• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Системная семейная психотерапия»

30
Март

Психология семьи с ребенком, имеющим тяжелые нарушения здоровья

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин. Для направления 030300.68 специализации «Системная семейная психотерапия» она является базовой. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Клиническая и специальная психология», «Основы психологического консультирования», «Теория и методология современной психологии», «Трансгенерационный подход», «Конструктивистские подходы в системной терапии семьи». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:знание дизонтогенеза; знание закономерностей переживания утраты и травмы;знание структурных, динамических и исторических характеристик семейной системы; владение диагностикой семейной системы; знание эмоциональных процессов, протекающих в семейной системе и оказывающих влияние на ее функционирование; умение диагностировать эти процессы; знание теоретических основ конструктивистского подхода в психотерапии семьи; знание методов психотерапевтической работы с семейной системой. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:«Супервизия в классической и постклассической системной семейной психотерапии», НИС, «Квалификационная практика».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Психология семьи с ребенком, имеющим тяжелые нарушения здоровья» являются: знакомство с психологическими особенностями и структурой семьи, имеющей ребенка с особенностями развития; обучение практическим навыкам работы с данной категорией семей в рамках системного подхода в психотерапии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает с историческую ретроспективу и философские подходы к понимаю природы отношения человека к дефекту.
  • Понимает социально-экологическую модель и ее значение для работы с данной категорией семей; а также модель Ролланда.
  • Понимает особенности проживания горя в ситуации тяжелой болезни ребенка.
  • Понимает особенности переживания семьей заболевания ребенка.
  • Знает особенности структуры семьи, имеющей ребенка с тяжелым заболеванием; основные группы трудностей.
  • Знает цели и задачи психологической помощи семье, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями здоровья.
  • Владеет практикой психологической помощи семье, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями здоровья.
  • Понимает принципы взаимодействия команды специалистов и семьи.
  • Знает особенности сеттинга при работе в клинике. Умеет вступать в контакт с семьей.
  • Знаком с особенностями профильного заболевания (в зависимости от базы практики)
  • Знаком с особенностями культурно обусловленных реакций на нарушения у детей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии в исторической ретроспективе. Философские подходы к пониманию природы человеческого отношения к дефекту.
    • Избавление от неполноценных лиц, включая новорожденных, как форма самозащиты человека и государства в древнем мире. Возникновение и развитие гуманистического отношения к аномальным лицам. Первые опыты изучения, лечения, обучения и воспитания лиц с отклонениями в развитии и привлечение для реализации этих целей членов их семей. Организация консультативной помощи родителям детей с отклонениями в развитии в начале ХХ века. История семейно-ориентированной помощи. • Негативное представление здоровых лиц об образе человека с психофизическими нарушениями. Боязнь людей с психофизическими нарушениями. Восприятие нарушения психофизического развития как «платы» за ошибки предков, греховности семьи, общества, как проявления недоступных человеческому разуму сил (дьявольских, божьих).
  • Семейная система. Социально-экологическая модель Ури Бронфенбреннера. Основные понятия. Модель приспособления семьи Джона Ролланда.
    • Структура семьи; семейное взаимодействие; функции семьи; жизненный цикл семьи, основные стрессовые факторы семьи, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями здоровья на каждой стадии жизненного цикла. • Микросистема - мезосистема, экзосистема, макросистема. • Стресс, приспособление и адаптация, этапы развития семьи. Модель приспособления семьи Джона Ролланда.
  • Переживание горя – борьба между мечтой и реальностью. Препятствия в проживании горя.
    • Ребенок как символ. Утрата, хотя ребенок жив. Отчаяние. Различия в процессе переживания горя, когда ребенок мертв и когда у ребенка есть тяжелые нарушения здоровья. • Модель переживания Кюблер-Росс. Протест, разочарование, депрессия. Задачи работы горя по Уордену. • Защита от невыносимой реальности. Отрицание диагноза. Психологическое отречение от ребенка. Отречение от собственных чувств. Желание смерти. Самоотстранение от окружающего мира. Перемена взгляда на ребенка – принятие?
