• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образовательное право

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Образовательное право» адресован широкой аудитории: не только студентам-юристам, но и тем, кто в целом интересуется устройством системы образования в России. Курс дает системное представление о том, как устроена эта система в России, кто и каким образом её регулирует, на каких уровнях принимаются ключевые образовательные решения, как выглядит баланс прав и обязанностей участников образовательных отношений. В основе курса лежит практический опыт преподавателей, полученный в их экспертной, законотворческой и исследовательской деятельности. На лекциях и семинарах рассматриваются реальные кейсы из практики, с объяснением исторического, политического и экономического контекста. Этот подход обеспечивает лучшее понимание того, как работает система образования, её кажущихся парадоксов и перспектив развития.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать системное представление о том, как устроена система образования в России.
  • Понимать отличия в уровнях и основаниях принятия правовых и управленческих решений в образовании
  • Применять релевантные правовые нормы и принципы при решении сложных и спорных вопросов образовательной деятельности (в конфликтных ситуациях, при внедрении новых правил, применении нетривиальных организационных схем и пр.).
  • Анализировать и оценивать проекты правовых актов и решений в области образования с точки зрения их законности и исполнимости.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Излагает правовые нормы языком, доступным широкому кругу читателей, и, наоборот, оформляет управленческие решения в соответствии с правилами юридической техники.
  • Различает полномочия разных уровней и органов управления образованием и определяет, на каком уровне власти или органе лежат ответственность и функции в рамках образовательной политики.
  • Определяет границы автономии образовательных организаций и аргументирует решения, исходя из границ и возможностей автономии.
  • Юридически аргументирует внесение изменений в законы, подзаконные или локальные нормативные акты, исходя из поставленной управленческой задачи.
  • Выявляет смысл юридического конфликта и способы его разрешения на базе кейсов из реальной, в том числе судебной, практики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в образовательное право. Комплексный характер образовательного права. Международно-правовые и конституционно-правовые основы права на образование
  • Неравенство в образовании. Позитивная дискриминация в образовании. Образование лиц со специальными потребностями
  • Система образования в Российской Федерации
  • Государственная регламентация образовательной деятельности
  • Полномочия органов государственной власти в сфере образования
  • Правовой статус образовательных организаций. Автономия и подотчетность образовательных организаций. Качество образования. Локальные нормативные акты образовательных организаций
  • Управление образовательной организацией. Качество и эффективность для образовательной организации. Студенческое самоуправление в России и зарубежных странах
  • Содержание образования. Образовательные стандарты и образовательные программы
  • Договор об образовании. Вопросы приема, перевода и отчисления обучающихся. Государственная итоговая и промежуточная аттестация обучающихся
  • Правовая регламентация получения образования в различных формах. Академическая мобильность студентов. Онлайн образование
  • Правовой статус педагогических работников в Российской Федерации. Трудовые отношения в сфере образования
  • Правовые основы финансового обеспечения образовательных организаций в Российской Федерации
  • Правовой статус обучающихся, в том числе студентов образовательных ор-ганизаций. Академические права студентов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменный экзамен
  • неблокирующий Активность работы студентов на лекциях и семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    1. Преподаватель оценивает активность работы студентов на лекциях и семинарских занятиях (от 1 до 10 баллов). 2. Преподаватель оценивает экзаменационную работу студентов (от 1 до 10 баллов). 3. Итоговая оценка рассчитывается по следующей формуле: Оценка = 0,4 × Оценка за экзамен + 0,6 × Оценка за активность
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под общ. ред. Рожкова А.И. - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 349с. - ISBN: 978-5-534-08709-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obrazovatelnoe-pravo-433082

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Образовательное право : учебник / Д.А.Пашенцев. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 180 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/24327. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1010781