• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар

Практическая подготовка семейных психотерапевтов в нашей программе сочетается с научными исследованиями семейной системы. Магистранты включаются в исследование актуальных аспектов жизни современной семьи. Многие проблемы, которые традиционно рассматривались обособленно (например, хроническое заболевание, зависимости и проч.) изучаются в контексте семейных отношений, в целостном контексте жизни человека. Накопленный клинический опыт и психотерапевтическая теория системного подхода становится основой для их научного изучения, "операционализации" в научном исследовании.
Участие магистрантов в научных исследованиях позволяет им глубже изучить интересующие их проблемы психологии жизни семьи, усовершенствовать навыки анализа семейной системы, выявления действующих в ней закономерностей и механизмов функционирования, что является немаловажным и в практической работе психотерапевта. Организация исследований, как правило, предполагает работу с испытуемыми, дающую не только исследовательский, но и богатый клинический опыт наблюдения, установления контакта, а зачастую требующий и психотерапевтических навыков. (Кроме того, магистранты приобретают навыки поиска необходимой информации и её критического анализа, научно-обоснованной разработки и апробации собственных психотерапевтических технологий, представления результатов своей деятельности, общения с представителями своего профессионального сообщества.) Многие магистранты уже на первом году обучения участвуют в научных и научно-практических конференциях, публикуют научные статьи по результатам своих исследований, представляют на конференциях разработанные ими тренинги и семинары.

В рамках программы работает два научно-исследовательских семинара: «Исследование эффективности психотерапии» и «Исследование семейных систем».

НИС «Исследование эффективности психотерапии»
(преподаватели: Варга А.Я., Чеботарёва Е.Ю.)

Основная цель данного семинара – разработка методик оценки эффективности различных подходов и техник семейной психотерапии для решения конкретных психотерапевтических задач.
Магистранты первого года исследуют наиболее актуальные проблемы функционирования современных семей на разных этапах жизненного цикла. Например, исследуются такие проблемы, как затруднения с созданием собственной семьи, выбор брачного партнёра, установление оптимального баланса близости с партнёром, установление баланса между семейной и другими сферами жизни человека, проблемы родительства, детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений и проч.
На втором году магистранты разрабатывают способы внедрения  полученных ими результатов в реальную практику психотерапии, апробируют свои психотерапевтические программы, создают инструменты для оценки их эффективности.
Таким образом, исследовательская деятельность магистрантов нашей программы тесно связана с их практической деятельностью, это позволяет студентам усвоить высокие профессиональные и этические стандарты, сформировать навыки профессионального самосовершенствования. 

НИС "Исследование семейных систем"
(преподаватели: Будинайте Г.Л., Геронимус И.А., Коган-Лернер Л.Б.)

Семинар реализует четыре основных трека: 
1. Семья с аддикцией (зависимостью) 
В настоящее время изучаются обобщенные характеристики семьи (её способность к адаптации и эмоциональная близость в семье, то есть структурные характеристики, предложенные Д. Олсоном), в которой есть зависимый подросток. Исследуется также история семьи взрослого человека, страдающего зависимостями.

2. Семья с ребёнком с хроническим заболеванием
В рамках этого трека исследуются особенности структурной организации семьи с ребёнком-онкопациентом на разных этапах болезни ребёнка.
На сегодняшний день в онкопсихологии и онкопедиатрии одно из самых актуальных и активно развивающихся направлений – исследования, связанные с реабилитацией и социализацией детей, переживших онкозаболевание. При этом очевидна роль семьи и ближайшего окружения в процессе реабилитации. В одном из исследований, представленных в этом треке, предполагается сравнить структурные характеристики семьи с болеющим ребёнком, со структурными характеристиками семьи с ребёнком, находящимся на этапе ремиссии, а также структурными характеристиками семьи с условно здоровым ребёнком. Это позволит увидеть динамику структурных изменений семейной системы на разных этапах заболевания, определить основные направления работы помогающих специалистов с такими семьями.

3. Семья, пережившая развод
Одно направлений работы семинара – исследование семей, переживших развод. Исследования наших магистрантов реализуются в рамках дискурса о «завершённом»/ «незавершённом» разводе. Это позволяет рассматривать их как часть исследовательской традиции дифференцированного подхода к разводной ситуации в противовес дефицитарной модели развода, характерной для классических исследований в этой области. В настоящее время проводится исследование представлений о своей семье ребёнка, пережившего развод родителей. А также реализуется проект по созданию опросника «Завершённый/незавершённый развод» для разведённых семей с детьми.

4. Разработка методических средств для исследования семейных систем
Системный подход, имея богатую клиническую историю, нуждается в разработке методик и измерительных средств, который бы позволяли операционализировать те феномены, которые обнаруживают себя клинически. 
Кроме того, системный подход предполагает постановку актуальных вопросов о системной природе самого исследования как системы взаимодействия испытуемых и исследователей. Это ставит новые методологические вопросы о том, что нужно понимать под "объективностью", психотехнической (обучающей, меняющей изучаемую реальность) природе психологического исследования. Это все важные и интересные темы, поскольку практика оказывается тесно переплетена с исследованиями.

Исследовательские проекты реализуются на базе различных учреждений: Лечебно-реабилитационного центра «Русское поле» (г. Чехов); Российской детской клинической больницы; реабилитационных наркологических центров; Московской службы психологической помощи населению; московских школ и вузов.