• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Системная семейная психотерапия»

Теория и методология современной психологии

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
8
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели


Варга Анна Яковлевна


Жохова Екатерина Алексеевна


Коган-Лернер Лина Борисовна


Новикова Ирина Александровна


Панов Максим Константинович

Программа дисциплины

Аннотация

Для магистерской программы «Системная Семейная Психотерапия» дисциплина «Методология системного подхода и классические школы системной психотерапии» является базовой. Она ставит своей целью сформировать у обучающихся знание методологических основ системной психотерапии – знание основных положений Общей теории Систем и Теории коммуникации (Г. Бейтсон и др).- а также знание теоретических основ, методов и методических приемов основных школ классической системной психотерапии. Это - наиболее ранняя из них – Теория семейных систем М. Боуэна и его Трансгенерационный подход, а также Структурный, Стратегический и Миланский подходы в Системной психотерапии. Названные школы являются наиболее заметными явлениями на поле психотерапии со второй половины 20 в. Без этих знаний полноценная подготовка системного психотерапевта невозможна. Содержание дисциплины включает в себя необходимые ориентировочные лекционные занятия, однако большую часть раздела, посвященного освоению собственно классических школ, представляют собой, тренинговые занятия и практические упражнения, а также просмотры видео сессий выдающихся представителей каждой из школ. Отдельным и важным фрагментом программы выступает раздел, посвященный анализу собственной семьи учащегося как будущего психотерапевта, с использованием основных техник трансгенрационного подхода, Существенным развитием получаемых в этой дисциплине знаний выступают показы «за зеркалом» терапевтических сессий, проводимых в логике всех этих подходов, опытными психотерапевтами-преподавателями программы с реальными клиентами, которые обучающиеся могут видеть в дисциплине «Супервизия в классический и постклассической психотерапии». Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Методологические основы психологии» , «Основы психологического консультирования» Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Супервизия в классической и постклассической системной семейной психотерапии», «Клиническая практика» ( 1 года обучения) и «Квалификационная практика» ( 2 год обучения) «Психологическая помощь при разводе», Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с особыми нуждами»,, «Развитие техник системного подхода», а таже «Конструктивистские подходы в системной психотерапии»
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение методологических и теоретическихоснов системной теории, что позволяет понимать особенности подхода, отличать его от других психотерапевтических подходов, владеть навыками системного мышления.
  • Ознакомление с основными направлениями классической Системной семейной психотерапии, что даст возможность понимать специфику каждой школы, опираться на методологическую базу каждой и знать базовые принципы и приемы каждой из школ.
  • Формирование и тренировка практических навыков психотерапевтической работы в Системном семейном подходе в индивидуальном и семейном форматах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные положения теории коммункации. Может обосновать системный взгляд на процесс коммуникации в семейной системе, Способен распространить его на понимание терапевтического взаимодействия
  • Знает основные понятия подхода; дифференцирует подход от других психотерапевтических подходов; умеет оценить структуру семьи, знает техники подхода, умеет их применить.
  • Знает основные понятия подхода; дифференцирует подход от других психотерапевтических подходов; умеет оценить функцию симптома в семейной системе; умеет построить системную гипотезу; знает техники подхода, умеет их применить.
  • Знает понятия подхода, дифференцирует от других подходов, умеет построить системную гипотезу в специфике подхода, владеет навыками циркулярного интервью, формулирования позитивной коннотации и парадоксального предписания.
