• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психологические теории как основание для проектирования образовательных систем

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения данной дисциплины студенты знакомятся с содержанием основных психологических теорий, лежащих в основании организации образовательного процесса в общеобразовательной школе. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знать основные законы классической и современной физики; знать простейшие методы решения физических задач; обладать навыками работы с измерительными приборами. Данный курс поможет студенту: в эффективной устной и письменной коммуникации; использовании информационных технологий; решению проблем; самоорганизации и работы при минимальном руководстве извне.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью изучения дисциплины «Психологические теории как основание для проектирования образовательных систем» является подготовка студента к решению задач, решению проблем
  • Знание студентом основных психологических теорий, лежащих в основании организации образовательного процесса в общеобразовательной школе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь обоснованно судить о педагогических инновациях с позиций современной психологии
  • уметь использовать свои знания основных психологических теорий для анализа современной практики обучения
  • использовать свои знания основных психологических теорий для анализа современной практики обучения
  • владеть самоорганизации и работы при минимальном руководстве извне
  • В ходе освоения данной дисциплины студенты знакомятся с содержанием основных психологических теорий, лежащих в основании организации образовательного процесса в общеобразовательной школе. Целью изучения дисциплины «Психологические теории как основание для проектирования образовательных систем» является подготовка студента к решению следующих задач в соответствии с видами профессиональной деятельности:
  • владеть эффективной устной и письменной коммуникации;
  • уметь обоснованно судить о педагогических инновациях с позиций современной психологии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • вводная часть
    Тема 1.Введение. Представление курса. Цели и задачи данного курса, его место в учебной программе. Формат курса, требования к итоговой работе. Информация о расписании, формальная информация. Дискуссия на тему: «Для чего управленцу детская психология?» Тема 2. Психология как особая форма знания Появление психологии как ответ на новые запросы общественного развития: «Превращение общины в общество» (Дж.Дьюи). Философские и естественнонучные основания психологии. Практика как основа психологического осмысления. Психологическое сопровождение как форма искусственного восстановления разрушающихся естественных процессов. Тема 3. Основные базовые идеи современной психологии. Человек как познающая система. Человек как биосоциальное существо. Прижизненное приобретение собственно человеческих качеств и свойств. Человек как «человек потенциальный». Социальный конструкционизм. Язык как основа современного мира. Постмоденистские подходы к пониманию природы человека.
  • Тема 5. Основные теории периодизации психического развития.
    Периодизация Л.С.Выготского. Периодизация З.Фрейда. Периодизация Д.Б.Эльконина. Периодизация Ж.Пиаже. Периодизация Э.Эриксона. Теория деятельности и системно-деятельностный подход. Концепция ведущей деятельности А.Н.Леонтьева. Теория учебной деятельности В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина.
  • Тема 6. Анализ документов.
    Анализ нескольких актуальных на момент проведения данного курса документов, отражающих перспективы развития системы образования в РФ. (например, Президентская инициатива «Наша Новая школа»). Документы анализируются с позиций психологических теорий. Выделяются ключевые совпадения/несовпадения анализируемых документов психологической теории. Прогноз внедрения (реализации) данной инициативы.
  • Тема 7. Связь теорий и практики развития и обучения.
    Структура образовательных систем в различных странах (на примере США, Англии, Казахстана и т.д.). Соотношение периодов развития (психологических) и структуры общего образования. Анализ наиболее удачных практик. Логика развития и логика образования. Основания деления на отдельные периоды в психологии и образовании.
  • Тема 8. Особенности современной социальной ситуации как влияющей на развитие образования.
    Современные проблемы социализации детей и подростков. Изменения традиционных каналов социализации. Влияние этих изменений на образование. Изменения, не нашедшие отражения в структуре и формах образования.
  • Тема 9. Разработка моделей организации образования для конкретных условий
    Выбор (по группам) конкретной образовательной ситуации (группа детского сада, первый класс школы, переход из начальной школы в основную и т.д.). Анализ психологических характеристик (актуальных и зоны ближайшего развития) для данной группы школьников и требований системы образования для этой возрастной группы. Разработка конкретных рекомендаций для организации образовательного пространства таких детей.
  • Тема 10. Подготовка итогового эссе.
    Требования к итоговому эссе. Рекомендации по написанию эссе. Формат, сроки, дед-лайн. Критерии оценки. Консультации по выбранной теме. Рекомендуется: выбирать тему эссе по итогам изучения темы 9 (на основании проработанной в групповой работе конкретной ситуации)
  • Тема 4. Основания теорий развития
    Основные постулаты теорий развития: признание ступенной формы развития в онтогенезе. Возраст (или период развития) как единица анализа. Возраст как основание организации массового обучения. Отдельны возрасты в психологии и ступени обучения. Сравнение различных систем обучения и проверка тезиса о связи психологического возраста и ступени школы (на примере американской и российской образовательной систем). Совремнные представление о возрасте (Д.Элкинд).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа
    Домашняя работа представляет собой подбор документа об организации образовательного процесса в школе и обоснование выбора этого документа. Формальные требования: предоставляется текст документа и обоснование его выбора: объем не менее 0,15 п.л., шрифт Times New Roman, кегль 12, интервал 1,5. Домашняя работа предполагает применение полученных знаний и навыков к реально действующим документов.
  • неблокирующий итоговый контроль - эссе
    Экзамен проводится в предоставления итогового эссе; оно представляет собой анализ и комментирование выбранного документа с позиции одной из психологических теорий; Итоговый контроль знаний студентов осуществляется на последнем занятии, в ходе которого проводится публичное обсуждение решений кейсов, подготовленных студентами. Итоговый контроль знаний и навыков осуществляется путем публичного обсуждения текстов, подготовленных студентами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Домашняя работа + 0.6 * итоговый контроль - эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Tatiana Yashchuk, & Татьяна Ящук Федоровна. (2018). Legal Regulation in the Sphere of Higher Education in Russia (Historical and Legal Aspect) ; Правовое Регулирование В Сфере Высшего Образования В России (Историко-Правовой Аспект). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1B13AE86
  • Конюхова, Е. Ю. (2017). Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования как правовая основа профессиональной подготовки кадров социальной работы к социально-проектной деятельности ; State educational standards of higher education as a basis for professional training of social work personnel whithin the social project activities. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DFDD3E45
  • Пономарева, Н., & Южакова, О. В. (2015). Система образования России: изменения и проблемы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.20E5CF6F
  • Хасанова, А. (2014). Федеральные Государственные Образовательные Стандарты: От Идеологии К Реализации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E21491C7

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мещерякова, Н. С., & Южакова, О. В. (2015). Доступное, качественное образование - шаг к первенству России на международном рынке. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.57E2FFF9
  • Шестаков, К. А. (2015). Отражение идей международных документов в образовательном законодательстве России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BFADD922