• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Системная семейная психотерапия»

30
Март

Научно-исследовательский семинар "Исследование эффективности психотерапии"

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
8
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Научно - исследовательский семинар "Исследование эффективности психотерапии" направлен на формирование у студентов исследовательских компетенций в области научного обоснования и апробации психотерапевтических техник, применяемых для оказания психологической помощи семье. В результате освоения дисциплины студент должен: • Знать основные методологические принципы научного исследования в сфере психотерапии, правовые и этические аспекты научного исследования, направления и основные современные достижения исследований эффективности психотерапии семьи а также исследований семейных дисфункций. • Уметь методологически грамотно разрабатывать и реализовывать программу научного исследования, операционализировать основные исследуемые понятия; адекватно подбирать методики исследования; собирать и анализировать эмпирические данные о характеристиках семейной системы и эффективности психотерапии, проводить статистический анализ данных, интерпретацию полученных результатов, формулировать обоснованные научные выводы и на их основе разрабатывать практические рекомендации и программы внедрения научных результатов в практику. • Владеть навыками систематизации научного знания и опыта психотерапевтической практики; постановки проблемы исследования функционирования семьи и семейной психотерапии, разработки научно-обоснованных программ психотерапии, оценки их эффективности, подготовки научных отчетов, представления результатов исследования в научных публикациях и на научных конференциях. На втором курсе студенты преимущественно занимаются разработкой и апробацией психотерапевтических техник, направленных на оказание помощи при запросах клиентов, связанных с исследуемой проблемной областью. Т.е. занимаются внедрением в практику семейной психотерапии полученных на первом курсе теоретических и эмпирических результатов исследования избранной проблемы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями НИС «Исследование эффективности психотерапии" являются: 1. Включение магистрантов в научную деятельность, формирование культуры научно-исследовательской деятельности, развитие навыков организации, выполнения и представления результатов научных исследований в сфере психологии и психотерапии семьи. 2. Обучение принципам внедрения результатов научных исследований в практику психотерапии. 3. Методологическое обеспечение курсовых работ и магистерских диссертаций в соответствии с современными требованиями.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1.1. Умеет самостоятельно разрабатывать программу исследования эффективности психотерапии
  • 1.10.1. Умеет наглядно и адекватно представлять результаты научного исследования. Владеет навыками создания электронных презентаций.
  • 1.10.2. Имеет опыт апробации ре-зультатов своих пилотажных научных исследований на научных конференциях и в научных публикациях
  • 1.2. Умеет анализировать и обобщать профессиональную психотерапевтическую литературу, делать самостоятельные выводы, определять научные проблемы
  • 1.3. Умеет самостоятельно подбирать психодиагностические методики в соответствии с целью и задачами исследования
  • 1.4. Умеет самостоятельно разрабатывать концептуальный аппарат исследования, программу исследования.
  • 1.5. Умеет самостоятельно разрабатывать концептуальный аппарат исследования, программу исследования.
  • 1.6. Умеет самостоятельно выполнять психодиагностику, владеет психодиагностическими методиками, умеет анализировать и интерпретировать эмпирические данные на уровне отдельных респондентов
  • 1.7. Владеет методами математико-статистического анализа данных, умеет адекватно подбирать статистические методы в соответствии с задачами исследования и характеристиками данных.
  • 1.8. Умеет самостоятельно описывать, анализировать и интерпретировать данные эмпирического исследования, формулировать выводы исследования на достаточно высоком уровне обобщения
  • 1.9. Понимает способы внедрения результатов научных исследований в психотерапевтическую практику. Умеет разрабатывать практические рекомендации на основе результатов собственных исследований
  • 2.1. Умеет самостоятельно разрабатывать программу исследования эффективности психотерапии
  • 2.2. Умеет анализировать и обобщать профессиональную психотерапевтическую литературу, делать самостоятельные выводы, определять научные проблемы
  • 2.3. Умеет самостоятельно подбирать, адаптировать, конструировать методики психотерапевтического воздействия в соответствии с целью и задачами исследования
  • 2.4. Умеет определять критерии эффективности психотерапевтического воздействия, разрабатывать и применять процедуры измерения соответствую-щих критериям параметров
  • 2.5. Умеет определять критерии эффективности психотерапевтического воздействия, разрабатывать и применять процедуры измерения соответствующих критериям параметров
  • 2.6. Умеет определять критерии эффективности психотерапевтического воздействия, разрабатывать и применять процедуры измерения соответствующих критериям параметров
  • 2.7. Умеет самостоятельно проводить математико-статистический анализ данных, собранных в ходе реализации психотерапевтической программы, проверять гипотезы об эффективности программы.
