• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Программа меняется каждый год

«За многие годы программа создала некое сообщество выпускников, которые друг друга поддерживают как на профессиональном уровне, так и на личностном» - ведущий эксперт Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ Анна Кобцева о магистерской программе «Управление образованием».

 О программе

Однозначно в России нет аналогов этой программы. Здесь нет типичных лекций, и это первое, что вводит в некий диссонанс — когда нет такого, что преподаватель стоит и в течение четырех часов читает лекцию. Все занятия построены таким образом, что ты сам вовлечен во все процессы, и поэтому тебе не скучно. У нас, к примеру, одно из занятий вели вдвоем А. Каспржак и К. Митрофанов. Сейчас это уже стало нормой для программы, когда одно занятие ведут несколько преподавателей — полярные по харизматике. При этом тема занятия одна, что лишь добавляет драйва.

В момент поступления на программу я работала не только заместителем директора в школе, но и преподавала в классе. И первое, что у меня поменялось, — это мои собственные уроки, потому что я начала применять те методики и технологии, которые получала во время обучения в ВШЭ. Это был неожиданный эффект. 

Здесь очень нетипичная практика

На программу приходят взрослые люди, которые имеют за плечами какой-то управленческий опыт. Им предлагают отправиться в определенную школу и выполнять задачи, которые поставит директор этой школы. Таким образом, у человека есть возможность узнать образовательную систему другого учебного заведения.

Программа построена таким образом, что все задания, которые дают преподаватели, связаны с практикой. И ты постоянно работаешь в группе, или в группах. Иногда это бывают перемешанные группы, и хочешь не хочешь, но ты коммуницируешь постоянно в группе со своими однокурсниками, ты не в изоляции. Вы выполняете групповые проекты, у вас постоянные защиты, предзащиты, консультации. Вы вынуждены даже изучать какие-то дополнительные инструменты — онлайн-ресурсы, где вы должны документы совместно разрабатывать, корректировать. Слушатели программы осваивают не только сами инструменты, но и культуру работы с ними: когда вы все вместе пользуетесь документами, базами, вы не можете просто так удалить что-то. Как правило, люди, приходящие на программу, не умеют это делать, но среда заставляет научиться.

Программа меняется каждый год

Каждый год на программу приходят относительно разные люди. В один год больше директоров, во второй — представителей частного бизнеса или руководителей дополнительного образования — бюджетного и внебюджетного. И каждый раз, в зависимости от того, кто к нам приходит и с каким запросом, программа меняется.

Человек приходит к нам со своей идей, которую он хочет реализовать в сфере образования. Мы помогаем ему ее осуществить. Здесь он находит необходимую информацию, ресурсы, контакты.

Были случаи, когда во время обучения на программе в жизни студента происходили изменения, к примеру, был заместителем, а стал директором или перешел работать директором в новую школу. Были случаи, когда вновь назначенный директор набирал себе команду на программе. Есть пример, когда в одной школе работают директор и его четыре заместителя — и все выпускники нашей программы. То есть учеба на программе — это также возможность найти сотрудников, коллег, которые говорят с тобой на одном языке. За многие годы программа создала некое сообщество выпускников, которые друг друга поддерживают как на профессиональном уровне, так и на личностном.

Все наши выпускники работают директорами школ, заместителями, руководителями крупных проектов или образовательных организаций. Когда Институт образования ВШЭ привлекает этих людей к работе над разными прикладными проектами, они соглашаются, потому что для них это возможность подпитаться новыми историями, идеями, поддерживать связь с Институтом, с самой программой. Это возможность быть частью того профессионального сообщества, которое сложилось в процессе обучения. 

О новом треке

В этом году мы совместно с издательством «Просвещение» открываем новую специализацию на программе – «Управление и предпринимательство в образовании». Это особый трек внутри программы, на который мы приглашаем всех желающих — тех, у кого есть идея какого-то образовательного стартапа, возможно, развития в школе какого-либо нового направления. Также мы ждем коллег, которые не боятся организовывать детский досуг — это довольно специфическая область. По запросам этой аудитории будут разработаны курсы. Сейчас есть общая программа, но когда мы посмотрим на состав поступивших, то содержательно перестроим под них те предметы, которые им будут необходимы. Это очень индивидуальная история, подбор дисциплин практически под каждого человека.

Программа трека «Управление и предпринимательство в образовании» будет принципиально отличаться от программы «Управление образованием» большим вниманием к теме маркетинга в образовании, финансовой составляющей проекта.

Коллеги, не имеющие педагогического образования, получат знания о том, как устроена школа, что это за сущность такая. Они овладеют бизнес-инструментами, позволяющими реализовать задумки именно в сфере образования.