• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
28
Март

Отзывы о программе

Алла Хайдукова

студентка 1 курса

 

Если сейчас вы читаете этот текст, то, очевидно, озадачены выбором самого лучшего варианта высшего психологического образования.
Итак, какие основные плюсы Вышки? Авторитетный диплом, скажете вы, и... ошибётесь. Потому что диплом ВШЭ бесспорный, но не единственный сильный аргумент, на мой взгляд. Получить достойную «корочку» вы можете не только здесь, а вот выйти через два года учёбы «в жизнь» сформированным и абсолютно готовым к реальной работе психологом-ПРАКТИКОМ, это вещь посерьёзнее.
Представьте, как если бы вы пришли на обучение в школу фигурного катания. Вам, скорее всего, не будут читать бесчисленные лекции о свойствах льда и пируэтах, а предложат надеть коньки, выйти на лёд и много трудиться. Станете ли вы выдающимся фигуристом - зависит от ваших усилий и таланта, но вы твёрдо знаете, что уверенно стоять на коньках вас тут научат.
Так и на магистерской программе ССТ. Участие в семинарах, наблюдение за работой педагогов с клиентами и семьями, посещение профильных и медицинских заведений сначала в роли наблюдателя, а затем - действующего психолога, обязательные супервизии, на которых вы показываете, чему научились, и получаете обратную связь от действующих практиков самого высокого уровня - всё это просто не оставляет у вас шансов не научиться работать. 
Отличие от примера с ледовой школой в том, что лекции (в большинстве своём нужные и увлекательные) всё-таки будут, как и написание магистерской работы. Но это уже неотъемлемая составляющая любого академического образования. 
Что ещё? Наверняка вы уже ознакомились со списком педагогов, и нет никакой необходимости говорить о том, что учиться у корифеев - это круто! Но важно и то, что преподавательский состав направления ССТ - большие энтузиасты, активно развивающие направление системной семейной психотерапии в России и неравнодушные к тому, каких специалистов готовят. Магистерская группа небольшая, и каждому студенту уделяется внимание. 
Вообще я была приятно удивлена, если не сказать, поражена, очень доброжелательным, «человечным» и абсолютно не формальным отношением преподавателей к нам, магистрантам. «Коллеги» - это не просто обращение педагогов к студентам с первого дня обучения. Могу сказать, что действительно ощущаю бережную и уважительную поддержку. Нет никаких сложностей в том, чтобы обратиться к педагогу с вопросом или просьбой, вам всегда помогут. 
Скажу честно - учиться трудно. Просто будьте к этому готовы и взвесьте свои возможности. Очень плотный график занятий первого года, которые, поверьте, вам вряд ли захочется пропускать (потому что интересно и потому что невосполнимо), очень приличный объём «домашней» работы, глубокие темы, которые могут затронуть ваши уязвимые места... На какой-то период времени учёба и всё, что с ней связано, становится главным приоритетом.
НО я не перестаю восхищаться тем, как много системный подход даёт в каждодневной, даже не профессиональной жизни. Как структурирует имеющиеся знания и представления. Как многое проясняет в собственной семейной истории. Как будто вы смотрели кино в обычном формате, а потом пришли в IMAX 3D на авторскую версию без купюр в сопровождении лекции Антона Долина :) 
Считаю обучение на магистерской программе ССТ серьёзнейшим вкладом в себя - и с профессиональной, и с обывательской точки зрения.
Могу сказать как инсайдер, что, обучаясь, не только не разочаровалась в своём выборе, но всё больше убеждаюсь в том, насколько верным он был. 
Приходите! Легко не будет, но интересно - безусловно!


Алина Рабинович

студентка 1 курса

 

На программу «Системная семейная психотерапия» я пришла за новой профессией, с желанием обучиться ремеслу психологического консультирования и психотерапии. Учиться снова и заново, спустя 10 лет после выпуска с филологического факультета МГУ, было непростым, но осознанным решением. И я долго искала ту программу, которая отвечала бы моему желанию стать профессионалом и пониманию смысла психотерапии. Когда я узнала о программе «Системная семейная психотерапия» в Высшей школе экономики, пообщалась с ее выпускниками, побывала на нескольких днях открытых дверей, то довольно быстро поняла, что это направление психологии и сама программа – то, что я ищу. И я ни разу не пожалела о своем выборе.
Учиться трудно и легко одновременно. Трудно потому, что приходится осваивать много теории, которую довольно быстро нужно переложить на практику и сразу появляется много практической работы, которая требует сосредоточенности и осознанности. Легко то, что учиться очень интересно и чем дальше, тем больше я убеждаюсь, что программа дает все инструменты для начала работы психологом-практиком. Также большим плюсом программы для меня стала возможность осуществить собственное научное исследование уже на первом курсе. Иногда кажется – это отвлекает от освоения практических навыков, но в процессе работы понимаешь, что опыт научного исследования, умение спроектировать его, выдвинуть гипотезу, подобрать методы, работа с участниками исследования – все это очень важная часть освоения профессии. И самое главное для меня, что происходит в процесс обучения на программе – это смена образа мышления, освоение новой оптики и системности восприятия человеческих отношений и проблем, с которыми люди приходят к психологу.