  • 2.8. Умеет наглядно и адекватно представлять результаты научного исследования и апробации психотерапевтической программы. Владеет навыками создания электронных презентаций
  • 2.9.1. Умеет учитывать критику оппонентов, выявлять и корректировать ошибки, допущенные в работе, выявлять сильные стороны проведенного исследования и его ограничения, разрабатывать практические и методические рекомендации на основе результатов апробации психотерапевтической программы
  • 2.9.2. Имеет опыт апробации результатов своих научных исследований на научных конференциях, подготовки научных публикаций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1 курс Раздел 1. Планирование, подготовка и реализация теоретического и эмпирического научного исследования факторов семейного благополучия
  • 2 курс Раздел 2. Научное обоснование, разработка и апробация техник семейной психотерапии
  • 1.1. Обзор последних результатов исследований эффективности психотерапии
  • 2.1. Программа внедрения результатов эмпирического исследования в практику семейной психотерапии.
  • 1.2. Методология научного исследования семейных взаимоотношений
  • 2.2. Анализ публикаций психотерапевтических случаев и исследований эффективности психотерапии
  • 1.3. Современные методики исследования семейных взаимоотношений и ин-дивидуально-психологических характеристик членов семьи
  • 2.3. Программа апробации методик психотерапевтического воздействия
  • 1.4. Основные концепции в сферах психологии семьи и семейной психотерапии
  • 2.4. Критерии эффективности психотерапевтической программы
  • 1.5. Анализ и обобщение теоретических данных по проблеме исследования
  • 2.5. Реализация разработанной психотерапевтической (консультационной, тренинговой, просветитель-ской и пр.) программы
  • 1.6. Апробация батареи методик исследования
  • 2.6. Анализ данных, собранных в ходе реализации психотерапевтической программы
  • 1.7. Математико- статистический анализ эмпирических данных
  • 2.7. Оценка эффективности разработанной и реализованной программы
  • 1.8. Оформление научных от-четов по результатам ис-следования
  • 1.9. Практическая значимость результатов научного ис-следования
  • 2.8. Представление результатов апробации психотерапевтической программы
  • 1.10. Презентация результатов научного исследования.
  • 2.9. Коррекция программы психотерапевтического воздействия на основе результатов ее апробации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий 1.1. Доклад – обоснование предварительной темы исследования
  • неблокирующий 1.2. Доклад - Обзор публикаций по теме, постановка проблемы исследования
  • неблокирующий 1.3. Доклад – обоснование батареи методик исследования
  • неблокирующий 1.4.1. Письменная работа - Методологический аппарат исследования
  • неблокирующий 1.4.2. Доклад – Операционализация основных понятий исследования
  • неблокирующий 1.5. Доклад – Обзор состояния изученности проблемы. Предварительный план теор. части
  • неблокирующий 1.6. Доклад – результаты психодиагностики отдельных респондентов. Интерпретация результатов.
  • неблокирующий 1.8. Доклад – презентация предварительных результатов эмпирического исследования
  • неблокирующий 1.9. Доклад – практические рекомендации на основании результатов исследования
  • неблокирующий 1.10. Доклад – презентация к предзащите курсовой работы.
  • неблокирующий 1.11. Публикация результатов исследования
    Факультативно. Наличие публикаций может улучшить общую оценку по курсу максимум на 2 балла, в зависимости от качества публикации, статуса издания и т.п.
  • неблокирующий 1.7. Доклад – предвари-тельный план эмпирической части курсовой работы
  • неблокирующий Участие в дискуссиях
  • неблокирующий 2.1. Доклад - Предварительная программа исследования эффективности психотерапии. Обоснование темы
  • неблокирующий 2.2.Доклад - Обзор публикаций по теме, постановка проблемы. План теор. части
  • неблокирующий 2.3.1.Доклад – обоснование выбранных методик и техник
  • неблокирующий 2.3.2. Письменная работа – методологическое обоснование ВКР
  • неблокирующий 2.4. Доклад – обоснование критериев оценки эффективности психотерапевтической программы
  • неблокирующий 2.5.Доклад – презентация хода и предварительных результатов психотерапевтической программы
  • неблокирующий 2.6. Доклад – анализ данных эффективности апробируемой программы
  • неблокирующий 2.7. Доклад – результаты статистического анализа
  • неблокирующий 2.8. Доклад – пре-зентация к предзащите ВКР
  • неблокирующий 2.9. Доклад – выводы, ограничения и дальнейшие перспективы, практические рекомендации
  • неблокирующий 2.10. Представление результатов исследования на конференциях и в научных публикациях
    Факультативно. Наличие публикаций может повысить общую оценку по курсу до 2 баллов.
