• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Электронный бизнес и цифровые инновации»

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

38.04.05 Бизнес-информатика

Утверждение программы
Приказ о утверждении программ № 6.18.1-01/1508-10 от 15.08.2014
Образовательный стандарт НИУ ВШЭ
Дата обновления паспорта
Протокол заседания Ученого совета Высшей школы бизнеса ВШЭ от 17.03.2022 № 3
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

2 года

Очная форма обучения, 120

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Магистр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Траектории

2023/2024 учебный год

Электронный бизнес и цифровые инновации

Вид: Прикладная
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр
Ключевые образовательные результаты:

Код

Наименование КОР

КОР1

проводит поисковые исследования, анализ и оценку цифровых инноваций

КОР2

управляет процессами и проектами разработки и внедрения цифровых инноваций и цифровых технологий

КОР3

разрабатывает требования к изменениям в бизнес-процессах, бизнес-моделях для omnichannel-среды

КОР4

дает обоснованную оценку и консультирует по вопросам автоматиза­ции бизнес-процессов и развития электрон­ного бизнеса

КОР5

консультирует по вопросам исполь­зования цифровых инноваций и цифровых технологий при проведении интернет-кампаний

КОР6

организует взаимодействие с заказчиками и партнерами в процессе решения управленческих задач в электронном бизнесе

КОР7

знает особенности построения бизнес-процессов и работы бизнес-моделей электронной коммерции (e-commerce) в разных секторах

КОР8

владеет методами организации коллективной работы и переговоров разного уровня

Характеристика профессиональной деятельности:

В результате освоения ОП у выпускника формируются универсальные, общепрофессиональные компетенции, определенные в разделе ОС НИУ ВШЭ по направлению «Бизнес-информатика».

Электронный бизнес – это широкая сфера деятельности, в которой работают специалисты разного профиля. В мире существует большое количество профессиональных ассоциаций в области электронного бизнеса. Состояние данной области, существующие в нем научные и практические проблемы, обсуждаются на многих конференциях (РИФ, РИВ, IEEE CBI и др.), посвященных данной тематике. Магистры готовятся как менеджеры высшего звена (в перспективе - СЕО, CTO, CDO, E-commerce lead, директора интернет-департаментов и др.).  

Электронный бизнес является сферой активного возникновения и использования цифровых инноваций. Технологические решения или интегрированные системы для электронного бизнеса предлагают практически все крупные компании-производители компьютеров, сетевого оборудования и программного обеспечения: IBM, SAP, ORACLE, 1C, Cisco Systems, Microsoft и т.д. Сфера деятельности выпускников программы вписывается в профессиональную область (по классификации одного из лидирующих hr-агентств - Head Hunter) «ИТ, интернет, телеком». Развитие цифровых технологий, которые лежат в основе инноваций для электронного бизнеса является драйвером развития всей Интернет-индустрии. Выпускники программы работают в Online и omnichannel-компаниях таких сфер, как:

-                  торговля

-                  банковский сектор

-                  бытовая электроника

-                  ит и телекоммуникации

-                  консалтинг

-                  транспорт

-                  машиностроение

-                  производство питания.

Профессиональные компетенции являются специфическими для выпускников данной образовательной программы и определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники. Профессиональные компетенции, приобретаемые выпускниками данной программы в соответствии с Профессиональным стандартом «Менеджер продуктов в области информационных технологий», профессиональным стандартом «Специалист по платежным системам», профессиональным стандартом «Менеджер по информационным технологиям», профессиональным стандартом «Специалист по интернет-маркетингу»:

Код

Наименование профессиональной компетенции

Трудовые функции в соответствии с профессиональными стандартом

ПК1

Способен проводить поиск и исследование цифровых инноваций

способен формировать задачи на исследование новых рынков, контролировать ход выполнения исследований и принимать их результаты;

способен управлять выявлением и внедрением ИТ-инноваций.

ПК2

Способен разрабатывать и внедрять цифровые инновации в бизнесе

способен управлять выявлением и внедрением ИТ-инноваций;

способен управлять оценкой эффективности инноваций ИТ;

способен проводить стратегическое планирование интернет-кампаний;

способен формировать требования к интеграции информационной системы с платежными сервисами и инструментами;

способен разрабатывать идеи создания продуктов для новых рынков, опираясь на результаты исследований;

способен разрабатывать систему метрик успешности продуктов и организовать сбор информации о значениях метрик успешности продуктов.

