• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль

Преподаватель


Фоменко Алексей Юрьевич

Программа дисциплины

Аннотация

Всем нам приходится решать сложные задачи. Иногда от качества наших решений зависят результаты многолетних усилий или даже судьбы людей. Способность эффективно думать влияет на нашу успешность чем бы мы не занимались. Оказалось, что сильное мышление – это нарабатываемый навык, представляющий собой систему приемов, которые радикально расширяют возможности человека в части решения нерешаемых задач, разработке прорывных стратегий бизнесов и нахождению сильных идей. В 1956 г. была сформулирована Теория, открытие которой перевернуло представление сотен тысяч людей о подходах к нахождению сильных решений. Авторами были советские инженеры. Они назвали свой подход Теория решения изобретательских задач. В основе Теории было открытие, что все системы развиваются закономерно, и эти закономерности познаваемы. Человек может предвидеть ход развития той или иной системы и находить благодаря этому наилучшие решения. Со временем обнаружилось, что этим закономерностям подчиняются не только сложные устройства, автомобили, гаджеты, и т.д. но и коммерческие структуры, гос. учреждения, социальные институты, в общем, искусственные системы любого характера. Поэтому со временем, применение ТРИЗ распространилось на решение самого широкого спектра задач - коммерческих, организационных и даже бытовых. До восьмидесятых, ТРИЗ развивалась в СССР как общественная наука. Было создано около двухсот школ, но все это были частные (естественно не коммерческие) инициативы. К сожалению, в связи с начавшейся перестройкой в стране становится не до изобретательства. И в 90х специалисты, наработавшие профессиональный опыт применения ТРИЗ, уезжают в Америку, откуда начинается шествие ТРИЗ по миру. В настоящее время ТРИЗ активно применяют практически все компании из рейтинга Fortune 500: General Electric, Intel, P&G и другие. Наиболее активно ТРИЗ применяется в компании Samsung, где работает более 33 тысяч сертифицированных специалистов по ТРИЗ. Масштабное возвращение ТРИЗ в Россию началось в 2016 году. На сегодня ключевые компании в РФ – Ростех, Росатом, En+, Русал, Группа ГАЗ в той или иной форме внедряют ТРИЗ. ТРИЗ помогает: видеть суть, управлять мышлением, формулировать стратегии, получать прорывные решения. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ Развитие научно-исследовательских и проектных знаний и умений в области цифровой логистики и УЦП. Индивидуальное сопровождение учебной траектории магистранта по трекам во взаимодействии с другими участниками траекторий. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • знать методологические основы управления цепями поставок и инновационной логистики применительно к цифровой экономике; • уметь самостоятельно подбирать, систематизировать и критически анализировать первичную и вторичную информацию по вопросам практики инновационной логистики и УЦП в цифровой экономике, а также применять научную литературу по актуальным вопросам в релевантной области знаний; • уметь применять инструменты стратегического планирования, контроллинга и аудита к проблематике инновационных технологий УЦП и цифровой логистики; • уметь проводить качественный анализ, контроллинг и аудит по направлению управления логистикой и цепями поставок в разрезе цифровизации; • уметь организовывать командную работу, распределять ответственность, координировать и контролировать работу членов команды; • уметь публичной представлять свою работу в формате презентации. РАЗДЕЛЫ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Тема 1. Теория решения изобретательских задач: принципы, логика, кейсы – 2 ак. часа Лекционные 2 ч Действительно ли работает ТРИЗ? За счёт чего обеспечивается эффективность её инструментов? Для каких задач она применима? Разберём эти вопросы на реальных примерах и кейсах. . ________________________________________ Тема 2. Системный подход к анализу объектов. Понятие «Идеальность» – 2 ак. часа Лекционные 2 ч Как по-другому взглянуть на окружающий мир, увидеть скрытые процессы и взаимосвязи между ними? Как не потеряться в обилии информации? Системный подход позволяет решить эту задачу. Разберёмся, что такое система, типы систем, функции элементов системы и т.п. Понятие «Идеальность» – одно из базовых понятий в ТРИЗ. Увидим, как методически подходить к созданию совершенных продуктов, сервисов и технологий. На учебном примере сделать свое свое изобретение.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие научно-исследовательских и проектных знаний и умений в области цифровой логистики и УЦП. Индивидуальное сопровождение учебной траектории магистранта по трекам во взаимодействии с другими участниками траекторий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать методологические основы управления цепями поставок и инновационной логистики применительно к цифровой экономике;
  • Уметь самостоятельно подбирать, систематизировать и критически анализировать первичную и вторичную информацию по вопросам практики инновационной логистики и УЦП в цифровой экономике, а также применять научную литературу по актуальным вопросам в релевантной области знаний;
  • Уметь применять инструменты стратегического планирования, контроллинга и аудита к проблематике инновационных технологий УЦП и цифровой логистики;
  • Уметь проводить качественный анализ, контроллинг и аудит по направлению управления логистикой и цепями поставок в разрезе цифровизации;
  • Уметь организовывать командную работу, распределять ответственность, координировать и контролировать работу членов команды;
  • Уметь публичной представлять свою работу в формате презентации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Теория решения изобретательских задач: принципы, логика, кейсы – 2 ак. часа
  • Тема 2. Системный подход к анализу объектов. Понятие «Идеальность» – 2 ак. часа
  • Тема 3. Обратная связь по Домашнему заданию №1 – 1 ак. часа
  • Тема 4. Неочевидные очевидные задачи. Системный подход к выявлению сильных решений – 1 ак. часа
  • Тема 5. Проектный режим по анализу своей проблемной ситуации – 2 ак. часа
  • Тема 6. Понятие успешности системы. Выявление ключевых параметров успешности системы – 4 ак. часа
  • Тема 7. Обратная связь по Домашнему заданию №2 – 2 ак. часа
  • Тема 8. Инструмент ТРИЗ «Системный оператор» для построения прогноза развития системы – 2 ак. часа
  • Тема 9. Закон S-образного развития систем. Выявление пределов развития систем – 2 ак. часа
  • Тема 10. Противоречия в технических системах – 2 ак. часа
  • Тема 11. Обратная связь по Домашнему заданию №3 – 2 ак. часа
  • Тема 12. Обзор пройденного материала. Дорожные карты применения инструментов ТРИЗ – 2 ак. часа
  • Тема 13. Промежуточная аттестация. Защита индивидуальных исследовательских работ– 4 ак. часа
  • Тема 14. Обзор современной ТРИЗ. Обзор лучших практик применения ТРИЗ в ведущих российских и мировых корпорациях. – 4 ак. часа
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Индивидуальные домашние задания
    *0,3
  • неблокирующий Индивидуальная исследовательская работа
    *0.5
  • неблокирующий Итоговое тестирование
    *0.2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * Индивидуальные домашние задания + 0.5 * Индивидуальная исследовательская работа + 0.2 * Итоговое тестирование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Правила творческого мышления, или Тайные пружины ТРИЗ, учебное пособие, 415 с., Кукалев, С. В., 2022

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ТРИЗ. Анализ технической информации и генерация новых идей, учебное пособие, 2-е изд., стер., 263 с., Шпаковский, Н. А., 2019