• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Начало положено и получен необходимый заряд для дальнейшей работы»

В учебном центре Вороново состоялась стратегическая сессия, посвященная выработке концепции Инженерной школы МИЭМ

«Начало положено и получен необходимый заряд для дальнейшей работы»

В начале декабря в учебном центре Вороново прошла стратегическая сессия, предметом обсуждения которой было создание Инженерной школы на базе МИЭМ НИУ ВШЭ. В сессии приняли участие представители ректората университета, руководители института, департаментов, образовательных программ бакалавриата и магистратуры, ученые-практики, представляющие разнообразный спектр научно-исследовательской и проектной работы в МИЭМ.

Сегодня НИУ ВШЭ реализует программу развития университета до 2030 года, в рамках которой создание Инженерной школы – одна из приоритетных задач, обусловленных постоянно повышающимся спросом практически всех секторов экономики на специалистов-инженеров.

Создание Инженерной школы отвечает также запросам образования в МИЭМ, выстроенного уже сейчас таким образом, что студенты на протяжении практически всего времени обучения вовлечены в проектную работу, результатом которой является создание технологического продукта, при этом мультисциплинарность и слаженная командная работа молодых специалистов – неотъемлемые признаки каждого рабочего проекта.

И если механизмы проектной работы в рамках бакалавриата уже в целом выстроены, адаптация проектного компонента к специфике магистратуры  – важнейшая задача, стоящая перед институтом.  

 

Вероника Прохорова, заместитель директора МИЭМ НИУ ВШЭ

 

«Создание высшей инженерной школы - следующий после перехода на проектное обучение важнейший шаг в развитии МИЭМ. Для нас было очень важно обсудить с коллегами, что стоит за этими словами, сформировать единое понятийное пространство, постараться выработать план действий. Результат - вопросов стало еще больше, значит съездили не зря».

 В МИЭМ формируются технологические полигоны, аккумулирующие научную и образовательную работу по наиболее перспективным и прорывным направлениям в современной ИТ-индустрии и инженерии - прикладной электронике, кибербезопасности, телекоммуникационным системам и сетям связи и др. В перспективе эти полигоны должны стать уникальными образовательно-технологическими структурами для создания инновационных продуктов и решений.

Создание лабораторий международного уровня позволило организовать локальные научные исследования и собрать в институте сильные научно-педагогические кадры. Следующий шаг в развитии научных исследований в МИЭМ должен быть связан с постоянно организованным процессом выполнения крупных научно-технологических проектов по заказам государства и бизнеса. Для этого необходимо создание научных структур более мощных, чем лаборатории, объединяющих коллективы лабораторий в рамках критически важных тематик.

Именно Инженерная школа, ориентированная на вовлечение в проектную работу специалистов из числа магистрантов, с использованием созданной в МИЭМ технологической и научно-исследовательской инфраструктуры – та структура, которая будет решать все обозначенные задачи.

В течение трех дней сессии ее участники в режиме интенсивного командного обсуждения последовательно определяли возможные структурные модели школы, где необходимо было учесть все основные компоненты и институции образовательного процесса в МИЭМ в их взаимосвязи. Рабочие команды были сформированы таким образом, чтобы в них входили представители всех ветвей образовательного процесса – преподаватели, учёные, руководители лабораторий, представители руководства. Преамбулой к командному обсуждению стало определение основных вызовов, стоящих перед современным высшим образованием в области ИТ, а также выступление директора МИЭМ Евгения Крука, в котором были поставлены основные задачи перед участниками – выработать совместно наиболее эффективную и современную модель школы.

 

Василий Буров, советник МИЭМ НИУ ВШЭ

 

«Выездная сессия показала, что необходимость новых подходов к развитию магистратуры и аспирантуры ощущается практически всеми ведущими сотрудниками МИЭМ. Это определило огромную вовлеченность, продемонстрированную участниками и превысившую мои ожидания. Шедшие с утра до поздней ночи обсуждения подходов к созданию магистерской инженерной школы позволили выработать довольно много интересных идей. Конечно, их предстоит ещё доработать, увязать вместе и заполнить оставшиеся пробелы. Но главное, что начало положено и получен необходимый «заряд» для дальнейшей работы».

Чем станет Инженерная школа для МИЭМ? Какими будут механизмы взаимодействия? Как изменится структурно и качественно МИЭМ с появлением школы? Эти вопросы стали наиболее обсуждаемыми среди участников сессии.

 

Сергей Аксёнов, заместитель директора МИЭМ НИУ ВШЭ по научной работе

 

«Место науки в инженерной школе – вопрос, требующий очень аккуратной проработки. Понятно, что инженерная школа должна сфокусироваться на задачах, востребованных индустрией, однако такие задачи далеко не всегда связаны с передовыми научными исследованиями. С другой стороны, представляется неправильным выносить деятельность научно-исследовательских коллективов МИЭМ за рамки инженерной школы. Выездная сессия оказалась прекрасной площадкой для обсуждения подобных вопросов».

 

Агамирзян Игорь Рубенович, заместитель директора МИЭМ НИУ ВШЭ

 

«По сути, факультет сегодня во-многом и решает те задачи, которые стоят перед школой. Наша задача – дать импульс этому процессу. Мне кажется, уместно говорить о том, что МИЭМ в целом и должен стать Инженерной школой НИУ ВШЭ».

Итогом школы стало то, что были обозначены наиболее важные и значимые для дальнейшей проработки стратегические узловые «развилки» на пути выработки окончательной концепции школы. Процесс обсуждения продолжится в ближайшее время уже в стенах института в Москве.

Администрация МИЭМ НИУ ВШЭ, все участники сессии выражают благодарность администрации Учебного центра «Вороново», его сотрудникам за прекрасно организованное обслуживание во время сессии, техническое обеспечение программы, предоставленную комфортную инфраструктуру.