ПК3

Способен проводить трансформацию бизнес-процессов и бизнес-моделей в omnichannel-среде

способен управлять формированием вклада ИТ в создание и реализацию инновационной стратегии;

способен управлять выявлением и внедрением ИТ-инноваций;

способен разрабатывать идеи создания продуктов для новых рынков, опираясь на результаты исследований;

способен планировать и организовывать вывод продукта и его обновлений на рынок;

способен координировать планы разработки и продвижения продуктов, работу соответствующих подразделений;

способен разрабатывать систему метрик успешности продуктов и организовать сбор информации о значениях метрик успешности продуктов;

способен контролировать показатели успешности продуктов.

ПК4

Способен принимать обоснованные организационно -управленческие решения в части развития omnichannel бизнеса и внедрения инноваций

 

способен проводить стратегическое планирование интернет-кампаний;

способен управлять формированием вклада ИТ в создание и реализацию инновационной стратегии;

способен управлять оценкой эффективности инноваций ИТ;

способен разрабатывать идеи создания продуктов для новых рынков, опираясь на результаты исследований;

способен формировать требования к интеграции информационной системы с платежными сервисами и инструментами;

способен разрабатывать систему метрик успешности продуктов и организовать сбор информации о значениях метрик успешности продуктов.

Характеристика образовательных модулей:

Структура программы определена ОС, целями и задачами ОП.

Основная часть программы включает обязательные дисциплины направления и обязательные дисциплины программы, а также дисциплины по выбору которые формируют основные профессиональные компетенции.

На 1 курсе студентам предлагаются дисциплины по выбору, связанные с технологическими и управленческими компетенциями для работы с omnichannel продуктами и цифровыми инновациями. Дисциплины данного блока позволяют освоить подходы ориентации на удовлетворение потребностей потребителей, методики управления требованиями и инструменты разработки систем электронного бизнеса.

На 2 курсе студентам предлагаются дисциплины по выбору, связанные с цифровыми технологиями и развитием необходимых soft-skills компетенций для принятия обоснованных организационно-управленческих решений и внедрения цифровых инноваций. Важнейшей составляющей учебного плана подготовки магистров является блок проектной и научно-исследовательской работы, практики и итоговой аттестации.

В части элементов практической подготовки студентам предлагается выполнение консалтинговых проектов в интересах компаний бизнес-партнеров программы на 1 курсе и на 2 курсе. На 1 курсе обучения студенты выполняют курсовую работу в форме проектной или исследовательской работы по тематике образовательной программы. На 2 курсе обучения студенты проходят производственную практику, где решают практические вопросы, связанные с темой выпускной квалификационной работы или по тематике образовательной программы.

Государственная итоговая аттестация (ГИА) проводится в виде защиты выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации.

2022/2023 учебный год

Электронный бизнес и цифровые инновации

Вид: Прикладная
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр
Конкурентные преимущества программы

Магистерская программа «Электронный бизнес и цифровые инновации» не имеет прямых аналогов, как на российском, так и на международном рынке. Развитие мобильного бизнеса, цифровых технологий и инноваций является одними из приоритетов программы «Цифровая экономика», Национальной Технологической Инициативы, а также подтверждается отраслевыми отчетами Российской Ассоциации Электронных Коммуникаций (РАЭК). Развитие цифровых технологий, которые лежат в основе инноваций для электронного бизнеса является драйвером развития всей Интернет-индустрии (по словам директора Российская Ассоциации Электронных Коммуникаций, Сергея Плуготаренко,  от 60% до 80% экономики РФ связано с интернетом и вклад Рунета в экономику составляет не менее 6 трлн. рублей.). Сегодня электронный бизнес – это широкая сфера деятельности, в которой работают специалисты разного профиля. Специфика магистерской программы заключается в комплексной подготовке менеджеров среднего и высшего звена в связке с управленческими и технологическими инновациями построения современного электронного бизнеса. Среди преимуществ программы необходимо выделить следующие:

  • Междисциплинарный подход:

Omnichannel трансформация, электронная коммерция и цифровые инновации являются широкими сферами деятельности, что позволяет студентам специализироваться в различных областях с помощью выбора определенных учебных дисциплин, тем проектов и курсовых работ, магистерских диссертаций. Содержание программы обеспечивает формирование комплексного видения основ цифрового бизнеса: от технологических трендов, новых бизнес-моделей, принятия решений на основе полученных пользовательских данных, до необходимых организационных изменений, разработки и внедрения цифровых инноваций и применения современных инструментов.

