• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Управление и политика в образовании

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Система образования встроена в сложную структуру общества, соприкасаясь с областями политики, экономики и культуры, при этом отвечая на разнообразные и усложняющиеся вызовы. Поэтому неудивительно, что дискуссии о политике и об управлении в области образования часто бывают спорными. Этот курс рассматривает образовательную политику и управление образованием в связи с внешними трендами, контекстами, институтами и акторами, с учетом ожидаемых и реальных эффектов образования, его фактического и потенциального вклада в социально-экономическое развитие. В курсе будут рассмотрены ключевые институты, модели управления, стейкхолдеры в области образования, современный глобальный и национальный дискурс об образовательной политике и об управлении образованием. Мы рассмотрим логику развития, современные вызовы (а также возможные ответы на них) в области политики и управления образованием как в мире, в целом, так и на кейсах отдельных стран. В основе курса лежат передовые теоретические дискуссии в современной науке об образовании и смежных дисциплинах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью курса является сформировать представления об образовательной политике как системе целей, ценностей и сложных отношений, связанных с широким кругом заинтересованных лиц и вызовами социально-экономического развития.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает основные теории о роли образования в воспроизводстве неравенства.
  • Способен выявлять и называть базовые факторы, связанные с влиянием бюрократии на развитие системы образования.
  • Способен называть и проводить сравнение ключевых характеристик основных управленческих моделей образования и связанных с ними теорий: модели (теории) бюрократии, new public management.
  • Понимает место образования в создании нового общества и «нового человека» через призму теорий социалистов-утопистов, радикальных и умеренных марксистов.
  • Способен вести научную дискуссию, опираясь на полученные в ходе первого блока знания.
  • Способен артикулировать классические постулаты наиболее известных социальных теорий о месте образования в воспроизводстве культуры.
  • Способен артикулировать классические постулаты наиболее известных социальных теорий о месте образования в воспроизводстве социальной структуры.
  • Понимает место образования через призму теорий прогресса с учетом разных типов поколенческих отношений.
  • Освоил основные направления влияния политики на систему образования.
  • Способен назвать основные постулаты («старой») институциональной теории и теории нового институционализма и сформулировать предположения на основе указанных теорий для сферы образования о составе и логике действия ключевых стейкхолдеров.
  • Способен назвать особенности бюрократии в образовании.
  • Способен на примере конкретных практических кейсов, связанных с образовательной политикой, назвать и обосновать примеры культурных стандартов, которое задает образование.
  • Понимает место образования и конкретного дизайна образовательных институтов в теориях «естественного» или «свободного» развития человека (Руссо, Толстой, Корчак).
  • Освоил конкретные механизмы, через которые образование способствует преодолению статусных различий (оно ведь по идее должно именно преодолевать).
  • Способен называть основные направления влияния политики на систему образования.
  • Понимает логику и инструменты педагогического обеспечения свободного развития в теориях Сухомлинского, Тубельского, Газмана.
  • Способен описывать место системы образования в обществе в контексте других социальных подсистем с точки зрения их обусловленности политическими факторами и фактором бюрократии.
  • Способен определять и давать характеристику основным направлениям («окна возможностей»), открывающихся для национальных систем образования в современном мире и иллюстрировать их на примере конкретных кейсов национальных реформ.
  • Способен на примере конкретных практических кейсов, связанных с образовательной политикой, назвать и обосновать роли ключевых стейкхолдеров, выявить и идентифицировать их потенциальный интерес, стратегии стейкхолдеров применительно к области образования.
  • Cпособен проводить различия между сферой политики и сферой бюрократии (policy) на примере образовательной политики.
  • Способен на примере конкретных практических кейсов, связанных с образовательной политикой, назвать и обосновать примеры наследия советского (социалистического) видения места образования.
  • Способен описывать место системы образования в обществе в контексте других социальных подсистем с точки зрения их обусловленности политическими факторами.
