• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Системная семейная психотерапия»

Конструктивистские подходы в системной терапии семьи

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина направлена на введение учащихся в основы конструктивистского подхода в психотерапии. Она формирует представление о "методологическом сломе", приведшем к преобразованию классической системной методологии в терапии к постклассической. Знакомит и дает базовые знания по двум основным конструктивистким направлениями - Ориентированной на решение краткосрочной психотерапии и Нарративному подходу. Формирует представление об общности и вместе с тем специфике теоретической и методической базы каждого из подходов. Для направления 030300.68 специализации «Системная семейная психотерапия» она является базовой. Изучение данной дисциплины основывается на следующих дисциплинах: «Теория и методология современной психологии», «Основы психологического консультирования», «Методы и школы классической системной психотерапии». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Супервизия в классической и постклассической системной семейной психотерапии», «Психология семьи с ребенком, имеющим тяжелые нарушения здоровья», «Ориентированная на решение краткосрочная терапия пар», «Нарративная практика в семейной психотерапии с детьми и с парами».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. Освоение студентами программы основ конструктивистских (постмодернистские) методов психотерапии, широко применяющихся в современной психотерапевтической практике помощи семье - Ориентированной на решение краткосрочной терапией (Solution focused brief Family therapy, Нарративной теарпии (Narrative therapy).
  • 2. Ознакомление с философскими и методологическими основания конструктивистких подходов, формирование у студентов представления о культурном и историческом фоне возникновения конструктивистского мышления в психотерапии;
  • 3. Знание студентами истории возникновения, формирования, методической базы и специфики каждого из указанных направлений современной психотерапии
  • 4. Выработка базовых навыков практической работы в каждом из психотерапевтических подходов с ясным пониманием специфики и особенностей практики в каждом из направлений;
  • В результате освоения дисциплины студент должен: • Знать Основные философские идеи и методологические принципы, легшие в основу конструктивистских направлений Общую историю формирования направления Нарративной терапии, Ориентированной на решение психотерапии, основных представителей каждого из подходов; Основные принципы и методы психотерапевтической работы в каждом из направлений • Уметь Различать методологическую и методическую специфику каждого из направлений и их отличие от других, так называемых классических психотерапевтических направлений; Организовать не-экспертное, сотрудничающее взаимодействие с клиентом (семьей) • Иметь навыки (приобрести опыт) Использования основных методов ОРКТ и Нарративной терапии - посредством наблюдения за ведением приемов в каждом из направлений опытным психотерапевтом, отработки игровых упражнений в каждом из осваиваемых подходов; получения клиентского опыта в нарративном подходе
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает краткую историю, теоретические основания и принципы Ориентированной на решение краткосрочной терапии. Знает основные техники и сеттинг в ОРКТ и способен анализировать профессиональные сессии терапевтов ОРКТ
  • Знает принципы нарративного подхода, знаком с техниками, картами беседы, способен картировать сессию.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Ориентированная на решение краткосрочная терапия
  • Тема 1.1. Классические и постклассический подходы в системной психотерапии. Место ОРКТ в конструктивистских подходах.
    Общий исторический и философский контекст возникновения Постклассической (постмодернистской, конструктивисткой) терапии. Движение к конструктивистским принципам «изнутри» психотерапии:. Преодоление границы между терапевтической и клиентской системами. Изменение представления о позиции психотерапевта (нейтральность, экспертность –сотрудничество, фасилитация), сотрудничество вместо воздействия, психотерапевтическая эффективность и «экономность». Работы Л.Босколо, П.Вацлавика, Т.Андерсона, Л. Хоффман и др. Взаимосвязь мировоззренческих положений постклассической психотерапии с основными направлениями современной философской мысли. Постмодернизм. Постклассическая рациональность. Кибернетика второго порядка. Постструктурализм. Конструктивизм. Специфика влияния этих мыслительных дискурсов на психотерапию. Их преломление в методологических основаниях и принципах ОРКТ.
  • Тема 1.2. Методология и практика ОРКТ. Основные принципы и методические приемы работы в ОРКТ.