  • Программа двух дипломов:

Студенты программы имеют возможность обучения по программе двух дипломов в ведущих мировых университетах-партнерах. Обычно, студенты очно уезжают обучаться в университет-партнер на 2-м году обучения в ведущую бизнес-школу из Великобритании, или один из ведущих университетов Германии, или в один из ведущих университетов прикладных наук (основной фокус на практическую проектную деятельность) Австрии. Такая возможность позволяет студентам завершить обучение в НИУ ВШЭ и одновременно получить два диплома о высшем образовании – НИУ ВШЭ и университета-партнера.

  • Партнерство с бизнесом и профессиональная сертификация:

Магистерская программа имеет уже устоявшееся взаимодействие с ведущими российскими и зарубежными цифровыми компаниями, представители которых регулярно участвуют в семинарах и лекциях, предоставляют студентам реальные проекты, истории успеха и неудач. Программа имеет проектно-ориентированный характер, в рамках каждой дисциплины и в процессе всего обучения, студентам предстоит работать с реальными задачами, связанными с omnichannel-трансформацией, внедрением цифровых инновационных решений, разработкой новых продуктов в области электронного бизнеса. Важную роль в развитии Программы оказывает международный академический совет программы, в составе которого успешные выпускники программы – топ-менеджеры ведущих мировых компаний; ведущие эксперты российского рынка в области электронного бизнеса и цифровых инноваций, международные партнеры программы. Партнерство с Международным институтом консультантов в области электронной коммерции и признание высокого качества образовательной программы позволяет выпускникам программы без дополнительного обучения получать профессиональные сертификаты: Certified E-commerce Consultant и Project Manager E-business.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

В результате освоения ОП у выпускника формируются универсальные, общепрофессиональные компетенции, определенные в разделе ОС НИУ ВШЭ по направлению «Бизнес-информатика».

Электронный бизнес – это широкая сфера деятельности, в которой работают специалисты разного профиля. В мире существует большое количество профессиональных ассоциаций в области электронного бизнеса. Состояние данной области, существующие в нем научные и практические проблемы, обсуждаются на многих конференциях (РИФ, РИВ, IEEE CBI и др.), посвященных данной тематике. Магистры готовятся как менеджеры высшего звена (в перспективе - СЕО, CTO, CDO, E-commerce lead, директора интернет-департаментов и др.).  

Электронный бизнес является сферой активного возникновения и использования цифровых инноваций. Технологические решения или интегрированные системы для электронного бизнеса предлагают практически все крупные компании-производители компьютеров, сетевого оборудования и программного обеспечения: IBM, SAP, ORACLE, 1C, Cisco Systems, Microsoft и т.д. Сфера деятельности выпускников программы вписывается в профессиональную область (по классификации одного из лидирующих hr-агентств - Head Hunter) «ИТ, интернет, телеком». Развитие цифровых технологий, которые лежат в основе инноваций для электронного бизнеса является драйвером развития всей Интернет-индустрии. Выпускники программы работают в Online и omnichannel-компаниях таких сфер, как:

  • торговля
  • банковский сектор
  • бытовая электроника
  • ит и телекоммуникации
  • консалтинг
  • транспорт
  • машиностроение
  • производство питания.

Профессиональные компетенции являются специфическими для выпускников данной образовательной программы и определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники. Профессиональные компетенции, приобретаемые выпускниками данной программы в соответствии с Профессиональным стандартом «Менеджер продуктов в области информационных технологий», профессиональным стандартом «Специалист по платежным системам», профессиональным стандартом «Менеджер по информационным технологиям», профессиональным стандартом «Специалист по интернет-маркетингу»:

Код

Наименование профессиональной компетенции

Трудовые функции в соответствии с профессиональными стандартом

ПК1

Способен проводить поиск и исследование цифровых инноваций

способен формировать задачи на исследование новых рынков, контролировать ход выполнения исследований и принимать их результаты;

способен управлять выявлением и внедрением ИТ-инноваций.