  • Способен назвать и обосновать примеры социального и культурного воспроизводства через образование на примере конкретных практических кейсов, связанных с образовательной политикой.
  • Понимает конкретные механизмы, через которые образование способствует передаче статусных привилегий и укреплению статусных различий, несмотря наличие альтернативных декларативных целей.
  • Способен на примере конкретных практических кейсов, связанных с образовательной политикой, назвать и обосновать примеры воспроизводства неравенства через образование.
  • Способен на примере конкретных практических кейсов, связанных с образовательной политикой, назвать и обосновать примеры реализации идей свободного образования наследия советского (социалистического) видения места образования.
  • Способен анализировать процессы изменений с использование рамки естественно-искусственных процессов.
  • Понимает разницу трендов и вызовов для образования.
  • Способен дать характеристику основным трендaм в области образования за последние 2 десятилетия, и ключевых ассоциированных с ними стейкхолдеров.
  • Способен дать характеристику основным вызовам для управления политикой в области образования на основании учета современных трендов, и ключевых ассоциированных с ними стейкхолдеров.
  • Способен назвать и дать характеристику основным практикам образовательной политики и управления образованием, возникающим в национальном и глобальном масштабе в ответ на тренды и вызове последних 2-х десятилетий.
  • Способен проанализировать изменения теории человеческого капитала в российских реалиях, в глобальных процессах.
  • Понимает ключевые составляющие человеческого капитала в современных реалиях.
  • Понимает роль внутренних проблем в инициировании мер образовательной политики.
  • Понимает роль низовых инноваций и лучших практик в инициировании мер образовательной политики.
  • Знает и понимает основные теории инноваций и модель их распространения.
  • Понимает факторы восприимчивости системы к инновациям.
  • Понимает механизмы распространения лучших практик через национальные границы.
  • Понимает механизмы распространения глобальных норм и идей в сфере образования.
  • Знает современные повестки глобальной образовательной дискуссии, включая цели развития ООН, доклад ЮНЕСКО о новом социальном контракте, приоритеты международной оценки качества образования.
  • Освоил основные закономерности реформирования сферы образования.
  • Понимает логику цикла выработки и реализации политики.
  • Знает, как обеспечивать доказательность предложенного дизайна.
  • Способен назвать и обосновать основные направления реформ образования в секторе школьного и высшего образования в контексте национального и глобального масштаба за последние 2 десятилетия.
  • Способен назвать и обосновать основные трудности в имплементации ключевых реформ в России и выбранных зарубежных кейсах (а также способы их преодоления).
  • Способен назвать и обосновать ключевые подходы и механизмы оценки реформ образования.
  • Способeн назвать и обосновать основные проблемы/трудности в оценке политики в образовании, а также отдельных интервенций.
  • Способен дать характеристику и привести конкретные примеры трудностей в достижении ожидаемых эффектов образовательной политики в глобальном контексте.
  • Понимает цикл образовательной политики.
  • Знает темы, которые постоянно присутствуют в образовательной политике.
