• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В МИЭМ НИУ ВШЭ состоялось открытие памятной доски и аудитории-музея имени Е.В. Арменского

2 октября исполнилось 95 лет со дня рождения Евгения Викториновича Арменского, доктора технических наук, ординарного профессора НИУ ВШЭ, основателя и первого ректора МИЭМ. Биография Арменского – зеркало истории России 20-го века. Судьба распорядилась так, что ему довелось стать свидетелем и активным участником самых важных событий той эпохи – Великой Отечественной войны, взлета научной мысли и высшего образования в послевоенные годы, сложностей времени «застоя» и драматических событий распада СССР. Арменский – из того поколения ученых и организаторов, которые находились у истоков отечественной науки в области электроники, прикладной математики и инфокоммуникационных технологий.

Вот уже четыре года с нами нет Евгения Викториновича, но и сегодня миэмовцы помнят о своем первом ректоре.

В минувшую субботу МИЭМ принимал добрых гостей – в институте состоялось торжественное открытие памятной доски и первой очереди аудитории-музея имени Арменского. В этот день в МИЭМ приехали выпускники института, преподаватели, студенты, родственники Евгения Викториновича.

О том, каким он был человеком, рассказывают его коллеги, ученики, родственники.

Евгений Арменский создал институт в 1962 году на стыке самых передовых образовательных методик того времени в области электроники и реального сектора экономики, представленного крупнейшими предприятиями в этой области. По его инициативе и при поддержке Академии наук СССР в 70-е годы 20-го века в МИЭМ впервые в нашей стране была организована подготовка специалистов в области космического и радиационного материаловедения, созданы лаборатории электронной микроскопии, рентгеновского анализа. Именно в МИЭМ открылся первый в СССР факультет прикладной математики.
Как и другие ведущие инженерные вузы, работающие на ВПК, МИЭМ открывал базовые кафедры на производственных предприятиях, в конструкторских бюро и академических институтах. Для нужд «оборонки» проводились научные исследования – например, за разработки в области электровакуумной техники ученые МИЭМ получили в 1983 году Государственную премию. В 1982 году МИЭМ стал головной организацией по одному из разделов разработки комплекса мероприятий по защите космических аппаратов от эффектов электризации. Впоследствии эти работы были продолжены для ведущих предприятия космической отрасли, и за достигнутые результаты в 1996 году ученым МИЭМ была присуждена Премия Правительства РФ.
Именно Арменский еще в далекие 70-е годы сумел добиться выделения территории и начала строительства нового корпуса института в Строгино. Впоследствии на долгие тридцать с лишним лет это строительство было заморожено по причине отсутствия финансирования, и только в 2015 году новый корпус принял студентов.

Надежда Евгеньевна Вертоградова, дочь Евгения Арменского

В первую очередь мне хочется передать искренние слова благодарности институту от моей мамы Валентины Николаевны, супруги Евгения Викториновича.

Семья наша была большая, и папа был ее патриархом. Он был очень радушный хозяин, хлебосольный, он очень любил гостей. Ему нравилось готовить, украшать праздничный стол. Он

очень любил заниматься заготовками: на даче мы всегда ходили то за грибами, то за малиной. Нас с братом отправляли чистить посуду для варенья, а папа его варил, он всегда в этом был главным.

Я хорошо помню, как мы солили огурцы. Папа садился за стол на даче, а все остальные бегали вокруг. Мне доставалась самая неблагодарная работа – отмывать стеклянные банки, другие же домочадцы собирали - кто укроп, кто хрен… А папа священнодействовал: делал рассол, заливал и в конце концов закрывал банки.

Папа очень многое умел делать руками. Меня потрясли на даче его деревянные грабли, они были сделаны очень аккуратно. Я многому у папы научилась, и мне очень нравилось у него учиться – потому что когда мы с ним что-то делали, он мне всё время что-то рассказывал. А то, какой он был рассказчик, миэмовцы, наверняка, очень хорошо знают. И еще он очень хорошо умел убеждать, умел уговаривать и умел успокаивать. Я помню, был момент в моей жизни, когда он мне сказал: «Принимай решение сама, но знай, что мы всегда тебя поддержим – и морально, и материально, и вообще». Конечно, мне его очень не хватает.

Ну и, конечно, МИЭМ. Он очень любил МИЭМ. Институт был огромной частью его жизни. Я очень хорошо запомнила тот момент, когда ему было 60 с небольшим лет и он мучительно решал, уйти ему с поста ректора или нет. Я ему тогда сказала: «Папа, если уходить, то уходить совсем из института. Вот представь себе: сегодня ты идешь по коридору, ты – ректор. А завтра, когда ты станешь обычным преподавателем, может быть, с тобой кто-то и не поздоровается». Он мне тогда ответил: «Возможно. Но я очень надеюсь, что этого не будет». И на самом деле, он ведь потом еще долго работал, сначала завкафедрой, потом советником ректора, и при этом он всегда говорил: «Когда я еду в МИЭМ, у меня всегда поднимается настроение». И я очень благодарна всем миэмовцам - руководству, сотрудникам - за то, что практически до конца его жизни с ним всегда созванивались, советовались, он до конца жизни чувствовал себя нужным.


