• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Системная семейная психотерапия»

Общая патопсихология

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 2, 4 модуль

Преподаватели


Банников Геннадий Сергеевич


Павличенко Алексей Викторович

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Клиническая и специальная психология; Основы психологического консультирования. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Квалификационная практика; Супервизия в классической и постклассической системной семейной психотерапии
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у учащихся представление о психиатрии как медицинской области знания, занимающейся изучением этиологии, патогенеза, клинических проявлений, диаг-ностики и лечения психических болезней.
  • Сформировать у студентов навыки комплексного психологического и психопато-логического анализа нарушений психики.
  • Ознакомить учащихся с основными этапами развития психиатрии в медицинском, психологическом и социальном аспектах.
  • Cформировать у учащихся представление о выделяемых психопатологией симптомах и синдромах;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные понятия в психиатрии, методы оценки в психиатрии, оценочные шкалы их плюсы и минусы. Систему организации пси-хиатрической по мощи в России.
  • Умение сравнивать основ-ные классификации психи-ческих расстройств. Пони-мать принципы их построе-ния. Знать начальные при-знаки проявления шизоф-рении.
  • Знать основные симптомы депрессии, уметь выявлять их в ходе беседы. Понимать принцип коморбидности психических расстройств
  • Умение анализировать ос-новные положения концеп-ций суицидального риска, выделять общность и раз-личия.
  • Знать и уметь применять основные принципы по-строения беседы с клиен-тами имеющими психиче-ские нарушения.
  • Знать основные проявления острой интоксикации (ал-когольной, наркотической, вызванной в следствии употребления галлюцино-генов)
  • Знать основные определе-ния и проявления рас-стройств сексуального спектра. Уметь строить и гипотезы о причинах их возникновения и стратеги-ях их консультирования
  • Знать явные и скрытые проявления эпилепсии, стратегии психотерапевти-ческой работы
  • Знать современные кон-цепции расстройств аути-стического спектра, умст-венной отсталости, эмо-циональных расстройств и расстройств поведения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общие вопросы психиат-рии.Организация психи-атрической службы в России
    Основные понятия, причины психических заболеваний. Эпидемиология и распространённость психических расстройств. Подходы и методы, используемые в психиатрии (феноменологический, описательный, психодинамический подход, кли-нический метод в психиатрии), кванитифицированные методы оценки в психиатрии, оценочные шкалы.Специализированная психиатрическая служба: диспансерный, ста-ционарный раздел. Психиатрическая помощь в общемедицинской практике. Обеспе-чения контроля качества психиатрической помощи. Стигматизация и дестигматизация в психиатрии. Лабораторные и инструментальные методы диагностики в психиатрии.
  • Тема 2. Современные классификации психи-ческих расстройств (МКБ-11).Расстройства шизофренического спектра.
    Современные классификации болезни МКБ-10, DSM-IV-TR и МКБ-11, DSM-V. Психические нарушения и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ.Что такое шизофрения. Основные проявления, распространённость. Как развивается шизофрения: биологические факторы и факторы окружающей среды. Описание основных симптомов в начале заболевания и в фазе развернутой клинической картины. Динамика и прогноз, рецидив. Особенности ши-зофрении в подростковом возрасте. Психотерапия и медикаментозное лечение. Кон-такт с семьей и информирование относительно заболевания.
  • Тема 3. Расстройства аффективного спектра (депрессивные, невроти-ческие расстройства, расстройства личности)
    Что такое депрессия, виды (эндогенная, психогенная). Расстройство адаптации, депрессивный эпизод, биполярное и рекуррентное депрессивное расстройство. Особенности развития и динамики депрессивного состояния в зависимости от ведущего аффекта, личностных особенностей. Основные принципы терапии и пси-хотерапии депрессивных состояний. Особенности депрессии в подростковом возрасте. Психотерапия и медикаментозное лечение. Контакт с семьей и информирование отно-сительно заболевания. Тревожно-фобическое, обсессивно-компульсивное расстрой-ство, расстройства личности этиология, патогенез, диагностика основные принципы терапии и психотерапии.
  • Тема 4. Основы клини-ческой суицидологии
    Основные понятия, современные теории развития суицидального поведения, самоповреждающее поведение, вопросы диагностики, основные принципы построения кризисной психологической помощи.
  • Тема 5. Практическое занятие, направленное на диагностику и основ-ные принципы построе-ния беседы лиц с раз-личными психическими нарушениями.
    Вопросы, которые должен прояснить психолог для оценки степени тяжести психического состояния. Разбор примера: критерии и параметры кризисного состояния. Суицидальный риск. Построение рабочей гипотезы. Возможная стратегия консультирования.
  • Тема 6. Психические расстройства и рас-стройства поведения связанные с употребле-нием психоактивных веществ
    Психические нарушения вызванные употреблением алкоголя (острые, хронические). Психические нарушения вызванные употреблением опиатов, каннабиоидов, седативных средств, кокаина, галлюциногенов. Построение рабочей гипотезы. Возможная стратегия консультирования.
  • Тема 7. Расстройства сексуального предпоч-тения, расстройства по-ловой идентификации.
    Знание основных определений и проявления расстройств сексуального спектра. Уметь строить и гипотезы о причинах их возникновения и стратегиях их кон-сультирования.
  • Тема 8.Психические рас-стройства при эпилеп-сии
    Знание явных и скрытых проявления эпилепсии, этиологии, диагностики, проявлений эпилепсии в детском возрасте, стратегии психотерапевтической
  • Тема 9. Расстройства психологического (пси-хического) развития
    Знать современные концепции расстройств аутистического спектра, умственной отсталости, эмоциональных расстройств и расстройств поведения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в дискуссии. Тема 1.
    Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем – Онакопленная.
  • неблокирующий Участие в разборе кли-нического случая. Тема 2
    Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ве-домость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических за-нятиях определяется перед итоговым контролем – Онакопленная.
  • неблокирующий Участие в разборе клинического случая Тема 3
    Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ве-домость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических за-нятиях определяется перед итоговым контролем – Онакопленная.
  • неблокирующий Анализ видеофрагмен-та фильма «Пациенты» (Intreatment) Тема 4
    Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем – Онакопленная.
  • неблокирующий Прослушивание и анализ записей с телефона доверия. Тема 5
    Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем – Онакопленная.
  • неблокирующий Участие в разборе кли-нического случая. Тема 6
    Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем – Онакопленная.
  • неблокирующий Участие в разборе клинического случая. Тема 7
    Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем – Онакопленная.
  • неблокирующий Просмотр и обсужде-ние фильма «Кон-троль» Тема 8
    Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем – Онакопленная.
  • неблокирующий Участие в разборе кли-нического случая. Тема 9
    Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем – Онакопленная.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме письменной самостоятельной работы – анализ предложенного кейса (Оэкзамен).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Анализ видеофрагмен-та фильма «Пациенты» (Intreatment) Тема 4 + 0.1 * Прослушивание и анализ записей с телефона доверия. Тема 5 + 0.1 * Просмотр и обсужде-ние фильма «Кон-троль» Тема 8 + 0.1 * Участие в дискуссии. Тема 1. + 0.1 * Участие в разборе кли-нического случая. Тема 2 + 0.1 * Участие в разборе кли-нического случая. Тема 6 + 0.1 * Участие в разборе кли-нического случая. Тема 9 + 0.1 * Участие в разборе клинического случая Тема 3 + 0.1 * Участие в разборе клинического случая. Тема 7 + 0.1 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Клиническая психология. Т.1: Общая патопсихология, , 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Патопсихология : учеб. пособие для вузов, Зейгарник, Б. В., 2003