  • Понимает, что решения в рамках таких тем носят циклический характер.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок 1: Ключевые взгляды на человека, общество и образование как основания образовательной политики Тема 1. Что такое политика и образовательная политика? Как ее изучают? Взгляды на роль образования в жизни общества – основа образовательной политики
  • Тема 2. Взгляды на роль образования в жизни общества – основа образовательной политики
  • Тема 3. Образование как фактор развития экономики – теория человеческого капитала
  • Тема 4. Образование с точки зрения теории воспроизводства общества и трансляции культуры (Дюркгейм, Щедровицкий, Мид)
  • Тема 5. Образование с точки зрения теории воспроизводства неравенства (Бурдье, Коулман)
  • Тема 6. Место образования в обществе через призму теорий прогресса
  • Тема 7. Место образования в обществе через призму теорий революционного преобразования человека (коммунистический идеал)
  • Тема 8. Место образования через призму теорий свободного развития и самореализации человека
  • Тема 9. Обобщение и сравнение различных взглядов на место образования в обществе
  • Блок 2. Как устроено образование и управление им Тема 10. Стейкхолдеры в образовании. Основные агенты, стейкхолдеры в образовании
  • Тема 11. Бюрократия как базовая форма организации социальной сферы – в том числе в образовании
  • Тема 12. Рынок, ассоциация, самообразование – альтернативные формы организации образования – переход от классической бюрократии к альтернативным моделям. Рыночный подход к образованию: факторы, механизмы и эффекты
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на занятиях (среднее для всех занятий). – 40%
  • неблокирующий Среднее за другие домашние задания - 40%
  • неблокирующий Итоговое домашнее задание (20%)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.2 * Итоговое домашнее задание (20%) + 0.4 * Среднее за другие домашние задания - 40% + 0.4 * Работа на занятиях (среднее для всех занятий). – 40%
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • , Осипов А. М. [и др.] ; Под ред. Осипова А.М. - СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 365с. - ISBN: 978-5-534-07474-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-obrazovaniya-452870
  • Andrew L. Friedman, & Samantha Miles. (2002). Developing Stakeholder Theory. Journal of Management Studies, 1, 1. https://doi.org/10.1111/1467-6486.00280
  • Author(s) Richard Correnti, Brian Rowan, & Richard Correnti. (2007). Opening up the black box: Literacy instruction in schools participating in three comprehensive school reform programs.
  • FRIEDMAN, A. L., & MILES, S. (2002). Developing Stakeholder Theory. Journal of Management Studies (Wiley-Blackwell), 39(1), 1–21. https://doi.org/10.1111/1467-6486.00280
  • GOLDFINCH, S., & WALLIS, J. (2010). Two Myths of Convergence in Public Management Reform. Public Administration, 88(4), 1099–1115. https://doi.org/10.1111/j.1467-9299.2010.01848.x
  • Hanushek, E. A., & Woessmann, L. (2012). The Economic Benefit of Educational Reform in the European Union. https://doi.org/10.1093/cesifo/ifr032
  • Klees, S. J. (n.d.). Human capital and rates of return: Brilliant ideas or ideological dead ends? Comparative Education Review, 60(4), 644–672. https://doi.org/10.1086/688063
  • Lange, S. (2011). Centre for Educational Research and Innovation (OECD) (2010): Trends Shaping Education 2010. ISBN 978-92-64-07526-9 [Rezension].
  • Lange, S. (2011). Organisation for Economic Co-operation and Development, Centre for Educational Research and Innovation (2010): Trends Shaping Education 2010. 89 S. ISBN 978-92-64-07526-9 [Rezension].
  • Marginson, S., & Rhoades, G. (2002). Beyond national states, markets, and systems of higher education: A glonacal agency heuristic. Higher Education (00181560), 43(3), 281–309. https://doi.org/10.1023/A:1014699605875
  • Moe, T. M. (2006). Political Control and the Power of the Agent. https://doi.org/10.1093/jleo/ewj011
  • Psacharopoulos, G., & Patrinos, H. A. (2018). Returns to Investment in Education : A Decennial Review of the Global Literature.
