• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

«Конференция проводится девятый раз, на ней встречаются российские и зарубежные исследователи, изучающие высшее образование, и с каждым годом она становится более заметной и более селективной, — отметила, открывая конференцию, проректор НИУ ВШЭ Мария Юдкевич. — В этом году мы получили более 200 заявок из 28 регионов России и из 17 зарубежных стран, причем в программу была включена только треть. Столь строгий отбор обеспечивает высокий уровень докладов и дискуссий».

Смысл названия конференции — «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями» — сводится к тому, что в современном мире, глобальном и динамично развивающемся, университеты должны оперативно реагировать на происходящие изменения, а значит, заново определять свои цели и способы их достижения. Этого от них ждут ключевые стейкхолдеры — общество, государство, студенты, работодатели. Но университетам не всегда удается соответствовать этим требованиям.

Мы расскажем о трех пленарных докладах, представленных на конференции.

Проводить исследования способны не все

Автор первого доклада, «Многообразие, дифференциация и исследовательский университет», — Филипп Альтбах, основатель Центра международного высшего образования Бостонского колледжа, известный своими работами о деятельности исследовательских университетов мирового класса. Он входит в Совет по повышению конкурентоспособности университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100) и хорошо знаком с российскими реалиями.

Исследовательские университеты занимают самые высокие позиции в иерархии высшей школы, считает Филипп Альтбах, это небольшая и важная часть образовательной экосистемы. Однако не стоит забывать, что существует множество других разновидностей вузов, в том числе политехнические и творческие, для которых исследования не являются основной деятельностью.

Система высшего образования должна быть разнообразной, все вузы должны получать поддержку, но нужно помнить, что проводить исследования способны не все

Альтбах Филипп Дж.
Член Международного экспертного совета

Так что, если ваш университет не является исследовательским, не стоит требовать от сотрудников публикации в лучших журналах (они должны прежде всего удовлетворять потребности своих студентов в получении качественного образования). И это не значит, что ваш вуз плохой. Все вузы важны, просто не нужно приписывать им те свойства и функции, которых у них нет по определению.

По мнению Филиппа Альтбаха, необходима четкая дифференциация разных типов образовательных учреждений, и правительствам стран нужно принимать решения по этому вопросу и «расставлять всех по местам». Основой дифференциации должна стать оценка качества, однако ей не всегда уделяют должное внимание.

Впрочем, пока очень сложно найти вуз, который не хотел бы стать исследовательским университетом. Например, такое желание особенно характерно для университетов прикладных наук в Европе. «Мне представляется, что это ошибочная тенденция — они должны специализироваться на профессиональном образовании и не конкурировать с исследовательскими институциями, — считает Филипп Альтбах. — В противном случае миссии университетов смешиваются и все хотят заниматься всем. Это неприемлемо в современной ситуации, когда высшее образование стало массовым, а рынок труда усложнился».

Как улучшить результаты PISA и TIMSS

Автор второго доклада, «Ключевые факторы прогресса португальской системы образования: оценка результатов, диверсификация направлений и интернационализация», — Нуно Крато, бывший министр образования и науки Португалии.

Нуно Крато рассказал, что Португалия еще совсем недавно была отсталой страной. В первой половине XX века по уровню грамотности она отставала и от России, и от соседней Испании. До революции 1974 года высшее образование в Португалии получало лишь 3-4% населения, затем этот процент стал расти, и в 2000-е годы высшее образование стало массовым. На 10 млн населения страны сейчас приходится 3 тыс. аспирантов. Значительно улучшились параметры, связанные с публикационной активностью преподавателей, растет количество зарубежных студентов и проч.

Все это было достигнуто ценой серьезных целенаправленных усилий. Например, все университетские центры подвергли строгой внешней оценке, результаты которой отражались на финансировании. «Были случаи, когда те, кто имел громкое имя, не смог его подтвердить, и наоборот — когда те, кого никто не знал, оказывались успешными учеными», — рассказал Нуно Крато. Сейчас в Португалии на тысячу работающих приходится больше исследователей, чем в среднем в Европе, но их продуктивность все-таки ниже.

За период, пока Нуно Крато был министром, Португалия сделала рывок в международных сравнительных исследованиях качества образования PISA и TIMSS, обогнав по математике в 2015 году даже признанного европейского лидера Финляндию. Кроме того, существенно сократился процент школьников, прекративших обучение. Уникальность ситуации в том, что положительная динамика была у школьников не только с высокими, но и с низкими результатами образования.

Эффективное общее образование — залог высокого качества образования университетского, и ряд проблем высшей школы нужно решать в школе средней

Нуно Крато
Бывший министр образования и науки Португалии

Продвинуться в PISA и TIMSS Португалии помогла целенаправленная работа. Были введены новые образовательные стандарты, сформулированы четкие требования к результатам, учителям вменили в обязанность работу с отстающими учениками, дети стали выполнять централизованные тесты в 4 и 6 классе. Кроме того, власти стали публиковать результаты независимых измерений: независимую оценку Нуно Крато считает ключевым фактором улучшения качества работы школы.

Интернационализация образования должна быть средством, а не целью

Директор Центра международного высшего образования Бостонского колледжа Ханс де Вит, признанный во всем мире эксперт по вопросам интернационализации высшего образования, представил доклад «Концепты, подходы, тренды и вызовы интернационализации высшего образования в мире, уроки для российской высшей школы».

Основной посыл доклада в том, что интернационализация в современном университете — это не просто импорт и экспорт образования, обмены студентами и преподавателями, но и элемент стратегического видения. Интернационализация усиливается благодаря массовости высшего образования. В таких странах, как Индия и Китай, где спрос больше предложения, у студентов возникает стимул к обучению за рубежом, а в таких странах, как США, напротив, университеты агрессивно набирают студентов на международном рынке. Если в конце прошлого века интернационализация в высшем образовании была синонимом сотрудничества, то сегодня это еще и конкуренция за студентов и преподавателей.

При этом, считает Ханс де Вит, в вопросах интернационализации университеты нередко склонны к формализму. Например, они стремятся заключить больше международных договоров, которые так и остаются на бумаге. Для достижения результатов нужны реальные партнеры, с помощью которых удастся повысить мобильность студентов и преподавателей, реализовать совместные программы.

Интернационализацию часто воспринимают как конечную цель, хотя на самом деле это лишь средство для повышения качества образовательных услуг

Ханс де Вит
Директор Центра международного высшего образования Бостонского колледжа

Интернационализация должна быть менее элитарной и более эгалитарной, в нее должно быть вовлечено как можно больше студентов. Сегодня максимальный показатель наблюдается в странах Европы — около 20-30%.

В России, по мнению Ханса де Вита (он много работал с российскими вузами в рамках Программы 5-100 и является членом консультативного совета РУДН), развитие интернационализации высшего образования нередко обусловлено стремлением университетов занять высокие места в рейтингах. Для этого они нанимают иностранных профессоров, привлекают иностранных студентов. Но вообще-то все должно быть с точностью наоборот. Российским университетам нужно создавать комплексные стратегии, развивать стратегические партнерства с иностранными университетами, и тогда успех в международных рейтингах гарантирован.