  • Имеет понятие об открытых биосоциальных системах, о самоорганизации живых систем. Обладает знанием о механизмах обратной связи, о законах гомеостаза и развития семейных систем, круговой каузальности, о системообразующих факторах. Может описать жизненный цикл семьи и его основные дисфункции.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1.
  • Тема 1.1. Введение в Общую Теорию систем. Семья как живая система
  • Тема 1.1 1. Системы и системное мышление.
  • Тема 1.1.2.Приложение основных понятий Общей Теории Систем к семейным системам.
  • Тема 1.2.Теория коммуникаций как методологическое основание Системной психотерапии
  • Тема 1.2.1. История Теории коммуникации в психологии.
  • Тема 1.2.2. Основные положения теории коммуникации (Г. Бейтсон , П.Вацлавик, Дж. Бинин, Д.Джексон)
  • Раздел 3.
  • Тема. 3.1 История возникновения структурного подхода.
  • 2.1.1. История возникновения подхода.
  • 3.2. Основные структурные параметры семейной системы.
  • 2.1.3. Циркулярная модель Олсона.
  • 3.3. Терапевтические принципы структурного подхода.
  • 3.4. Этапы терапии в структурном подходе.
  • 3.5. Анализ сюжета художественного фильма с точки зрения структурного подхода.
  • 3.6. Просмотр видеозаписи интервью с С.Минухиным: возникновение и трансформация структурного подхода.
  • 3.7. Анализ транскрипта случая терапевтической работы С.Минухина с анорексией.
  • Раздел 4. Стратегическая школа Системной семейной психотерапии
  • 4.1. История возникновения стратегического подхода
  • 4.2. Стратегическая терапия Дж.Хейли и К.Маданес.
  • 4.3. Планирование стратегии терапии.
  • 4.4. Техники стратегической терапии.
  • 4.5. Отработка позитивного переопределения.
  • 4.6. Тренинг формулирования и предъявления прямых и парадоксальных предписаний.
  • Раздел 5. Миланская школа Системной семейной психотерапии.
  • 5.1. Авторы и история создания Миланского подхода.
  • 5.2. Методологические основания Миланского подхода.
  • 5.3. Основные понятия и теоретические положения Миланского подхода.
  • 5.4. Сеттинг и организация терапевтической работы в Миланском подходе. Основные виды интервенций.
  • 5.5. Тренинг основных приемов.
  • Раздел 3. Теория и методология современной психологии
  • Тема 3.1. Определение и соотношение понятий «методология», «теория», «научная школа», «теоретическая ориентация», «система», «парадигма»
  • 3.1.1. Методология как область науки.
  • 3.1.2. Метод
  • 3.1.3. Теория
  • 3.1.4. Классификация научных школ по М.Г. Ярошевскому:
  • 3.1.5.Теоретическая ориентация
  • 3.1.6.Психологическая система (по Н. Смиту)
  • 3.1.7.Парадигма
  • Тема 3.2. Функции, виды и структура методологии. Значение методологии для психологии
  • 3.2.1.Два вида методологического знания
  • 3.2.2. Структурная модель методологического знания
  • 3.2.3.Значение методологии для психологии
  • Тема 3.3. Методологические проблемы психологического исследования
  • 3.3.1. Основные методы методологии науки
  • 3.3.2. Познавательная ситуация (проблема), объект, предмет – применительно к науке и к исследованию.
  • 3.3.3. Основные этапы научного исследования.
  • 3.3.4. Основные виды исследований в психологии.
  • Тема 3.4.Научная теория как высшая форма теоретического знания
  • 3.4.1. Основания науки (теоретического знания) в классической, неклассической и постнеклассической науке.
  • 3.4.2. Структура теоретического знания
  • 3.4.3. Виды теоретического знания в психологии
  • 3.4.4.Теоретическая психология как отрасль научного знания
  • Тема 3.5. Ключевые проблемы психологии
  • 3.5.1. Основные «ключевые» («классические») проблемы психологии
  • 3.5.2.Три основных варианта решения психофизической (психофизиологической) проблемы:
  • 3.5.3. Проблема биологического и социального как междисциплинарная проблема.
  • 3.5.4. Психогностическая проблема
  • Тема 3.6. Основные объяснительные принципы психологии
  • 3.6.1. Принцип детерминизма
  • 3.6.2.Принцип развития
  • 3.6.3. Принцип системности
  • Тема 3.7. Основные направления методологических дискуссий в современной психологии
  • Раздел 4. Разработка программы исследования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирует часть оценки/расчета Аудиторная работа по разделу 1
    Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях– за аудиторную работу - определяется перед промежуточным контролем по каждому разделу - О аудиторная.
  • блокирует часть оценки/расчета Аудиторная работа по Теме 2.1.
    Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях– за аудиторную работу - определяется перед промежуточным контролем по каждому разделу - Оаудиторная.
  • блокирует часть оценки/расчета Аудиторная работа по Теме 2.2.
    Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях– за аудиторную работу - определяется перед промежуточным контролем по каждому разделу - Оаудиторная.
  • блокирует часть оценки/расчета Аудиторная работа по Теме 2.3.
    Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях– за аудиторную работу - определяется перед промежуточным контролем по каждому разделу - Оаудиторная.
  • неблокирующий Аудиторная работа по разделу 3
    Соотношение оценок текущего контроля по разделу 3 следующее: 0,3 х работа студента на семинарах + 0,7 х тестирование.
  • блокирует часть оценки/расчета Коллоквиум по разделу 1
    Оценки за работу студента на коллоквиумах студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Способ округления итоговой оценки по каждому разделу – арифметический. Соотношение оценок текущего контроля по разделу 1 следующее: 0,5 х О ауд. + 0,5 х О коллоквиум
  • блокирует часть оценки/расчета Коллоквиум по Теме 2.1.
    Оценки за работу студента на коллоквиумах студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Способ округления итоговой оценки по каждому разделу – арифметический. Соотношение оценок текущего контроля по разделу 2.1 следующее: 0,6 х О ауд. + 0,4 х О коллоквиум
  • блокирует часть оценки/расчета Коллоквиум по Теме 2.2.
    Оценки за работу студента на коллоквиумах студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Способ округления итоговой оценки по каждому разделу – арифметический. Соотношение оценок текущего контроля по разделу 2.2 следующее: 0,6 х О ауд. + 0,4 х О коллоквиум
  • блокирует часть оценки/расчета Коллоквиум по Теме 2.3
    Оценки за работу студента на коллоквиумах студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Способ округления итоговой оценки по каждому разделу – арифметический. Соотношение оценок текущего контроля по разделу 2.3 следующее: 0,6 х О ауд. + 0,4 х О коллоквиум
  • неблокирующий Тест по разделу 3
    Соотношение оценок текущего контроля по разделу 3 следующее: 0,3 х О ауд. + 0,7 х О контр.тест
  • неблокирующий Контрольная работа
    Работа оценивается по 100- балльной шкале, затем оценка переводится в 10-балльную.При нарушении сроков сдачи (пересдачи) – баллы не начисляются. Критерии оценивания можно найти в разделе (Оценочные средства).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.12 * Аудиторная работа по разделу 1 + 0.08 * Коллоквиум по Теме 2.1. + 0.036 * Аудиторная работа по разделу 3 + 0.08 * Коллоквиум по Теме 2.2. + 0.08 * Контрольная работа + 0.12 * Аудиторная работа по Теме 2.1. + 0.08 * Коллоквиум по разделу 1 + 0.12 * Аудиторная работа по Теме 2.2. + 0.12 * Аудиторная работа по Теме 2.3. + 0.08 * Коллоквиум по Теме 2.3 + 0.084 * Тест по разделу 3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Искусство быстрых изменений : краткосроч. стратег. терапия, Нардонэ, Дж., 2006
  • Системная семейная психотерапия : краткий лекционный курс, Варга, А. Я., 2001
  • Системная семейная терапия: классика и современность, , 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Под ред. Филипповой Е.В. - ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2021 - 433с. - ISBN: 978-5-534-00349-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/detskaya-i-podrostkovaya-psihoterapiya-469155
  • Системная семейная терапия : интегративная модель диагностики, Черников, А. В., 2005
  • Стратегии семейной терапии : терапия Милтона Эриксона в контексте семейной терапии: пер. с англ., Эриксон, М., 2001
  • Стратегическая семейная терапия : учеб. пособие, Маданес, К., 1999
  • Теория семейных систем Мюррея Боуэна : основные понятия, методы и клиническая практика, Боуэн, М., 2012
  • Экология разума : избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии, Бейтсон, Г., 2000