• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Июнь

Нарративная практика в семейной психотерапии с детьми и с парами

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Освоение данной дисциплины позволит студентам применять методологию и инструменты нарративной практики в ситуациях работы с семьями в разных ситуациях, применять разработанный в нарративной практике арсенал методик в ситуации консультирования группы, а также разнообразит возможности консультирования включением элементов письменной практики
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство со взглядами нарративной практики на семью, ее членов, место проблемы в семейной системе
  • знакомство с методами работы нарративной практики с семьей, ее методологией
  • Знакомство с методами работы с детьми, взглядами нарративной практикой на позицию ребенка в семейной системе, особенностями консультирования детей, работой с детско-родительской подсистемой.
  • Освоение методов работы с парами, возможностями нарративной практики в ситуациях острых конфликтов
  • Освоение инструментов работы с парами, семьями, детьми
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • возможность проанализировать студентом случая работы с семьей в перспективе нарративной практики
  • Усвоение возможных нарративных ходов и вопросов для ребенка отдельно и для совместного разговора с ребенком и его родителями
  • Освоение методики нарративной работы в разговоре с парой, особенностей работы в ситуации конфликта
  • Ознакомление с многообразием терапевтических документов, моментов их включения в терапевтическую работу, наработка навыков создания терапевтических писем
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Особенности семейного консультирования в нарративной практике
    Особенности понимания семьи в нарративной практике. Применение основных принципов нарративного подхода для работы с семьей. Позиция терапевта по отношению к семье. Состоятельность и компетентность семьи. Проблема как нечто внешнее по отношению к семье. Семья как некоторая «команда» по решению проблемы. Поиск общего в индивидуальных проблемных и предпочитаемых историях по отношению к проблеме. Техники, демонстрирующие данные взгляды. Поиск следов предпочитаемой истории. «Отсутствующее, но подразумеваемое». Двойное слушание. Его возможности. Поиск уникальных эпизодов. Упражнения и симуляции приема по отработке представленных техник. Самостоятельная работа предполагает возможность студента ознакомиться с литературой по теме, разбираемой на семинаре, возможность углубить собственные знание с помощью собственного анализа литературы, проведение самостоятельно упражнения, написание отчета о проведенной работе дома.
  • Работа с детьми в нарративной практике
    Отношение к ребенку в нарративном консультировании. Уважение к позиции ребенка. Выбор совместного языка, понятного для ребенка. Общее поле обсуждение между ребенком и взрослыми. Одинаковые права участия в обсуждении у взрослых и детей. Ориентация на ребенка. Особенности экстернализации при разговоре со всей семьей. Знакомство со специфическими техниками работы с детьми: расспрашивание про ребенка без проблемы, техники вовлечения ребенка в разговор, применение рисунков, игр. Игрушки, как соведущие. Отработка техник.
  • Психологическое консультирование пар
    Особенности работы с парами. Возможности нарративного консультирования в ситуации конфликта сторон. Техники установления диалога. Джозеф Эрон и Томанс Лунд. Техника внешних свидетелей для работы с парой. Ее разновидности. Отработка техник. Симулированные приемы. Возможности побывать в разных ролях.
  • Создание терапевтических документов
    Письменные практики в работе психологического консультанта. Место документов в современном мире. Психологические документы. Цели и особенности. Задачи, которые могут решаться за счет письменных документов. Виды документов. Принципы их составления. Отработка навыков написания писем.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий письменная работа 1 по анализу семейной истории с перспективы нарративной практики
  • неблокирующий письменная работа 2 по анализу работы с семьей с ребенком с перспективы нарратиной практики
  • неблокирующий письменная работа 3 по описанию конкретного случая работы с парой
  • неблокирующий письменная работа 4. Терапевтическое письмо клиенту
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий письменная работа 1 по анализу семейной истории с перспективы нарративной практики
  • неблокирующий письменная работа 2 по анализу работы с семьей с ребенком с перспективы нарратиной практики
  • неблокирующий письменная работа 3 по описанию конкретного случая работы с парой
  • неблокирующий письменная работа 4. Терапевтическое письмо клиенту
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.125 * письменная работа 1 по анализу семейной истории с перспективы нарративной практики + 0.125 * письменная работа 2 по анализу работы с семьей с ребенком с перспективы нарратиной практики + 0.125 * письменная работа 3 по описанию конкретного случая работы с парой + 0.125 * письменная работа 4. Терапевтическое письмо клиенту + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Системная семейная терапия: классика и современность, Будинайте, Г. Л., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Нарративная психология : самость, психологическая травма и конструирование смыслов, Кроссли, М. Л., Гритчиной, О. В., 2013