• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
19
Май

«МИЭФ научил меня расставлять приоритеты»

Ольга Балакина окончила магистратуру МИЭФ в 2011 году, а в мае этого года успешно защитила диссертацию PhD по финансам в Университете Боккони (Италия). Осенью Ольга продолжит свою академическую карьеру в одном из старейших университетов Северной Европы – в Университете Лунда (Швеция). О хорошей памяти, шоколаде и работе в режиме нон-стоп, Ольга рассказала порталу МИЭФ.

- Ольга, Вы учились на PhD программе 6 лет, это было сложное время?

- Было не так сложно. Первые два года на PhD программе мы проходили теоретические, базовые курсы по макроэкономике, микроэкономике, эконометрике и математике, чтобы привести знания всех студентов к какому-то единому уровню. Потому что люди поступили на программу с разных направлений, например, на моем курсе училось очень много ребят из Политехнического университета Милана с сильной математической подготовкой, но слабой экономикой. У меня же была возможность все вспомнить и повторить, и, конечно, знания, полученные в МИЭФ, мне существенно облегчили жизнь в этот период. Благодаря МИЭФ я была знакома с большинством теорий, которые мы проходили в Боккони, поэтому мне не было страшно или некомфортно учиться. В Боккони нам давали очень много домашних заданий, но в МИЭФ, как я помню, их было еще больше, поэтому справиться с большим объемом информации, возможно, мне было даже проще, чем остальным ребятам.

- Благодаря МИЭФ Вы научились распределять свое время…

- Да, и расставлять приоритеты. В МИЭФ, как правило, учатся очень целеустремленные люди, привыкшие получать высшую оценку за свои знания везде, где они учились прежде. Знаете, включается «синдром отличника» и ты пытаешься по всем предметам получать высший балл, но в МИЭФ это крайне тяжело делать, ты расходуешь очень много сил, энергии, нервов и не факт, что все в итоге получится. Я поняла, что действительно важно, так это определиться с теми предметами, которые тебе интересны и значимы для дальнейшей карьеры, и на них концентрировать свое внимание, относясь легче к остальным оценкам, не расстраиваться, что что-то знаешь чуть хуже. Это очень важный жизненный урок, который я получила в МИЭФ, и я благодарна за него.

- В какой момент пришло осознание, что академическая карьера – это ваш путь?

- Мои друзья говорят, что слово «профессор» написано у меня на лбу. Я родилась с очень хорошей памятью, поэтому мне никогда не составляло труда что-то выучить, и я всегда училась очень хорошо, определение «ботаник» - это про меня. Однако я старалась не просто зубрить что-либо, но понимать суть. И, как мне кажется, когда ты сам понимаешь предмет, тебе легко его объяснить другому человеку на доступных для него примерах. И мне нравилось это делать, нравилось объяснять. Я еще в школе начала заниматься репетиторством, это были математика и экономика. Помимо преподавания меня всегда увлекал процесс чтения и узнавания чего-то нового. А вот принять решение по поводу PhD программы мне помогла выпускница МИЭФ Светлана Брызгалова, мы с ней в разное время оканчивали бакалавриат по специальности Математические методы в экономике в Нижегородском филиале Вышки. Она мне сказала, что выбирать академическую карьеру нужно только в том случае, если чувствуешь, что ты сможешь там максимально реализоваться. К моменту нашего с ней разговора я уже прошла несколько стажировок, в том числе в отделе риск менеджмента в Райффайзенбанке, и поняла, что первые несколько месяцев мне интересно, но потом становится скучно. И только академическая карьера, с одной стороны, дает много личной свободы, с другой – в ней все зависит от твоего постоянного развития, этот рост не прекращается никогда. А это то, к чему я была склонна с детства, что мне нравится.

- После магистратуры Вы получили приглашения из нескольких университетов, что понравилось в Боккони?

- Я бы начала с того, что процесс поступления на PhD программу очень напряженный и тревожный. Я получила несколько отказов, и воспринимать отказы мне до сих пор тяжело. Но нужно быть готовым, что в академии их будет на самом деле много. Программу в Боккони выбрала по нескольким причинам. Во-первых, потому что профессора МИЭФ назвали ее одной из немногих конкурентоспособных европейских программ по финансам с американскими программами. Во-вторых, мне понравились отзывы, и все что я прочла об университете в Интернете. И наконец, я когда-то давно учила итальянский язык, подумала, что это знак. И надо сказать, что в Италии очень плохо говорят на английском языке вне университета, поэтому даже мой не самый высокий уровень итальянского очень помогал в бытовой жизни.

- Все ли Ваши ожидания от PhD программы оправдались?