Евгений Крук, профессор, директор и научный руководитель МИЭМ НИУ ВШЭ

Я не был знаком с Евгением Викториновичем, никогда с ним не работал, и даже нигде не пересекались наши рабочие пути, хотя и могли пересечься, потому что мы делали похожую технику, хотя и в разное время. Но я хорошо знаю поколение Евгения Викториновича. Это, в общем-то, поколение моих родителей - людей, прошедших войну. Этому поколению свойственно внутреннее уважение к себе и внутренний заряд делать что-то не для себя, а для страны, для людей. В книге Арменского «Я – счастливый человек» очень хорошо видно, что Евгений Викторинович был человеком именно этого поколения, для которого мотивом деятельности всегда было желание создавать новое.

Сегодня МИЭМ развивается в сторону новых форм обучения и научной деятельности. Я очень надеюсь, что вводимые у нас формы проектного образования в рамках учебного процесса станут и изменением самого учебного процесса в рамках проектной деятельности. Мы сегодня в институте начинаем настоящую новацию, которая не имеет аналогов, и в этом смысле МИЭМ сегодня продолжает ту традицию внедрения новации в образование, которая была свойственна институту в годы ректорства Арменского. И, по большому счету, это единственная дань памяти, которую мы сегодня можем отдать человеку такого масштаба, как Евгений Викторинович.


Алексей Каперко, ученик Е.В.Арменского, профессор МИЭМ НИУ ВШЭ

Я вместе с Евгением Викториновичем бок о бок проработал тридцать лет. Это треть его жизни и половина моей. Уже сейчас я могу выделить в нем следующие важные черты.

Первое: он всегда показывал пример, что надо любое дело делать быстро. Он ведь как руководитель мог всегда на просьбу решить вопрос ответить примерно так: «Сейчас я не готов, надо подумать, приходите через какое-то время, дней через пять или больше». Но Евгений Викторинович так никогда не поступал. Он говорил: «Давайте решим, что можно сделать уже сейчас. Вот в данный момент я могу то-то и то-то, а если не могу, то через какое-то время с вашим вопросом обязательно разберусь». Он всегда был очень внимателен ко всем сотрудникам и студентам. Может быть, потому что он сам прошел и через войну, и через массу лишений в жизни.

Второе, что я хотел бы отметить: Евгений Викторинович всегда ориентировался на молодежь. Он доверял молодежи. Например, Валерий Николаевич (Афанасьев, ординарный профессор НИУ ВШЭ) при Арменском некоторое время был самым молодым в Российской Федерации проректором по учебной работе.

Третье. Арменский всегда считал, что ученому нужно находиться в среде – на кафедре, в коллективе, рабочей группе. И не бояться. Надо обязательно делать дело, пусть небольшое, только в движении и развитии будет польза. Поэтому у Евгения Викториновича так много учеников.

И самое главное – его любовь к своей супруге, Валентине Николаевне, которую он всегда называл «Моя мадам». Он всегда о ней заботился, ценил ее. Они прожили вместе более 60 лет, это о многом говорит.

Арменский – для меня в первую очередь Учитель. Он и родился в такой день (2 октября), когда вся страна отмечает День учителя.


Алексей Забелин, ректор Московского финансово-юридического университета (МФЮА)

Евгений Викторинович – центральная фигура в истории Московского института электронного машиностроения.

Еще будучи разведчиком-наблюдателем во время боевых действий, Евгений Викторинович уже имел дело с радиоэлектроникой. Он служил на Калининском фронте, после ранения – связистом. Евгений Викторинович, имея настоящую военную закалку, обладал превосходными организаторскими и педагогическими способностями. Это послужило основанием для назначения его первым ректором образованного по решению Правительства СССР Московского института электронного машиностроения.

Научно-педагогическая деятельность для него всегда оставалась ключевой, ей он посвятил более 60 лет. За многочисленные разработки в сфере науки и образования он был удостоен нескольких государственных наград и премий.

После целой эпохи, проведенной на посту ректора МИЭМ, Евгений Викторинович продолжил заниматься исследованиями в области науки и образования, способствовал обеспечению стипендиями лучших студентов МИЭМ, активно участвовал в общественной жизни вуза.

Евгений Викторинович всегда пользовался большим авторитетом среди коллег, сотрудников, студентов, друзей и товарищей. Его отличали такие личностные качества, как благородство, ответственность, отзывчивость, доброта, неукоснительное и верное служение общему делу. Этим он подавал пример всему своему окружению – его идеи разделяли все лучшие умы МИЭМа, представители науки и образования, после себя он оставил целое поколение – настоящих МИЭМовцев!