  • Известие о нарушениях у ребенка: первые реакции. Младенчество. Детство и юность. Типология адаптации к заболеванию.
    • Дородовый период; роды; послеродовой период. • Аномия. Необходимость прогноза; вопрос о помощи; необходимость эмоциональной поддержки. • Нормализация. Факторы, способствующие нормализации: структуры возможностей, изменения в социальных сетях. Принцип минимальной адаптации. Препятствия к нормализации: особые нужды в области обучения, медицинские проблемы ребенка, проблемы с поведением, продолжающаяся зависимость, финансовое бремя, постоянная необходимость в поддержке, стигма и ее последствия, физические барьеры. • «Крестовый поход», «Альтруизм», «Покорность».
  • Влияние на семью как систему. Основные трудности семьи: эмоциональные, функциональные, социальные, финансовые. Структура семьи. Дисфункциональная семейная динамика.
    • Реакции горя в семье (отрицание, агрессия и аутоагрессия, конструктивная и неконструктивная сделка, депрессия, принятие), хроническая ретравматизация стигматизация, связанная с диагнозом у ребенка. • Эмоциональные и функциональные нарушения детско-родительских, сиблинговых, супружеских отношений и отношений в расширенной семье. Амбивалентное отношение к ребенку, гиперопекающие тенденции, потеря родительской компетентности. Утрата супружества. Нарушения коммуникации в семьях тяжелобольных детей. • Внутрисемейная организация: перераспределение функций, ролей. Трудности самореализации родителя. Ребенок с тяжелыми нарушениями здоровья как системобразующий фактор. Коалиция «мать-ребенок»; периферический отец; плохо проницаемые, жесткие внешние границы; усиление межпоколенных симбиотических отношений. Больной ребенок как стабилизатор семейной системы. • Позиции семьи по отношению к социуму. Социальная изоляция.
  • Цели и задачи психологической помощи семье, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями здоровья. Препятствия на пути к эффективной помощи.
    • Проживание горя, сопровождение на этапах переживания утраты. Деконструкция вины. Адаптация к ситуации болезни. Оптимизация жизни семьи: забота о ребенке и удовлетворение индивидуальных потребностей всех членов семьи. Коррекция детско-родительских, супружеских, сиблинговых отношений. Восстановление социальных связей. • Критерии эффективного специалиста. Профилактика психоэмоционального выгорания.
  • Практика психологической помощи семье, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями здоровья.
    • Работа с горем. Социальные сети; экокарта семьи. Раннее вмешательство. Групповая работа. Поведенческий тренинг для родителей. • Фокусы работы: поиск уникального эпизода; влияние социального контекста на жизнь этих семей; исключения из проблемнонасыщенной истории; поиск ресурсов для совладания с трудностями; поиск предпочитаемой идентичности. • Техники взаимодействия с родителями и детьми в условиях стационара.
  • Взаимодействие команды помогающих специалистов и семьи.
    • Командная работа с семьей. • Семья и специалисты в работе с ребенком с тяжелыми нарушениями здоровья. Модель партнерства.
  • Особенности сеттинга в случае работы в клинике. Тренинг вступления в контакт с семьей в условиях клиники.
    • Активная позиция психолога, предложение помощи. Завершенность каждой встречи. Варьируемая продолжительность сессии. Ресурсная модель работы. Формулирование запроса. Взаимодействие с врачами.
  • Особенности профильного заболевания (в зависимости от базы практики)
  • Культурно обусловленные реакции на нарушения у детей.
    • Основы субкультурных различий. • Различия в структуре семьи. • Влияние социального класса. Этнические, религиозные и региональные вариации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в практических занятиях
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Экзамен проводится в письменной форме в виде ответов на выданные преподавателем вопросы. Количество экзаменационных заданий в «билете» - 2. Преподаватели оценивают экзаменационные ответы студентов по следующим критериям: полнота ответа, правильность понимания вопроса и использования терминов и понятий. Экзаменационная оценка по 10-ти балльной шкале – Оэкзаменационная. Письменная работа должны быть сдана за 15 дней до даты экзамена. Оэкзаменационная. = (О1 преподаватель + О2 преподаватель. + О3 преподаватель.) / 3 Способ округления оценки арифметический. Результирующая оценка: Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Орезульт = 0,5Онакопл + 0,5Оэкз
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Системная семейная психотерапия : краткий лекционный курс, Варга, А. Я., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Системная психотерапия супружеских пар, , 2017