    История, основные представители, теоретическая база ОРКТ. Влияние других терапевтических школ на становление основных принципов работы – Институт ментальных исследований, М.Эриксон, Стратегическая психотерапия и др. Постклассическое видение системности и новая эпистемология. Терапевтическая экосистема. Терапевтический процесс как информационное взаимодействие -новое представление о природе психотерапевтического процесса – не физическое воздействие, а информационный обмен (Г.Бейтсон). Различие, которое порождает различие. Бинокулярная теория изменения; Изоморфность и разные типы сотрудничества. Первичный и итоговый вариант ОРКТ. Основные принципы подхода. Основные приемы и методы ОРКТ Практические занятия – показ приема в ОРКТ ведущим; отработка упражнения на «позитивное переопределение» негативных качеств и проявлений. Упражнения на сравнение ориентированного на проблему и ориентированного не решение подхода к запросу клиента и др.
  • Тема 1.3. Первичный прием в ОРКТ. Ведение работы в ОРКТ. Специфика работы с различной проблематикой. Интегративные и модифицированные варианты психотерапии с использованием техник ОРКТ.
    Сеттинг в ОРКТ, основные этапы первичного приема в ОРКТ. Вторичный прием в ОРКТ. Типы «клиентов» в ОРКТ. Ведение и завершение работы в ОРКТ. Работа с различным перечнем запросов в ОРКТ, «трудные случаи». Варианты использования методов ОРКТ ( «шкалирование», «Чудесный вопрос») в других вариантах интегративной краткосрочной психотерапии и консультииования.
  • Раздел 2.Нарративный подход
  • 2.1 Философские идеи, основные теоретические положения нарративной практики.
    Определение нарративной практики. Создатели и основные особенности. Майкл Уайт, Дэвид Эпстон. Метафора истории. Человеческая жизнь как множество историй и психотерапия как возможность пересочинения жизненных историй. Философские идеи конструкционализма. Конструктивизм и конструкциолизм. Кеннет Джерджен. Влияние идей конструкциолизма на формирование нарративной практики. Неотделимость познания от языка. Отсутвие объективного знания. Понятие дискурса. Перенесение акцента с объективности на последствия. Идеи Мишеля Фуко, власть и психотерапия. Идеи Мишеля Фуко через призму нарративной практики. Психотерапия как практика власти, доминирующие дискурсы, власть как доступ к информации. Психотерапевт и доминирующий дискурс. Идеи постмодернизма и их преломление в нарративном консультировании. Структурализм и постструктурализм. Отказ от выделения жестких структур. Интенциональность личности. Полиисторичность, отказ от единственной истины. Российские мыслители, оказавшие влияние на идеи нарративной практики. Л. С. Выготский, М. Бахтин. Самостоятельная работа студентов при освоении данного раздела направлена на изучение источников, а также включает в себя попытки самостоятельного осмысления рассматриваемых категорий, опрокидывания их на свою жизненную историю. Самостоятельная работа включает в себя создание некоторого рассказа о себе для разных слушателей (иллюстрация полиисторичности).
  • Тема 2.3 Введение в нарративное консультирование
    Знакомство с техниками задавания нарративных вопросов, а также знакомство с техникой деконструкции, картой экстернализации, пересочинения, работы с внешним свидетелем (65 часов, из них 6 часов лекционных, 8 семинарских занятий, 51 час самостоятельной работы). Ведение нарративной беседы. Понятие двойного слушания. Выделение предпочитаемой истории. Нарративные вопросы. Деконструирующие вопросы. Экстернализация. Экстернализирующая беседа. Знакомство с картой выявления позиции и картой разработки уникального эпизода. Пересочинение. Ландшафты беседы. Вопросы к различным ландшафтам. Знакомство с картой пересочинения. Работа с социальным окружением. Опрос внешнего свидетеля. Самостоятельная работа в данном разделе посвящена отработке практических технологий, пройденных на семинарах. Попытках ведения нарративной беседы с окружающими людьми, написании отчетов по проведению бесед. Выделение последствий той или иной беседы исходя из собственного опыта.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий общий экзамен
  • неблокирующий письменная работа по теме 1
  • неблокирующий коллоквиум по 1 теме
  • неблокирующий письменные работы по теме 2
  • неблокирующий коллоквиум по теме 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * коллоквиум по 1 теме + 0.2 * коллоквиум по теме 2 + 0.2 * общий экзамен + 0.2 * письменная работа по теме 1 + 0.2 * письменные работы по теме 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Использование в работе на телефоне доверия подхода "Ориентированная на решение краткосрочная псих... : учеб.-метод. пособие, Будинайте, Г. Л., 2016
  • Системная семейная терапия: классика и современность, , 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Нарративная психология : самость, психологическая травма и конструирование смыслов, Кроссли, М. Л., 2013
  • Системная психотерапия супружеских пар, , 2017