- Я ожидала, что на программе мне помогут определиться с темой диссертации и дальнейших исследований, но это оказалось не так. Опыт моих друзей и мой личный опыт доказал мне, что это приходится делать самому, никто за тебя ничего не решит. Сначала я выбрала макроэкономику, потому что я хорошо ее знала, и мне ее посоветовали профессора университета Боккони, чье мнение для меня, конечно, было авторитетным. Но оказалось, что это совершенно не мое. Благодаря общению с друзьями-коллегами я вышла на тему Behavioral Finance and Household Finance, о которой сегодня могу говорить и думать часами. В университете Боккони мало кто занимается этой темой, поэтому я бы посоветовала людям, собирающимся поступать на PhD, выбирать университет более внимательно, смотреть, что за люди там работают и насколько широко представлены те области, которые потенциально вас могли бы заинтересовать, а не только какая-то одна область.

- Общение – это важный элемент в академической карьере?

- Да, очень важно в какой-то момент побороть свой страх, свою внутреннюю неуверенность, робость и начать подходить к людям, чтобы представить себя и тему своего исследования. Это нормальная практика. Например, я в какой-то момент начала общаться с молодыми специалистами, с которыми знакомилась на job market. Как правило, они сами не так давно окончили PhD программы и в курсе, как работает рынок, что сейчас интересно, какие новые темы получают развитие. Они примерно одного с тобой возраста, поэтому не возникает возрастного барьера и, возможно, в перспективе с ними будет интересно поработать. В Италии нет проблем, чтобы подойти друг к другу. Немного иначе дело обстоит в Северной Европе, где люди более закрыты, потому что по климатическим условиям вынуждены больше времени проводить в своих домах. Но и там не стоит робеть. В прошлом году в университете Копенгагена я, представляясь, презентовала датчанам плитку шоколада. Конечно, у них так не принято, но поскольку я иностранка, у меня иной менталитет, мне это простили. Особенностями своего национального характера тоже нужно уметь пользоваться.

- Тема вашей диссертационной работы звучит так: «Essays in Behavioral Finance and Banking», расскажите, что конкретно Вы изучали?

- Моя диссертация состоит из трех частей. Одна часть связана с моей магистерской работой в МИЭФ – это банковское дело. У меня была статья и уже позже совместно с профессором из университета Боккони (Professor Donato Masciandaro) вышла книга (Banking Secrecy and Global Finance), в которой мы изучили вопрос, как страны попадают в «черный список», помогая отмывать деньги и скрываться от налогов. Влияет ли факт попадания в «черный список» на поведение этих стран, приостанавливает ли эта мера процесс отмывания денег и так далее.

Две другие части диссертационной работы – это статьи по поведенческим финансам, в которых я изучаю вопрос, как социальные связи влияют на процесс принятия финансовых решений индивидов и домохозяйств. В частности, как окружение человека (коллеги, семья, друзья) влияет на его решения инвестировать в акции, или нет. К примеру, в Швеции 80% населения страны инвестируют в акции, в Дании и США порядка 30%. Я исследую то, как люди принимают решения, во что они готовы вкладывать деньги, а во что – нет и так далее. На данный момент я рассматриваю население Дании, в дальнейшем это будет еще и Швеция. Выбор стран связан с тем, что у них есть обширные базы данных населения (вся основная информация о человеке с момента его рождения и по настоящий момент), к примеру, в Дании на каждого гражданина ежегодно собирается по 35 000 переменных (показателей). Сейчас у меня есть доступ к этим данным, соответственно все свои научные выводы мне будет не сложно тестировать на этой базе, а для ученого очень важна проверка гипотез на реальных людях.

- Какую должность Вы получили в Университете Лунда?

- Постдокторат, или сокращенно – постдок. В странах Западной Европы, Америки и Австралии этим словом именуют молодых ученых, которые недавно получили степень PhD. Мне нужно будет работать на этой позиции два года, после чего я могу претендовать на должность доктора наук (профессора). Там я буду продолжать работать над темой моей диссертации, плюс мой контракт предполагает 20% преподавательской деятельности. Какие курсы буду вести в Лунде - не знаю, это будет ясно в сентябре, но так как курсы постдоку назначают в зависимости от его специализации и опыта работы, предполагаю, что они будут связаны с финансами. В Боккони я вела семинары для PhD студентов младших лет по макроэкономике и ценообразованию активов, а также была ассистентом профессора, что предполагало проверку экзаменов и домашних работ.

- Сейчас у вас отпуск, Вам комфортно находиться без дела?

- Я редко остаюсь без дела, это один из недостатков академической карьеры – работа не по графику. Например, сегодня по дороге из Нижнего Новгорода до Москвы я работала, расслабиться очень тяжело, я постоянно прокручиваю в голове, как можно доработать, улучшить свои статьи. Но, конечно, я могу позволить себе не думать о работе какое-то время, но потом этот внутренний диалог включается снова. Но мне в этом комфортно. Убеждена, чем бы человек не занимался – он должен любить свое дело, иначе это путь в никуда.

Анастасия Чумак, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