• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История одного хакатона. Как участие в IT-конкурсе может определить дальнейшую карьеру

Три года назад команда Алисы победила на хакатоне Правительства РФ, а сегодня она — ведущий аналитик крупной компании, которая занимается IT-решениями для госсектора. За это время наша героиня успела получить два диплома, поучиться в Норвегии и стать тимлидом проекта. Для чего нужны  хакатоны, как совмещать учебу и работу, а также об университетских барах Норвегии рассказывает выпускница МИЭМ Алиса Федорченко.

 

Алиса Федорченко, выпускница МИЭМ 

«Большой плюс МИЭМа — возможность работать по специальности во время учебы»

Когда я поступала, в Москве было не так много вузов, которые предлагали программы именно по IT. Я выбирала между МГУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана и МИЭМ, который только-только объединился с Вышкой. Поступая на информационную специальность, обращаешь внимание на интерфейс сайта и то, как представлена информация. Сайт Вышки мне показался красивее, чем у остальных. А дипломы уже тогда котировались достаточно высоко. Мне нравилась информатика, возиться с компьютером — прикладные вещи, поэтому я выбрала программу «Информатика и вычислительная техника».

Вместе со мной поступило еще 120 человек. У нас был самый многочисленный факультет и всего 12 девушек. Большой плюс МИЭМа — возможность работать по специальности во время учебы. С 3 курса бакалавриата ты можешь применять на практике то, чему научился. Магистратура вообще построена таким образом, чтобы днем можно было работать, а вечером учиться. Конечно речь не о полной, а о частичной занятости — полдня, полнедели, стажерство. Например, я и несколько моих однокурсников работали ассистентами в учебном офисе. Мы проводили занятия с другими студентами, готовили семинары и лабораторные.

Это было не сложно и давало возможность подработать без отрыва от учебы. К тому же можно было понять, нравится тебе преподавательская деятельность или нет. Мы просто структурировали то, что уже успели пройти, для ребят на курс младше. Например, в Норвегии это распространенная практика, когда студенты преподают другим студентам.

«Самый лучший опыт работы — когда вы делаете что-то на хакатонах или соревнованиях»

На третьем курсе мы с друзьями в первый раз пришли на хакатон и победили. Каждый год Правительство Москвы проводит конкурс по открытым данным. Они дают задачу и предоставляют доступ к открытым данным разных ведомств. Нам досталась Росаккредитация, они просили сделать приложение, которое позволит по штрихкоду продукта определять, аккредитован он или нет, и организацию — производителя. Мы хотели создать аналог американской базы данных продуктов питания. В США фиксируется путь продукта от завода до прилавка, а у нас штрихкод клеится уже в магазине.

Ты же учишься на прикладной специальности, покажи, что можно использовать

Хакатон длился 48 часов без перерыва. Командам выделили целый этаж и периодически приносили нам огромное количество пиццы. Во время конкурса нет ограничения в передвижениях, можно пойти подышать воздухом или поехать домой поспать. Мы оставались, потому что пик активности нашей команды пришелся на ночь. Днем, правда, все переписывали, но это уже лирика. По сути, мы шли туда за новыми впечатлениями — нас запомнили как самую веселую команду, а в итоге мы выиграли и наш проект подвиг министерство начать составлять единую базу продуктов.

После победы мы познакомились с Алексеем Роличем, он стал продвигать нашу команду на другие хакатоны и конкурсы. Нас было 5 человек, примерно в таком составе мы и дальше участвовали.

Обычно каждый делал свою часть задания, потом все это совмещали. Я отвечала за представление программного обеспечения заказчику. На каждом хакатоне бывают ребята, у которых классная идея и разработка, но презентация подкачала. А выигрывают обычно те, кто придумал не только хороший продукт, но и то, как его дальше реализовать. Важно максимально приблизиться к требованиям потенциального заказчика. Будет плюсом, если проект также может быть интересен другим членам жюри или конечному пользователю. В презентации надо описать аудиторию продукта, предложить реальный путь реализации.

