• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Системная семейная психотерапия»

Основные направления исследований в магистерских диссертациях выпускников 2020 года

В начале июня прошли защиты курсовых и диссертаций (выпускных квалификационных работ) нашей магистерской программы.

Photo by Scott Graham on Unsplash

Photo by Scott Graham on Unsplash
Unsplash

В этом году защиты проходили в необычном формате - онлайн. Среди представленных исследований - самые разные работы, как по новым для нашей программы темам, так и по направлениям, которые разрабатываются у нас уже много лет (например, роль домашних питомцев в семейной системе, завершенный (функциональный) супружеский развод, аддиктивное поведение в семейной системе, психологическая травма и пр.). Мы решили сделать серию публикаций о проектах, над которыми работали студенты в этом году. Ниже представлены основные тематические блоки и их наполнение. 

Первый блок - супружеские отношения . В работе Ольги Савицкой описана специфика супружеских отношений при разных вариантах соотношения вклада супругов в семейный доход; о межкультурных браках рассказывается в магистерской диссертации Аллы Руденко; взаимосвязь отношений в паре и сепарации от собственной родительской семьи изучалась в проекте Екатерины Хориковой и Александры Спасской; специфику супружества на стадии “опустевшего гнезда” в контексте различных форм финансовых отношений со взрослыми детьми рассматривает Елена Сологуб; об особенностях представлений о супружеской измене у взрослых людей с разным опытом измены в их родительских семьях можно узнать из текста Марины Травковой; взаимосвязь уровня религиозности супругов с их семейными установками стала предметом интереса Сергея Попковича; и, наконец, особенности отношений в паре супругов в условиях самоизоляции изучались в курсовой работе Нарине Григорьян и Екатерины Клочковой.

Второй блок - супружеский развод . В рамках нашей программы под руководством Гражины Будинайте уже несколько лет ведется проект по разработке опросника на выявление уровня завершенности супружеского развода . Понятие функционально завершенного супружеского развода распространено в психотерапевтической практике, но при этом эмпирических исследований на эту тему все еще немного. В фокусе внимания студенческих работ в рамках этой проблематики на этот раз оказались: особенности восприятия семейных отношений детьми дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста в ситуации завершенного и незавершенного развода родителей (Альбина Полещук, Инна Нестерова, Алина Гузаерова); специфика эмоционального состояния и самооценка женщин в ситуации эмоционально завершенного и незавершенного развода (Светлана Аникеева, Елена Гончарова); уровень завершенности развода в бинуклеарных семьях (Ирина Казанцева).

Третий блок - родительский стресс . С прошлого года Людмилой Петрановской начата разработка на российском материале самого понятия и исследование его взаимосвязи с характеристиками взаимоотношений с близкими людьми. Курсовая работа Вероники Кононенко продолжает эту тему: она изучает родительский стресс в семьях с приемными детьми.

Изучение специфики семей с приемными детьми каждый год является становится отдельным предметом исследований наших студентов. Так, в этом году Александра Самойловская представила данные об особенностях отношения кровных детей-подростков к приемным детям в их семье.

Четвертый блок - психическая травма . В современных исследованиях представлена широкая трактовка понятия “психическая травма”, когда на первый план выходит субъективная оценка человеком того или иного события как психотравмирующего. В этом тематическом блоке - курсовая работа об особенностях сепарации от родительской семьи молодых людей с разным уровнем посттравматического стресса (Алла Хайдукова); исследование специфики представлений молодых людей с выраженными признаками посттравматического стресса о своей будущей семье (Вера Аношко), а также проект о взаимосвязи опыта перенесенного в детстве психологического насилия с проявлением психологического насилия к собственным детям (Анна Бекетова). Отдельно можно отметить выпускную квалификационную работу Елены Миськовой о мультигенерационной травме репрессий в эмоциональной системе семьи. 

Пятый блок - особенности семейных отношений людей с аддиктивным поведением. Мария Триерс исследовала специфику структурной организации семей подростков с признаками гаджет-аддикции. Предметом научного интереса Анны Цинкер стала взаимосвязь структурной организации семьи взрослых людей с алкогольной зависимостью с уровнем их мотивации на преодоление зависимости и самоактуализацией. 

Блок исследований по теме расстройства пищевого поведения был представлен проектом Юлии Лихачевой, в рамках которого она создала психологический онлайн-марафон, посвященный супружеским отношениям женщин с эмоциогенным пищевым нарушением. Продолжает данное направление работа Марины Архиповой по изучению особенностей эмоциональных процессов в родительской семье пациенток с расстройством пищевого поведения (анорексия). 

Шестой блок - роль домашних питомцев в семье. Эта тема уже несколько лет разрабатывается Анной Яковлевной Варгой (смотрите, например, здесь). Эмпирические результаты по сравнительному анализу дискурсов о детях и питомцах у потенциальных усыновителей и владельцев домашних животных представлены в магистерской диссертации Людмилы Жуковой. Еще одна работа этого трека - курсовой проект Яны Гривняк, в котором рассматриваются особенности привязанности у взрослых, имеющих и не имеющих домашних питомцев.  

Также выпускниками и первокурсниками были представлены работы по многим другим интересным темам, ознакомиться с которыми можно здесь.