• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Системная семейная психотерапия»

Супервизия в классической и постклассической системной семейной психотерапии

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели


Варга Анна Яковлевна

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освовения дисциплины студент на практическом уровне готовится к решению комплексных задач в тераппевтической работе: учится использоваться приобретенные ранее в тренинговом формате знания и компетенции соответственно терапевтическим задачам, возникающим в реальной работе; использовать свои личностные и профессиональные ресурсы и осознавать их ограничения и пути преодоления последних при работе с терапевтическими случаями; использовать приемы и методы как классических, так и постклассических направлений в системной работе с семьей; рефлексировать адекватность применения (в соответствии с теорией и практической базой выбранного психотерапевтического подхода) того или иного метода, технического приема, выбранного способа взаимодействия в том или ином конкретном случае – при наблюдении терапевтической сессии или ведении собственной практической работы; вычленять в наблюдаемых психотерапевтических случаях основные профессиональные принципы и нормы осуществляемой деятельности, следовать этим профессиональным стандартам в собственной практике; следовать этическим нормам психотерапевтической и супервизионной практики; видеть этапы и особенности взаимодействия терапевта с клиентом или клиентской семьей в каждом из осваиваемых подходов, уметь сопоставлять эти особенности, отслеживать свои реакции на разные варианты и этапы осуществляющегося взаимодействия; четко, логично и последовательно представлять результаты наблюдения и собственной выполненной работы в устной и письменной форме; понимать особенности коммуникации, в том числе терапевтической – с людьми различных культур и национальностей, оценивать существенность или не принципиальность – в каждом конкретном случае необходимости ориентироваться на культурные различия и нормы; опознавать и соотносить с конкретной моделью терапевтического взаимодействия наблюдаемый способ взаимодействия. Осознанно выбрать, обосновать и следовать в ходе собственной практической работы выбранной логике терапевтического взаимодействия. владеть: навыками психотерапевтического видения осуществляющего процесса взаимодействия, вместо «захваченности клиентской историей» или автоматического реагирования на нее и самих клиентов эффективного терапевтического взаимодействия с группой, семьей, парой; владеть разными типами терапевтического контакта, в зависимости от выбранного метода и подхода терапевтической работы; навыками выработки системной гипотезы и соответствующих методов воздействия – в классической логике работы в ССТ, навыками установления сотрудничающего контакта с клиентами и выработки «решения» и сопровождения клиента в достижении желаемого результат построения «уникального эпизода и применения всех техник его «уплотнения» в логике постклассической психотерапии; владеть навыками групповой дискуссии и профессионального обсуждения, работы в супервизионной группе, в рефлексивной команде, написания отчетов по наблюдаемым случаям.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • практическое освоение студентами методов, методик и техник классической и пост-классической системной семейной психотерапии в работе с реальными семьями, отработка на практике принципов построения терапевтического контакта и проведения терапевтического процесса, адекватного выбранному методу работы
  • последовательное использование обучающимися системного мышления в их практической работе, обретение ими навыка построения системных гипотез – в результате освоения классических системных подходов
  • обретение навыков сотрудничающего, осуществляемого с позиций «не-знания» и признающего клиентов экспертами в их собственной жизни терапевтического взаимодействия с клиентами – в результате освоения методов психотерапевтической работы пост-классическими конструктивистскими методами психотерапии
  • рефлексия студентами их профессионального опыта, понимание ими своих профессиональных ограничений, связанных с потерей нейтральности, не отрефлексированностью своей психотерапевтической позиции; а также с нарушениями логики работы, смешения логики разных методологических позиций в работе
  • последовательное использование обучающимися системного мышления – специфически реализующегося в различных вариантах системного подхода - и навыков и приемов, освоенных ранее в тренинговых занятиях по различным направлениям ССТ в практической работе с реальными клиентами
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует владение логикой и техниками трансгенерационного подхода.
  • Демонстрирует владение логикой и техниками подхода (классической школы ССТ), в котором заявляет работу.