Людмила Жукова

студентка 2 курса

 




Оглядываясь на полтора года учебы в Вышке и предвкушая оставшиеся полгода, я подумала: А решилась бы я ввязываться в авантюру под названием «Магистратура ССТ», обремененная нынешними знаниями о том сколько это потребует сил и времени? – Да ни за что на свете… я бы не упустила такую возможность )
Для меня решение пойти учиться было довольно радикальным – я уже лет двадцать (даже больше, но к черту подробности) преподаю в РГГУ, несколько лет в Вышке и вновь оказаться в роли студентки было одновременно соблазнительно и страшно. К тому же то, чему я училась раньше и чему учу студентов связано с другой сферой – историей религии, и, соответственно, у меня, как, впрочем, и у многих моих нынешних однокурсников нет базового психологического образования. Кстати, многообразие бэкграундов позволяет нам расширять горизонты – психотерапевту приходится быть любознательным, и когда твое любопытство между делом – на переменке или в неумолкающем групповом чатике – может удовлетворить антрополог, востоковед, журналист, религиовед, священник (sic!), не говоря уже о практикующих психотерапевтах – это, простите за клише, бесценно. Кроме того, очень важно ощущать свою принадлежность к профессиональному сообществу – и группа это ощущение не только дружеской, но и профессиональной поддержки дает. Вообще говорить о группе вне жанра панегирика для меня непосильная задача – «прекрасен наш союз»! А теперь несколько слов о «дружных музах» под сенью которых он «срастался». 
Рассказывая знакомым и незнакомым о магистерской программе периодически чувствуешь себя Хлестаковым в подпитии, поскольку и ты, как выясняется, «с Пушкиным на дружеской ноге» - программу создали и реализуют известные специалисты, пионеры системного подхода в России. И, что очень важно, помимо занятий, предусмотренных расписанием, эти «звезды» доступны и во внеучебное время, открыты для консультаций и супервизий. Мне как преподавателю всегда хотелось, чтобы помимо качественного учебного процесса студенты пребывали в дружелюбной атмосфере, и я, оказавшись по ту сторону «кафедры», очень рада, что преподаватели программы, очевидно, разделяют это мнение.
Должна сказать, что я завидую, вам – читателям этого отзыва, которые решатся пуститься во все тяжкие в двухгодичное приключение-обучение, потому что вот уже полтора года испытываю интеллектуальное и эмоциональное наслаждение, но порой и нечеловеческую усталость. И тем не менее, сейчас мне трудно представить себя вне этого потока – обучения, общения, практики.  Вливайтесь! )

 


Мария Триерс

студентка 2 курса



Когда я решила, что хочу получить образование в сфере психологии, я обратилась за рекомендациями к знающим людям и профессионалам в своей деятельности. Первое, что меня спросили: «Зачем ты хочешь учиться психологии?». Я чётко знала, чего хочу, поэтому ответила, не задумываясь: «Чтобы открыть свою частную психологическую практику и консультировать». «Тогда тебе точно в Вышку» – ответили мне.
Выбирая программу для обучения психологии в магистратуре уже в НИУ ВШЭ, я отметила для себя, что в отличие от других программ, на магистерской программе «Системная семейная психотерапия» - много практики, и она начинается почти сразу, уже на первом году обучения. На мой взгляд, это особое преимущество программы для начинающего специалиста.
Магистратура по системной семейной психотерапии – лучшее, что случилось со мной за предыдущие 10 лет в плане образования, потому что это уникальная возможность учиться у лучших специалистов в области системной семейной терапии в России, при этом все преподаватели программы – практикующие терапевты.



Ксения Леонова

выпускница 2018 года

 

В программу я пришла из практики. Я работала психологом в наркологической реабилитации и отчетливо поняла, как важно системное видение и умение работать с семьей.
Магистерская программа "Системная семейная психотерапия" по-своему уникальна. С одной стороны, благодаря обширной клинической практике и супервизиям, она позволяет освоить практические навыки, с другой - получить степень магистра психологии. В отличие от других магистерских программ, теория тут органично вплетена в практику, поэтому лекции не выглядят бесполезными и занудными.
Очень важной для меня стала возможность изучать различные терапевтические направления в рамках системного подхода и выбирать наиболее близкие по духу, продолжить знакомство с нарративной практикой, освоить ориентированную на решение краткосрочную терапию. Полезно наблюдать за работой разных терапевтов, изнутри узнавать скрытую от посторонних глаз кухню, вырабатывать собственный стиль.
Достаточно высокую стоимость программы я считаю вполне обоснованной. Если отдельно заканчивать магистратуру и качественную программу повышения квалификации по какому-либо направлению психотерапии, материальные (и тем более временные затраты) будут значительно выше.
Хотя я в большей степени вдохновилась практической составляющей обучения, научно-исследовательские семинары, благодаря широким возможностям для исследований, уважению и поддержке исследовательского интереса магистрантов, также стали для меня ценным опытом.



Алина Шур

выпускница 2017 года

 

Выбирая программу для обучения в магистратуре, я, в первую очередь, искала место, где не просто получу серьезную теоретическую подготовку, но и где меня научат применять эти знания на практике. И я не ошиблась с выбором. Магистратура по системной семейной психотерапии – это возможность учиться у лучших преподавателей, наблюдать за их работой в течение первого года обучения, принимать участие в обсуждении каждой сессии с клиентами, подробно разбирать использованные приемы и перспективы развития терапии. Это глубокие теоретические знания, которые студенты тут же могут применить на базах для практики. Это свобода выбора интересной темы для собственного исследования, возможность участвовать в конференциях, публиковаться. Обучение на этой программе подразумевает, что ты становишься практикующим специалистом, который умеет в разных подходах работать и с большой семьей, и с парами, и индивидуально. Обучение требует полной отдачи и включенности, на втором году обучения уже сами студенты приводят клиентов и ведут работу под контролем преподавателя-супервизора, который помогает разобраться в сложном для начинающего специалиста случае, избежать многих ошибок и быть более эффективными терапевтами.