in sociological discourse since the foundation of the sociological discipline.
  • students should be able to clearly understand and critically discuss how (with specific examples) educational structures and curriculum content reflects the culture, values and priorities of different societies.
  • students should be able to clearly understand and critically discuss the different micro and macro factors that affect student achievement and the role that student attainment gaps play in the formation of educational policy.
  • students should be able to clearly understand and critically discuss global and comparative trends in higher education over previous decades, including the expansion and interconnectivity of higher education in the contemporary world
  • students should be able to clearly understand and critically discuss different theories pertaining to the role that higher education should play in a society, including who should have access, why, and different utilities of higher education.
  • students should be able to clearly understand and critically discuss the different barriers and paths within higher education, as well as how these influence and are influenced by policy
  • After this week, students should be able to clearly understand and critically discuss different theories and empirical evidence regarding the basic roles of higher education for social mobility and the production and reproduction of societal position
  • Аргументировать выбор определения равенства образовательных возможностей
  • Выделять основные признаки глобальных и локальных трендов в развитии образования
  • Выделять особенности исторических этапов в институциональном развитии образования
  • Выделять отличия философских методов
  • Выделять сильные и слабые стороны каждой из четырех идеологий куррикулума
  • Знать ключевые события в формировании образования как института
  • Знать основные глобальные и локальные тренды в развитии образования
  • Знать основные проблемы развития образовании в постсоветской России
  • Знать различные позиции в отношении определения образования
  • Использовать философские методы для выделения философских проблем образования
  • Объяснять различия между подходами к определению равенства образовательных возможностей
  • Описать четыре идеологии куррикулума
  • Понимать возможности и ограничения эмпирических исследований в образовании
  • Понимать место образования в социальной структуре общества
  • Представлять аргументы в пользу выбранной точки зрения в отношении дискуссионных вопросов современного российского образования
  • Сравнивать различные подходы к постановке целей образования
  • Сравнивать различные точки зрения на стратегию развития образования в постсоветской России
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок 1. Психология образования
    Психология образования – активно развивающееся направление прикладной психологии. Психология образования – это не просто приложение психологической науки для развития образовательной практики, а построение целостного видения о психологических процессах и феноменах, лежащих в основе образования на общекультурном, социально-институциональном, групповом и личностно-индивидуальном уровнях. В рамках курса будет прослежено как происходило развитие данного направления от педагогической психологии к психологии образования – как в связи с развитие психологии, так и в связи с трансформацией и смещением акцентов в ключевых задачах образования. Основной тренд в развитии образования XX – XXI веков: смещение акцента с дидактики (как учить) на «Learning to Learn» (как учиться). И в этом аспекте – от изучения процессов познания к освоению способов организации метапознания (знание о своих познавательных процессах и возможность управления собственным познанием). Таком образом, в данной теме курса будут представлены основы когнитивной психологии в приложении к задачам образования. Акцент будет сделан на культурно-исторический подход в психологии, современные исследования в области когнитивной психологии, социальный конструктивизм в образовании, а также теории развития саморегуляции в деятельности. Важный аспект для понимания процессов образования и развития личности – закономерности онтогенетического развития. В курсе будут представлены современное видение возрастной психологии образования: закономерности развития от спонтанной активности к целенаправленной деятельности – в русле культурно-исторической и субъектно-деятельностной психологии. Будут введены и наглядно проиллюстрированы базовые понятия, раскрывающие закономерности возрастного развития детей и подростков с учетом социальной ситуации развития. В данной теме будут раскрыты базовые представления о социальной психологии образования: значении социальной ситуации развития для образования личности; социально-психологические феномены малой группы и социальной общности на институциональном уровне организации образования; психолого-педагогические закономерности взаимодействия субъектов образовательного процесса в контексте полисубъектности детско-взрослой образовательной общности. Данная тема курса также задаст ключевые аспекты понимания дифференциальной психологии образования, которая развивалась от идеи селективного подхода в практике специального обучения, через инклюзию к практике персонализации обучения. Современные тренды индивидуализации и персонализации образования во многом связаны с прикладной реализацией исследований в области психологии образования. На конкретных примерах будут показаны примеры из разных стран – как знания в области возрастной, социальной, когнитивной психологии и психологии личности трансформируют практику образования.
  • Блок 3. История и философия образования
    Целями освоения блока «История и философия образования» являются ознакомление студентов (будущих специалистов в области образовательной политики и управления образованием) с общей историей образования, как института и философскими идеями и принципами, лежащими в основе функционирования образования, как института и образовательной политике в частности
  • Блок 2. Социология образования
    This course is designed to introduce students to key theoretical and empirical work in the sociology of education. At the core of the sociology of education is understanding how education is shaped by society and how it subsequently structures society and its institutions. This course therefore prepares students to critically assess education’s role within societies using foundational theories and empirical evidence. To do this, we will in this course consider a number of foundational social theorists, from Bourdieu to Weber, and consider empirical evidence from Russia and national contexts around the world. The course will be broken into two broad themes. The first theme is understanding the role of required schooling in societies. Topics addressed during this theme include how education systems and curricula reflect the culture, values, and priorities of societies, as well as understanding inequalities bound up in compulsory educational systems and student attainment gaps. The second broad theme focuses on education’s role in social mobility. We focus here on how prior education, experiences, and life circumstances shape access and achievement for further education and occupational position. Students will also discuss all course topics in terms of their own research, and this course will prepare students with the ability to integrate relevant theoretical and empirical approaches to the sociology of education into their own research as appropriate.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания по блоку "История и философия образования "
  • неблокирующий Эссе по блоку "История и философия образования"
  • неблокирующий Экзамен по блоку "Психология образования"
  • неблокирующий Активность на занятиях по блоку "Психология образования"
  • неблокирующий Задания к занятиям по блоку "Психология образования"
  • неблокирующий Домашние задания по блоку "Социология образования"
  • неблокирующий Экзамен по блоку "Социология образования"
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.333 * Активность на занятиях по блоку "Психология образования" + 0.333 * Задания к занятиям по блоку "Психология образования" + 0.334 * Экзамен по блоку "Психология образования"
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Домашние задания по блоку "Социология образования" + 0.5 * Экзамен по блоку "Социология образования"
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Домашние задания по блоку "История и философия образования " + 0.6 * Эссе по блоку "История и философия образования"
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Возрастная психология. Феноменология развития : Учебник для вузов, Мухина, В.С., 2006
  • Избранное. Протестантская этика и дух капитализма, Вебер, М., 2012
  • Когнитивная психология: история и современность : хрестоматия, , 2011
  • Мышление и речь, Выготский, Л. С., 1999
  • Педагогическая психология, Выготский, Л. С., 2010
  • Психология творческих способностей : учеб. пособие для вузов, Богоявленская, Д. Б., 2002
  • Социальная педагогическая психология : учеб. пособие для вузов, Реан, А. А., 2000
  • Философия и история образования : учеб. пособие для вузов, Степашко, Л. А., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психология образования : учебник и практикум для академического бакалавриата, Пастернак, Н. А., 2019