В связи с этим всем студентам, выпускникам, сотрудникам МИЭМа и Московского института электроники и математики Высшей школы экономики важно помнить о том неоценимом вкладе, который внес Евгений Викторинович в развитие отечественного радиотехнического образования!


Константин Петросянц, первый выпускник МИЭМ, ординарный профессор НИУ ВШЭ

Евгений Викторинович был могучей фигурой, человек колоссального масштаба. Мне повезло, я в качестве сопровождающего, помощника сопровождал Арменского в его визитах в очень серьезные кабинеты, организации, где он встречался с очень крупными руководителями и учеными, такими, как Владимир Семенихин, Камиль Валиев, Николай Мельников. Это всё классики радиоэлектроники. И мне посчастливилось видеть, как его встречают. Это было очень уважительное общение на равных, было видно, как его ценят и уважают. И, конечно, это помогало Евгению Викториновичу решать самые разные вопросы.

Если говорить о личных впечатлениях: я познакомился с Евгением Викториновичем в год первого набора, 1962 года, когда еще не начался учебный процесс, где-то а августе. На собрание курса пришел молодой человек, чему мы все удивились. Молодой ректор – это было очень необычно в то время. А еще больше мы удивились, когда началась лабораторная работа по электрическим машинам. Потому что выяснилось, что у нас эту лабораторную работу ведет ректор. Он вел блестяще, у него был особый стиль. А если что-то не получалось, он частенько собирал нас вокруг себя и говорил: «Ребята, давайте я вам сейчас всё объясню». И объяснял всегда сложные вещи так, что они становились понятными.


Михаил Туманов
, выпускник МИЭМ, профессор МИЭМ НИУ ВШЭ

Евгений Викторинович был заведующим кафедрой «Автоматика и телемеханика» 11 лет.

Не всегда он вёл какие-то курсы. Поэтому студенты нашей специальности гарантированно встречались с ним два раза. В начале сентября на первом курсе всегда были занятия «Введение в специальность» и была хорошая традиция: на одном из этих занятий к студентам приходил почти весь коллектив кафедры, и заведующий кафедрой знакомил студентов с коллективом, а потом рассказывал историю МИЭМ «из первых рук».

Второй раз студенты могли встретиться с Арменским на защите дипломов, то есть, через 4-5 лет.

И тут он всегда им говорил: «Вот я вам говорил, что трамвай вас довезёт, он и довёз, потому, что вы выполнили моё пожелание, которое я высказывал вам пять лет назад – учиться хорошо». Что это за трамвай? Арменский говорил: «Между зданиями МИЭМ ходит трамвай, он вас, конечно довезёт от здания к зданию, с младших курсов на старшие. Но это вас не спасёт, если будете плохо учиться. Если будете добросовестно учиться, то успешно доедете до конца и мы сможем назвать вас коллегами».

Я всегда присутствовал на этих встречах и вот что ещё могу сказать: каждый раз Арменский рассказывал что-то новое, даже для нас.


Виктор Четвериков, профессор МИЭМ НИУ ВШЭ

Профессор Евгений Викторинович Арменский обладал даром руководителя, ученого, воспитателя молодых исследователей. Работая ректором МИЭМ, он часто говорил, что самая почетная должность в вузе – это профессорская должность, и на протяжении более 60 лет работы в МИФИ и МИЭМ он всегда читал лекции студентам, помогал в выборе инженерной или научной деятельности, руководил подготовкой аспирантов и докторантов. Под его научным руководством подготовлено несколько десятков докторов и кандидатов наук.

Профессор Евгений Викторинович Арменский приложил большие усилия для принятия постановления Совета Министров СССР о строительстве нового учебного корпуса МИЭМ в Строгино, чтобы дружный коллектив МИЭМа работал в современных аудиториях и научных лабораториях. Евгений Викторинович Арменский заботился не только об учебе студентов и аспирантов, но и об их отдыхе. Поэтому в МИЭМ появилось первое в Москве студенческое кафе «Селена», студенческий театр-студия «Пегас», на Рузском водохранилище – спортивно-оздоровительный лагерь и яхт-клуб. В те годы у студентов МИЭМа популярным был девиз «Если тебе МИЭМовец имя, имя крепи делами своими». Многие поколения выпускников МИЭМ помнят это и стараются быть достойными продолжателями традиций МИЭМа.

Открытие аудитории профессора Евгения Викториновича Арменского в новом здании МИЭМ - это лучший подарок, о котором он мог только мечтать. В эту аудиторию постоянно будут приходить школьники, студенты, магистранты, аспиранты за новыми знаниями, а профессор Евгений Викторинович Арменский будет рядом с ними.