Не для школы, а для жизни мы учимся

Работодателя интересуют хакатоны и проекты — по ним он видит, что человек инициативный, сам хочет что-то сделать. Даже если ты до этого нигде не работал, но можешь показать проект, в котором использовал такие-то технологии и языки программирования — это большой плюс. На учебе у нас периодически были и групповые задания и проектные. Редко кто делал теоретическую работу и сдавал бумажку. Ты же учишься на прикладной специальности, покажи, что можно использовать. Можно было попросить сделать курсовую на несколько человек. Все это развивает работу в команде.

Я не могу сказать, что у меня хороший английский, потому что знаю людей, у кого он действительно хороший. Тем не менее, моего intermediate оказалось достаточно, чтобы поехать учиться за рубеж. На первом курсе у нас был шикарный учитель — он много дал, но, к сожалению, потом перевелся на другой факультет. Потом у нас тоже была хорошая преподавательница, но более мягкая — это позволяло меньше напрягаться. Ну и конечно часть нашей группы постоянно сидела на англоязычных сайтах вроде Stack Overflow — популярной системе вопросов и ответов о программировании. Там много полезной для айтишников информации. Еще в Вышке бывают обязательные онлайн-курсы по твоей специальности на английском языке, которые ты слушаешь и должен прислать результат по итогам.

Учеба в Норвегии: «Экзамены были очень жесткие»

Раньше мы с однокурсниками не задумывались о том, чтобы съездить на время поучиться в другую страну. Может быть, на почту и приходила рассылка про международные академические программы Вышки, но все думали «это не для меня». На первом курсе магистратуры я все-таки подала документы и попала в число людей, которые могут поехать на полгода в Норвегию. Другие ребята с нашего курса поехали в Хельсинки и в Венецию. На работе с пониманием отнеслись к моему желанию развиваться и отпустили в такой длинный отпуск.

На сайте LMS (Learning Management System) есть специальный раздел, я загрузила туда все необходимые документы, включая свой индивидуальный учебный план, утвержденный у руководителя. Принимающий университет смотрит на то, какие курсы ты уже изучал, чтобы оценить твой уровень.

Многие сложные задачи муравьи могут решать, потому что их много

Университет Осло — старейший университет Норвегии и один из самых крупных. Я не могу сказать, что учеба там сильно отличалась. Разве что все курсы ты выбираешь себе сам, нет никакого общего расписания. Ты сам следишь и договариваешься, чтобы у тебя не пересекалось расписание, и не было 2 экзамена в один день. Я выбрала несколько курсов: управление проектами, мультиагентные системы, программирование Web-сервисов и операционные системы.

У тебя есть лекция раз в неделю, на которую ты можешь прийти, а можешь не приходить. Семинары проводятся 1-2 раза и там обычно дают более важную информацию. Чтобы получить допуск к экзамену, надо написать пару контрольных работ. На одном предмете это был групповой проект, на другом —2 реферата с заданиями. Что не понравилось — большой объем ты разбираешь сам. Если у нас все стараются разжевать, то там приходилось брать книги с незнакомой терминологией и вникать.

Экзамены были очень жесткие. Совсем не похоже на то, что у нас. Меня спрашивали час по всему курсу. Без подготовки. Пришел, сел и сразу отвечать. Иностранцы вообще не знают, что значит списывать. При том, что у них идеальные условия: очень много места, преподаватель не особо смотрит. Возможно, у них меньше давления — можно взять тот же предмет в следующем году. Главное, к концу обучения набрать необходимое количество кредитов, чтобы выйти на защиту диплома. У них нет вступительных экзаменов, только интервью. Но тут есть и минусы: на IT поступило много людей, которые не умеют программировать и уже в конце второго курса многие отчислились.

Скандинавские особенности

Обычно у нас было 2 пары утром, а остальной день свободен. Мы ходили гулять по Осло, быстро его исследовали и стали выезжать на 1-2 дня в горы. Однажды потерялись в горах ночью: трасса 18 км и обратно не вернешься, потому что дождь. Мы нашли путь, все кончилось хорошо, но этот момент ярко отпечатался в памяти.