  • Бурдье, П. (2010). Forms of Capital ; Формы капитала. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.53E7F146
  • Васильева В. М., Колеснева Е. А., Иншаков И. А. - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 441с. - ISBN: 978-5-534-04621-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/gosudarstvennaya-politika-i-upravlenie-434293
  • Васильева В. М., Колеснева Е. А., Иншаков И. А. - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 441с. - ISBN: 978-5-534-04621-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/gosudarstvennaya-politika-i-upravlenie-451668
  • Вебер, М. (2005). Хозяйство И Общество. Глава Ii. Основные Социологические Категории Хозяйствования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A8983799
  • Вебер, М. (2005). Хозяйство И Общество. Глава Ii. Основные Социологические Категории Хозяйствования. Экономическая Социология, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692723
  • Дюркгейм Э. ; Пер. Гофман А. Б. - СОЦИОЛОГИЯ. ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ 4-е изд. - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 307с. - ISBN: 978-5-534-06587-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-ee-predmet-metod-prednaznachenie-412077
  • Дюркгейм Э. ; Пер. Гофман А. Б. - СОЦИОЛОГИЯ. ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ 4-е изд. - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 307с. - ISBN: 978-5-534-06587-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-ee-predmet-metod-prednaznachenie-455295
  • Кузьминов, Я., Семенов, Д., & Фрумин, И. (2013). Структура Вузовской Сети: От Советского К Российскому «Мастер-Плану». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.82FEC865
  • Макс Вебер, & Oleg Kildyushov. (2015). Конфуцианская жизненная ориентация. Социологическое Обозрение, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15981429
  • Стратегия для России: образование: Научное / Клячко Т.Л., Синельников-Мурылев С.Г. - М.:ИД Дело РАНХиГС, 2018. - 118 с.: ISBN 978-5-7749-1338-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982778
  • Филиппов, А., & Вебер, М. (2008). Основные Социологические Понятия. Социологическое Обозрение, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743624

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ana Cristina Oliveira. (2019). Education policy implementation: trends of research publications (2007-2017). Revista de Estudios Teóricos y Epistemológicos En Política Educativa, 4, 1–16. https://doi.org/10.5212/retepe.v.4.009
  • de Grauwe, A. (2005). Improving The Quality of Education Through School-Based Management: Learning From International Experiences. International Review of Education / Internationale Zeitschrift Für Erziehungswissenschaft, 51(4), 269–287. https://doi.org/10.1007/s11159-005-7733-1
  • Gwyneth Allatt. (2020). Adult literacies from the perspective of practitioners and their learners: a case study from the north of England. https://doi.org/10.3384/rela.2000-7426.rela9213
  • Liu, S. (1997). Trends in Hong Kong University Management: Towards a Lifelong Learning Paradigm.
  • Ma, J., Pender, M., Welch, M., & College Board. (2016). Education Pays 2016: The Benefits of Higher Education for Individuals and Society. Trends in Higher Education Series. In College Board. College Board.
  • Mettler, S. (2010). Reconstituting the Submerged State: The Challenges of Social Policy Reform in the Obama Era. https://doi.org/10.1017/s1537592710002045
  • Nicole Wagner, Dr. Khaled Hassanein, Dr. Milena Head, & Ls M. (2008). Who is responsible for E-learning success in higher education? A stakeholder’s analysis.
  • Ostrom, E. (2010). Beyond Markets and States: Polycentric Governance of Complex Economic Systems. American Economic Review, 100(3), 641–672. https://doi.org/10.1257/aer.100.3.641
  • Rigby, J., Woulfin, S., & März, V. (2016). Understanding How Structure and Agency Influence Education Policy Implementation and Organizational Change. https://doi.org/10.1086/685849
  • Wagner, N., Hassanein, K., & Head, M. (2008). Who is responsible for E-Learning Success in Higher Education? A Stakeholders’ Analysis. Journal of Educational Technology & Society, 11(3), 26–36.
  • Бюрократия в современном мире: теория и реалии жизни [Электронный ресурс] / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. В.Н. Шевченко. - М.: ИФРАН, 2008. - 196 с. - ISBN 978-5-9540-0090-0. - Режим доступа: http://znanium.com/
  • Косарецкий Сергей Геннадьевич, Груничева Ирина Геннадьевна, & Гошин Михаил Евгеньевич. (2016). Образовательная политика России конца 1980-х – начала 2000-х годов: декларации и практическое влияние на неравенство в общем образовании. Мир России. Социология. Этнология, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906427
  • Кузьминов, Я. И. (2011). Образование в России. Что мы можем сделать? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.48D36BF7