  • Демонстрирует владение логикой и техниками одного из конструктивистских подходов, в котором заявляет работу.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Ведение студентами собственных случаев под наблюдением супервизора. Трансгенерационный подход.
    Определение функциональной позиции в семье, навыки прослеживания поведенческих паттернов, многопоколенная передача уровней функционирования, связь семейной истории с текущим функционированием, укрепление твердого Я, детриангуляция, создание предписаний, формулирование обратной связи, особенности взаимодействия терапевта и клиента
  • Тема 2. Ведение студентами собственных случаев под наблюдением супервизора Использование приемов подхода В.Сатир. Структурный и стратегический подход. Миланский подход.
    Навыки анализа супружеского взаимодействия и взаимодействия психотерапевта с парой. Патологические циклы взаимодействия в паре, связь этих взаимодействий с опытом родительских семей, системный смысл симптоматического поведения. Создание прямых и парадоксальных предписаний, формулировка позитивной коннотацию. Психотерапевтические интервенции, особенности взаимодействия терапевта и клиентов.
  • Тема 3. Ведение студентами собственных случаев под наблюдением супервизора. Ориентированный на решение и Нарративный подход.
    Построение проблемного текста взаимоотношений пары, деконструкция, выявление уникального эпизода. Ресурсные истории пары. Построении «решения» в работе с парой. Циркулярный методы построения решения. Особенности шкалирования актуальной ситуации в паре. Взаимоотношения в паре и взаимоотношения пары с терапевтом. Индивидуальная работа в присутствии и в отсутствие второго супруга (виртуальное привлечение партнера). Нарративные техники работы с парой. Работа над проблемами взаимоотношений с одни из членов пары. Проблемные и уникальные истории в жизни пары. Деконструкция в работе с парой. Ландшафты смысла и ландшафты действия, наращивание и уплотнение уникальной истории пары. Работа с детьми в пост классических подходах. Ребенок как клиент и родитель как заказчик. Построение решения в детско-родительских взаимоотношениях. Деконструкция категорий и принципов в доминирующем дискурсе как источнике проблемы взаимоотношений. Использование элементов игры. Особенности использования шкал с детьми. Обратная связь клиентам, написание писем, награды и привлечение свидетелей успеха, особенности построения заданий.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Супервизия ведения приема в режиме реального времени
    Супервизия каждого из видов контроля осуществляется разными преподавателями (одним из трех преподавателей курса).
  • блокирующий Супервизия видеозаписи проведенной студентом психотерапевтической сессии
    Супервизия каждого из видов контроля осуществляется разными преподавателями (одним из трех преподавателей курса).
  • блокирующий Супервизия устного анализа психотерапевтического кейса, который ведется обучающимся
    Супервизия каждого из видов контроля осуществляется разными преподавателями (одним из трех преподавателей курса).
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Аудиторная активность
  • блокирующий Супервизия ведения приема в режиме реального времени
    Супервизия каждого из видов контроля осуществляется разными преподавателями (одним из трех преподавателей курса).
  • блокирующий Супервизия видеозаписи проведенной студентом психотерапевтической сессии
    Супервизия каждого из видов контроля осуществляется разными преподавателями (одним из трех преподавателей курса).
  • блокирующий Супервизия устного анализа психотерапевтического кейса, который ведется обучающимся
    Супервизия каждого из видов контроля осуществляется разными преподавателями (одним из трех преподавателей курса).
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Аудиторная активность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.7 * Супервизия ведения приема в режиме реального времени + 0.3 * Супервизия ведения приема в режиме реального времени
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.45 * Супервизия ведения приема в режиме реального времени + 0.3 * Супервизия видеозаписи проведенной студентом психотерапевтической сессии + 0.25 * Супервизия устного анализа психотерапевтического кейса, который ведется обучающимся
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • под редакцией К. Бейкер, А. Я. Варги перевод с английского А. Боковиков, Е. Дайчик, Т. Драбкина, И. Меркулова, А. Мирер, В. Соснин, Е. Стишова, И. Хамитова, А. Харитонов - Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика - ООО "Когито-центр" - 2015 - 496с. - ISBN: 978-5-89353-338-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109184
  • Системная семейная психотерапия : краткий лекционный курс, Варга, А. Я., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Системная психотерапия супружеских пар, , 2017