Практическая подготовка
Практическая подготовка студентов – это форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы. Достижение целей и задач практической подготовки осуществляется через реализацию элементов практической подготовки (ЭПП).
Порядок организации и проведения ЭПП студентов НИУ ВШЭ регулируется Положением о практической подготовке студентов основных образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета и магистратуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Условия и особенности реализации ЭПП, предусмотренных учебным планом ОП "Системная семейная психотерапия", описываются в Программе практики .
При написании ВКР также необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по подготовке ВКР.
На ОП "Системная семейная психотерапия" предусмотрены следующие элементы практической подготовки (ЭПП)
Курс |
Вид практики |
Тип практики (ЭПП) |
Признак |
Объем в з.е. на 1 студ. |
Объем в ак. часах на 1 студ. |
Период реализации |
1 |
Проектная |
Проект |
Обязательная |
3 |
114 |
1-4 модули 1 курса, 1-3 модули 2 курса |
1 |
Профессиональная |
Производственная |
Обязательная |
6 |
228 |
1-4 модули 1 курса; 1-3 модули 2 курса |
2 |
Научно-исследовательская |
Подготовка ВКР |
Обязательная |
9 - для набора 2023 года |
342 |
2 курс в течение уч. года |
*Защита выпускной квалификационной работы (ВКР) является обязательным государственным аттестационным испытанием. Подробно о проведении защиты ВКР читайте на странице "Итоговая аттестация"
Производственная практика
В процессе обучения мы уделяем особое внимание формированию практических навыков работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Именно поэтому часы тренингов и практики составляют более 70 % часов всей программы.
Производственная практика разделена на два блока: 1 год обучения – работа в клинике, 2 год обучения – ведение своих случаев под супервизией практикующих специалистов.
В первый год обучения магистранты проходят производственную практику на наших клинических базах:
Отделение «Психоневрология-1», Российская детская клиническая больница (супервизор – Е.А. Жохова)
Отделение «Трансплантация костного мозга», Российская детская клиническая больница (супервизор – А.А. Ефимова)
Морозовская детская городская клиническая больница (супервизоры – Е.В. Фисун, Р.Б. Мирошкин, Л.Б. Коган-Лернер)
Российский реабилитационный центр "Детство" (супервизор - О.Ю. Шавеко)
Клиническая практика начинается во втором полугодии первого года обучения, когда магистранты уже овладели базовыми навыками консультирования и знаниями по системной терапии в ходе тренингов и лекционных курсов; получили представление о работе с семьёй в кризисном состоянии; узнали о работе с травмой и утратой (прохождение этих курсов и сдача по ним экзаменов является необходимым условием для допуска на клиническую практику). Всего учебным планом предусмотрено 6 недель такой практики, что даёт возможность овладеть навыком организации взаимодействия с семьёй, находящейся в кризисе; научиться представлять собственный кейс на супервизии и осмыслять клинический случай с точки зрения теории переживания горя, а также с точки зрения системного подхода. Практика состоит как из непосредственной работы в отделении, так и самостоятельной работы, включающей чтение литературы, описания проведенных консультаций и подготовки к предстоящим, оформления отчетной документации и т. п.
Магистранты разделяются на мини-группы (3-4 человека) и выбирают базу, на которой они будут проходить практику. Каждое занятие начинается с группового обсуждения текущих случаев студентов, возможных направлений дальнейшей работы, системной гипотезы и проч. Далее магистранты работают с клиентами в отделении, после чего возвращаются в супервизорскую комнату, где подробно обсуждается каждый кейс, возникающие в работе трудности и проч.
Производственная практика второго года обучения представляет собой проведение студентами собственных случаев, предъявление отчета и анализа каждого из этих случаев. Всего для засчитывания практики требуется предъявление не менее двух случаев, которые подробно анализируются студентами в письменном виде. Этот анализ должен отражать владение тем методом работы, который заявлен как выбранный для работы с этим случаем. Каждый из случаев рассматривается двумя супервизорами, которыми могут выступать все преподаватели программы.