ПК2

Способен разрабатывать и внедрять цифровые инновации в бизнесе

способен управлять выявлением и внедрением ИТ-инноваций;

способен управлять оценкой эффективности инноваций ИТ;

способен проводить стратегическое планирование интернет-кампаний;

способен формировать требования к интеграции информационной системы с платежными сервисами и инструментами;

способен разрабатывать идеи создания продуктов для новых рынков, опираясь на результаты исследований;

способен разрабатывать систему метрик успешности продуктов и организовать сбор информации о значениях метрик успешности продуктов.

ПК3

Способен проводить трансформацию бизнес-процессов и бизнес-моделей в omnichannel-среде

способен управлять формированием вклада ИТ в создание и реализацию инновационной стратегии;

способен управлять выявлением и внедрением ИТ-инноваций;

способен разрабатывать идеи создания продуктов для новых рынков, опираясь на результаты исследований;

способен планировать и организовывать вывод продукта и его обновлений на рынок;

способен координировать планы разработки и продвижения продуктов, работу соответствующих подразделений;

способен разрабатывать систему метрик успешности продуктов и организовать сбор информации о значениях метрик успешности продуктов;

способен контролировать показатели успешности продуктов.

ПК4

Способен принимать обоснованные организационно -управленческие решения в части развития omnichannel бизнеса и внедрения инноваций

 

способен проводить стратегическое планирование интернет-кампаний;

способен управлять формированием вклада ИТ в создание и реализацию инновационной стратегии;

способен управлять оценкой эффективности инноваций ИТ;

способен разрабатывать идеи создания продуктов для новых рынков, опираясь на результаты исследований;

способен формировать требования к интеграции информационной системы с платежными сервисами и инструментами;

способен разрабатывать систему метрик успешности продуктов и организовать сбор информации о значениях метрик успешности продуктов.

 

Ключевыми образовательными результатами (КОР) для выпускников являются:

 

Код

Наименование КОР

КОР1

проводит поисковые исследования, анализ и оценку цифровых инноваций

КОР2

управляет процессами и проектами разработки и внедрения цифровых инноваций и цифровых технологий

КОР3

разрабатывает требования к изменениям в бизнес-процессах, бизнес-моделях для omnichannel-среды

КОР4

дает обоснованную оценку и консультирует по вопросам автоматиза­ции бизнес-процессов и развития электрон­ного бизнеса

КОР5

консультирует по вопросам исполь­зования цифровых инноваций и цифровых технологий при проведении интернет-кампаний

КОР6

организует взаимодействие с заказчиками и партнерами в процессе решения управленческих задач в электронном бизнесе

КОР7

знает особенности построения бизнес-процессов и работы бизнес-моделей электронной коммерции (e-commerce) в разных секторах

КОР8

владеет методами организации коллективной работы и переговоров разного уровня

Характеристики образовательных модулей программы

Структура программы определена ОС, целями и задачами ОП.

Основная часть программы включает обязательные дисциплины направления и обязательные дисциплины программы, а также дисциплины по выбору которые формируют основные профессиональные компетенции.

На 1 курсе студентам предлагаются дисциплины по выбору, связанные с технологическими и управленческими компетенциями для работы с omnichannel продуктами и цифровыми инновациями. Дисциплины данного блока позволяют освоить подходы ориентации на удовлетворение потребностей потребителей, методики управления требованиями и инструменты разработки систем электронного бизнеса.

На 2 курсе студентам предлагаются дисциплины по выбору, связанные с цифровыми технологиями и развитием необходимых soft-skills компетенций для принятия обоснованных организационно-управленческих решений и внедрения цифровых инноваций. Важнейшей составляющей учебного плана подготовки магистров является блок проектной и научно-исследовательской работы, практики и итоговой аттестации.

В части элементов практической подготовки студентам предлагается выполнение консалтинговых проектов в интересах компаний бизнес-партнеров программы на 1 курсе и на 2 курсе. На 1 курсе обучения студенты выполняют курсовую работу в форме проектной или исследовательской работы по тематике образовательной программы. На 2 курсе обучения студенты проходят производственную практику, где решают практические вопросы, связанные с темой выпускной квалификационной работы или по тематике образовательной программы.

Государственная итоговая аттестация (ГИА) проводится в виде защиты выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Электронный бизнес и цифровые инновации»

Перейти к содержанию программы