• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методология исследований в образовании

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина посвящена исследованиям как основе принятия решений в образовании. В ходе освоения дисциплины студенты познакомятся с типами ситуаций в образовании, в которых необходимы исследования, с источниками данных в образовании, основными видами дизайна исследований в образовании, качественными и количественными методами сбора данных. Курс также нацелен на формирование «методологической чувствительности» или критического взгляда на методологию исследования. Этот курс поможет научиться видеть сильные и слабые стороны в методологии любого этапа исследования - в постановке исследовательского вопроса, в инструментарии сбора и анализа данных, оценивать достаточность оснований для выводов исследования и т.д. В рамках курса студенты разработают проект исследования от формулировки исследовательского вопроса, до выбора дизайна, подбора качественных и количественных методов и апробации выбранной методологии. Итоговый проект включает в себя рефлексию возможностей и ограничений выбранного дизайна и методологии в контексте ситуации, вызвавшей необходимость исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс формирует представления о доказательном подходе в образовании. Знакомит студентов с тем, что такое информационная основа для принятия решений, оценки эффективности изменений, программ и политик. Курс формирует знания и навыки проведения и интерпретации результатов исследований с применением различных дизайнов исследования, качественных и количественных методов сбора данных.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент проектирует инструменты исследования (гайды интервью/ фокус-групп и планы включенного наблюдения) в соответствии с исследовательскими вопросами качественного исследования
  • Студент выбирает дизайн исследования и методы сбора данных, адекватные исследовательскому вопросу в качественном исследовании
  • Студент определяет оптимальный способ доступа к респондентам/информантам
  • Студент владеет техниками включенного наблюдения
  • На всех этапах проведения качественного исследования студент демонстрирует знакомство с принципами исследовательской этики
  • Студент владеет техниками интервьюирования
  • Студент умеет проводить поэтапный анализ данных
  • Называет преимущества и ограничения использования разных способов сбора опросных данных
  • Называет и различает разные типы выборок, используемые в опросах, обосновывает выбор дизайна выборки релевантный целям и задачам опроса
  • Формулирует адекватные исследовательским целям и грамотно составленные вопросы и шкалы ответов для проведения опросных исследований
  • Аргументирует выбор визуального представления анкет для проведения опросов и отдельных анкетных вопросов
  • Программирует электронные опросные формы
  • Воспроизводит международные стандарты проведения и представления результатов исследований с использованием опросных методов сбора данных
  • Аргументировать когда (на каком этапе принятия решений) и с какой целью (что именно нуждается в обосновании) необходимо провести исследование.
  • Формулирует исследовательский вопрос на основе анализа реальной ситуации
  • Обосновывает актуальность исследовательского вопроса на основе прикладной задачи и анализа реальной ситуации с опорой на научную литературу
  • Обосновывает, что такое доказательная база для принятия решений, изучения ситуации в реальной жизни (what is evidence?)
  • Воспроизводит и различает основные дизайнов исследований в образовании
  • Выбирает дизайн исследования адекватный исследовательскому вопросу и целям
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Особенности качественной методологии в социальных науках и исследованиях образования. Постановка исследовательского вопроса в качественной методологии. Возможности и ограничения качественных методов. Вопросы валидности и надежности качественных данных.
  • Исследования как основа принятия решений в образовании. Доказательный подход в образовании.
    Тема раскрывает научную дискуссию о развитии доказательного подхода в управлении в целом и в образовательной политике, в частности. Аргументы за и против. Система оценки достоверности научных доказательств и убедительности рекомендаций. Что такое доказательная база для принятия решений. Источники данных в исследованиях образования. Международные сравнительные исследования в образовании как источник данных для образовательных систем.
  • Дизайны исследования в качественной методологии: кейс-стади, этнография, обоснованная теория, нарративное исследование, феноменологическое исследование, исследование действием. Обзор качественных методов сбора данных: наблюдение, интервью, анализ документов, анализ аудио- и видеоматериалов.
  • Постановка исследования.
    Выбор и обоснование актуальности исследовательского вопроса с опорой на научную или прикладную задачу и анализ литературы. Роль теорий и предыдущих эмпирических результатов в исследовании в образовании.
  • Основные дизайны исследований в образовании.
    Обзор методов сбора данных. Соответствие исследовательского вопроса, дизайна и методов сбора данных. Качественный, количественный и смешанный дизайны исследований.
  • Этнографический подход. Полевая работа. Типы наблюдения. Включенное наблюдение в исследованиях образования. Вход в поле: особенности, трудности, страхи. Исследовательская этика.
  • Экспертные интервью в исследованиях образования. Гайд для экспертных интервью. Различия биографических и экспертных интервью.