  • неблокирующий 2.11. Участие в дискуссиях
  • неблокирующий 2.1. Доклад - Предварительная программа исследования эффективности психотерапии. Обоснование темы
  • неблокирующий 2.2.Доклад - Обзор публикаций по теме, постановка проблемы. План теор. части
  • неблокирующий 2.3.1.Доклад – обоснование выбранных методик и техник
  • неблокирующий 2.3.2. Письменная работа – методологическое обоснование ВКР
  • неблокирующий 2.4. Доклад – обоснование критериев оценки эффективности психотерапевтической программы
  • неблокирующий 2.5.Доклад – презентация хода и предварительных результатов психотерапевтической программы
  • неблокирующий 2.6. Доклад – анализ данных эффективности апробируемой программы
  • неблокирующий 2.7. Доклад – результаты статистического анализа
  • неблокирующий 2.8. Доклад – пре-зентация к предзащите ВКР
  • неблокирующий 2.9. Доклад – выводы, ограничения и дальнейшие перспективы, практические рекомендации
  • неблокирующий 2.10. Представление результатов исследования на конференциях и в научных публикациях
    Факультативно. Наличие публикаций может повысить общую оценку по курсу до 2 баллов.
  • неблокирующий 2.11. Участие в дискуссиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0.3 * 1.7. Доклад – предвари-тельный план эмпирической части курсовой работы + 0.07 * 1.2. Доклад - Обзор публикаций по теме, постановка проблемы исследования + 0.07 * 1.8. Доклад – презентация предварительных результатов эмпирического исследования + 0.07 * 1.5. Доклад – Обзор состояния изученности проблемы. Предварительный план теор. части + 0.05 * 1.1. Доклад – обоснование предварительной темы исследования + 0.07 * 1.6. Доклад – результаты психодиагностики отдельных респондентов. Интерпретация результатов. + 0.06 * 1.3. Доклад – обоснование батареи методик исследования + 0.05 * 1.4.2. Доклад – Операционализация основных понятий исследования + 0.07 * 1.10. Доклад – презентация к предзащите курсовой работы. + 0.07 * 1.4.1. Письменная работа - Методологический аппарат исследования + 0.06 * 1.9. Доклад – практические рекомендации на основании результатов исследования
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.07 * 2.4. Доклад – обоснование критериев оценки эффективности психотерапевтической программы + 0.07 * 2.1. Доклад - Предварительная программа исследования эффективности психотерапии. Обоснование темы + 0.07 * 2.3.1.Доклад – обоснование выбранных методик и техник + 0.07 * 2.6. Доклад – анализ данных эффективности апробируемой программы + 0.07 * 2.9. Доклад – выводы, ограничения и дальнейшие перспективы, практические рекомендации + 0.07 * 2.7. Доклад – результаты статистического анализа + 0.07 * 2.3.2. Письменная работа – методологическое обоснование ВКР + 0.07 * 2.8. Доклад – пре-зентация к предзащите ВКР + 0.07 * 2.5.Доклад – презентация хода и предварительных результатов психотерапевтической программы + 0.07 * 2.2.Доклад - Обзор публикаций по теме, постановка проблемы. План теор. части
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алмаев, Н.А. Применение контент-анализа в исследованиях личности: методические вопросы : монография / Н.А. Алмаев. - Москва : Институт психологии РАН, 2012. - 167 с. - (Методы психологии). - ISBN 978-5-9270-0242-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060391
  • Боровков А. А. - Математическая статистика - Издательство "Лань" - 2010 - 704с. - ISBN: 978-5-8114-1013-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/3810
  • Научное исследование : курсовые, дипломные и диссертационные работы, Ануфриев, А. Ф., 2004
  • Психологическое исследование : метод. рекомендации по проведению, Куликов, Л. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Математическая статистика. Конспект лекций/ПостоваловС.Н., ЧимитоваЕ.В., КармановВ.С. - Новосиб.: НГПУ, 2014. - 140 с.: ISBN 978-5-7782-2531-2
  • Обухова Л. Ф. - ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 275с. - ISBN: 978-5-534-11709-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-razvitiya-issledovanie-rebenka-ot-rozhdeniya-do-shkoly-447711
  • Павличенко Н.В. - Диссертационное исследование: технологии подготовки. Монография - Проспект - 2019 - ISBN: 978-5-392-28460-3 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/41510
  • Павлова, Н.Д. Интент-анализ : монография / Н.Д. Павлова, Т.А. Гребенщикова. - Москва : Институт психологии РАН, 2017. - 151 с. - (Методы психологии). - ISBN 978-5-9270-0350-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060983
  • Социометрическое исследование динамических процессов в малой группе. (2015). Ukraine, Europe: Sp. z o.o. “Diamond trading tour.” Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B45D6513
  • Трофимов А. Г. - МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА 2-е изд. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 259с. - ISBN: 978-5-534-09002-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/matematicheskaya-statistika-426863