• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Системная семейная психотерапия»

Преподаватели и студенты программы рассказали об опыте работы в онлайн-формате

С 17 марта этого года занятия нашей магистерской программы, как и всего университета, проходят в онлайн-формате. Мы продолжаем чтение лекций, ведем научно-исследовательский семинар, прошли предзащиты курсовых работ и магистерских диссертаций. Конечно, многие курсы пришлось переформатировать под новый формат, что называется, буквально «на бегу».

За время, прошедшее с начала удаленной работы программы, есть много неожиданных открытий. Так, например, конференция по одному из студенческих проектов – переводам иностранной литературы по теме семейной психотерапии – прошла гораздо более живо и увлекательно в онлайн-формате. Даже курс наблюдения за работой семейных психотерапевтов («очная» супервизия, когда студенты первого года обучения наблюдают по видеосвязи за работой профессионального психотерапевта с реальными клиентами, а затем обсуждают детали ведения каждого из кейсов) сейчас проходит онлайн. Тем не менее, понятно, что довольно значительная часть занятий (в первую очередь, тренинги, клиническая практика) не может быть переведена в онлайн-формат без существенных содержательных потерь. О том, как наша программа существует в дистанционном формате, собираемся ли мы полностью переходить в онлайн после отмены ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией – рассказали преподаватели и студенты.

Среди плюсов дистанционного формата обучения студенты и преподаватели отмечают доступность для тех, кто по разным причинам не мог бы присоединиться к занятиям очно, более удобное совмещение обучения с другими жизненными задачами и возможность чуть большей включенности в научные работы. Вместе с тем, что интересно – студенты находят в такой форме обучения значительно больше недостатков, чем преимуществ: теряется атмосфера студенчества, и тот важный аспект обмена опытом, впечатлениями, который становится основой для вхождения в профессиональное сообщество, самосознания и роста в специальности.  Многие стороны обучения оказались невосполнимыми в онлайн-формате: клиническую практику и тренинговые блоки ряда дисциплин мы перенесли на осень. Обучение психотерапии - без очного контакта преподавателя, студента и группы, без включения преподавателя в процесс выполнения упражнений студентами, без возможности дать живой образец работы и без включения в сообщество коллег и смежников – это как «учиться плавать без бассейна: наличие знаний о том, как плавать, еще не означает, что ты поплывешь». Преподаватели отмечают, что как при желании работать с клиентами очно, так и при дистанционном консультировании – обучиться установлению контакта с клиентом возможно только в живую. По этой и ряду других причин, о которых мы рассказываем в интервью – формат «мастерской», реализуемый на нашей магистерской программе, наиболее полно отвечает задачам качественной подготовки специалистов в области психологической помощи.