  • Фокус-группы и групповые интервью. Проведение фокус-групп с различными типами участников в сфере образования. Техники проведения фокус-групп. Гайд для фокус-группы.
  • Подходы к анализу качественных данных. Принципы редукции данных. Методы анализа данных (дискурс-анализ, контент-анализ, тематический анализ, процедуры анализа текстов обоснованной теории).
  • Опрос как метод сбора данных.
    Классификация опросных методов сбора данных. Преимущества и ограничения опросных методов сбора данных. Возможности и ограничения смешения данных, собранных с помощью разных опросных методов.
  • Дизайн выборки в исследованиях с использованием опросных методов.
    Преимущества и недостатки разных дизайнов выборки. Проблема отклика в исследованиях с использованием опросных методов и способы ее решения.
  • Стандарты раскрытия информации об исследовании и методы постопросного повышения качества данных
    Международные стандарты проведения и раскрытия информации об исследованиях с использованием опросных методов. Постопросная проверка качества данных. Использование параданных для повышения качества опросных данных.
  • Ошибки измерения в исследованиях с использованием опросных методов и способы их преодоления.
    Ключевые принципы разработки опросного инструментария. Визуализация опросного инструментария и ее влияние на ответы респондентов. Разработка и программирование онлайн-опросника.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Отчет по проведению наблюдения
  • неблокирующий Разработка исследовательского инструмента (Интервью)
  • неблокирующий Образцы анализа данных с интерпретацией
  • неблокирующий Исследовательский проект (текст и презентация).
  • неблокирующий Тестовые задания
  • неблокирующий Выступление с докладом на семинаре
  • неблокирующий Разработка опросного инструмента
  • неблокирующий Проект исследования
  • неблокирующий Методологическая рефлексия по итоговому проекту
  • блокирует часть оценки/расчета Оценка 1 модуль
    Итоговая оценка за 1 модуль = Домашнее задание*0,5 + Активность на семинарах*0,2 + итоговое задание * 0,3. Помимо общих критериев к конкретному заданию: в случае сдачи домашней работы спустя день после дедлайна от полученной оценки отнимается один балл; 2 дня - 2 балла, соответственно, и так далее. Задание можно сдать значительно позже, но получить обратную связь от преподавателей.
  • блокирует часть оценки/расчета Оценка 2 модуль
  • блокирует часть оценки/расчета Оценка 3 модуль
  • неблокирующий Домашние задания в 1 модуле
    Помимо общих критериев к конкретному заданию: в случае сдачи домашней работы спустя день после дедлайна от полученной оценки отнимается один балл; 2 дня - 2 балла, соответственно, и так далее. Задание можно сдать значительно позже, но получить обратную связь от преподавателей.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Методологическая рефлексия по итоговому проекту + 0.3 * Оценка 1 модуль + 0.3 * Оценка 2 модуль + 0.3 * Оценка 3 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cohen, L., Manion, L., & Morrison, K. (2018). Research Methods in Education (Vol. Eighth edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1614634
  • Creswell, J. W. . V. (DE-588)133331512, (DE-627)543371581, (DE-576)164944168, aut. (2018). Designing and conducting mixed methods research John W. Creswell (Department of Family Medicine, University of Michigan), Vicki L. Plano Clark (School of Education, University of Cincinnati).
  • Dougherty, K. J., & Rebecca S. Natow, R. S. x. (2019). Performance-Based Funding for Higher Education: How Well Does Neoliberal Theory Capture Neoliberal Practice? Conference Papers —— American Sociological Association, 1–35.
  • In Search of Evidence: Empirical findings and professional perspectives on evidence-based management. (2015).
  • Sahagún Padilla, M. A. (2011). SALDAÑA, Johnny. The Coding Manual for Qualitative Researchers.
  • Saltelli, A., & Giampietro, M. (2017). What is wrong with evidence based policy, and how can it be improved? https://doi.org/10.1016/j.futures.2016.11.012
  • Барбер М., & Муршед М. (2008). Как Добиться Стабильно Высокого Качества Обучения В Школах. Уроки Анализа Лучших Систем Школьного Образования Мира (Пер. С Англ.). Вопросы Образования // Educational Studies, (3), 7. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2008i3p7.60

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Antony Bryant. (2019). The Varieties of Grounded Theory. SAGE Publications Ltd.
  • Leavy, P. (2017). Research Design : Quantitative, Qualitative, Mixed Methods, Arts-Based, and Community-Based Participatory Research Approaches. [N.p.]: The Guilford Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1497395
  • Mike Lambert. (2019). Practical Research Methods in Education : An Early Researcher’s Critical Guide. Routledge.
  • Фрумин, И. Д. (2016). Foreword to the Russian edition of Philip W. Jackson’s “Life in Classrooms” ; Предисловие к русскому изданию книги Ф. Джексона «Жизнь в классе».