Пытались узнать у норвежцев, как они проводят свободное время в таком маленьком тихом городе. Они много занимаются спортом: бегают, катаются на велосипедах. Часто путешествуют по стране, гордятся природой Норвегии. Еще они любят выпить после работы. Это могло быть шуткой, но даже на ориентационной неделе нам выдали специальную карточку с барами и каждый день надо было ходить в новый и отмечаться. Практически в каждом университете есть свой бар и это помогло быстрее познакомиться со всеми. Надо понимать, что в Норвегии высокий налог на алкоголь, а на сигареты еще выше. Поэтому выпить пиво или сидр в университетском баре ты можешь, но это очень дорого.

Все иностранные студенты делились на buddy группы и в них общались. В моей группе в основном были немцы. Парни вообще не отличаются от русских, разве что говорят по-немецки. Педантизм есть далеко не у всех. А вот немки, как и норвежки, показались очень уверенными в себе, особенно на фоне стеснительных парней.

На 10 ступеней выше

Стажировка в Норвегии дала уверенность в себе и хороший опыт общения с людьми. Ушел страх заговорить с незнакомцем, потому что в чужой стране у тебя нет другого выхода. Я ко всему стала проще относиться. Если бы я никуда не поехала, надо было бы постепенно подниматься по карьерной лестницей. А так — чувство, что ты просто оказался на 10 ступеней выше.

Когда я приехала обратно, на работе посмотрели на меня пару месяцев и дали мне проект, где я была уже ведущим аналитиком. Сейчас мы занимаемся переводом ведомства на портал Госуслуги. Грубо говоря, в IT есть три группы компаний: банки, государственный сектор и коммерческий. В каждой области своя специфика. Работая аналитиком в государственной сфере, нужно разбираться в законодательстве и уметь переводить канцелярский язык документов на язык разработчиков. Например, если вышел новый закон, нужно быстро переписать административный регламент и все программное обеспечение под него. Этому не учат в университете, ты осваиваешь особенности своей сферы сам.

У меня в команде 5 человек, с которыми я взаимодействую все время, не считая тех, кто на аутсорсинге и другие команды. Я координирую задачи заказчика между всеми. Не всегда получается хорошо. Во-первых, заказчик не всегда знает, чего он хочет. Во-вторых, под задачей так много административной документации, которую нужно соблюсти, что не всегда получается вникнуть во всю предметную область. В моей работе мне нравится многозадачность. Я должна не просто сделать свой кусочек работы, а сделать много дел и ничего не забыть. Другой большой плюс — зарплата. Они в IT довольно высокие.

Для чего айтишникам превращать дронов в муравьев?

Два месяца назад журнал Time выпустил обложку с дронами. Фото почти 500 беспилотников, выстроенных в заданную фигуру. Это пример, когда поведение сотен роботов было запрограммировано человеком во внешнем вычислительном центре. В своей магистерской диссертации я исследовала возможности самоорганизации групп роботов по принципу муравейника. Это очень популярный подход на Западе.

Многие сложные задачи муравьи могут решать, потому что их много. Самый голодный муравей отправляется на поиски пищи и когда находит, возвращается за остальными, чтобы перетащить ее в муравейник. У роботов похожая ситуация. Есть задачи, в которых маленький дрон один ничего не может сделать, но когда их много, они эффективны. Например, при патрулировании территории или поиске конкретного объекта. Когда робот простой и оценивает себя как часть роя — это уже групповая робототехника. По словам моего норвежского преподавателя по мультиагентным системам, в ближайшие 7-10 лет именно групповая робототехника станет одним из самых популярных направлений. Сейчас в России этим почти не занимаются, знаю только одну лабораторию в Курчатовском институте.

Буду ли я заниматься дальше наукой? Посмотрим. Сейчас я решила сделать перерыв в обучении и отложила выбор аспирантуры. В будущем я бы, возможно, рассмотрела вариант снова поучиться полгода-год за рубежом, но надолго уезжать не планирую. Ведущий аналитик — не предел мечтаний, сейчас я хотела бы глубже заняться разработкой.

До 16 августа в МИЭМ продолжается набор на магистерскую программу «Интернет вещей и киберфизические системы». На программе предусмотрено 20 платных мест.